Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть II.
Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ высшего образования с учетом соответствующих профессиональных стандартов
Основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее - ОПОП, программы ВО) включают программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы аспирантуры (адъюнктуры), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Требование обновления программ ВО с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы подразумевает учет содержания соответствующих ПС. При этом в случае, если ПС для определенной деятельности не разрабатываются (государственная гражданская служба, военная служба, специальная служба, служба в правоохранительных органах), при разработке ОПОП вуз вправе руководствоваться соответствующими должностными регламентами либо иными нормативными правовыми актами, содержащими требования к специалистам.
После актуализации ФГОС и примерных основных образовательных программ в них должны будут перечислены ПС, соответствующие данному направлению подготовки (специальности). Организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее организация, ОО), должна руководствоваться этим перечнем, принимая решение, какие ПС должны быть учтены ею в разрабатываемых ОПОП. Основанием для принятия такого решения могут быть также рекомендации УМО и требования ключевых для ОО работодателей. Для разработки указанных рекомендаций УМО создают рабочие группы, формируют общие требования по учету ПС в ОПОП отдельных направлений или специальностей на уровне принятых примерных основных образовательных программ (ПООП).
При наличии актуализированных ПООП, утвержденных соответствующими УМО, ОО разрабатывает программы ВО с их учетом.
До момента, пока во ФГОС не появятся перечни соответствующих ПС, или в том случае, если в актуализированный ФГОС не внесен такой перечень, при разработке ОПОП образовательная организация учитывает требования ПС, выбранных ею самостоятельно в качестве соответствующих направленности программы, по алгоритму, изложенному в Шаге 2 Части II настоящих "Методических рекомендаций".
Степень учета квалификационных требований ПС может различаться в зависимости от уровня высшего образования (возможность учета требований ПС в программах бакалавриата и аспирантуры (адъюнктуры/ассистентуры/стажировки) может быть ниже, чем в программах специальностей и магистратуры).
Разработку ОПОП с учетом требований ПС рекомендуется осуществлять путем ряда последовательных шагов.
Шаг 1. Создание рабочих групп
В целях разработки программы ВО создается рабочая группа по разработке комплекта документов ОПОП и по усмотрению вуза рабочие группы по разработке рабочих программ дисциплин (модулей).
Рабочая группа по разработке комплекта документов ОПОП формируется из числа представителей руководства вуза, специалистов организаций (предприятий), представляющих соответствующий сегмент рынка труда, по возможности, выпускников данной или схожей по направленности ОПОП, а также может включать в себя ведущих специалистов в области образовательных технологий, методик обучения, организации образовательного процесса.
Задачей рабочей группы является разработка согласованных подходов к разработке ОПОП с точки зрения обеспечения учета требований соответствующих профессиональных стандартов, либо иных квалификационных требований, закрепленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Рабочая группа выполняет следующие виды работ:
разработка компетентностной модели выпускника (как цели и результатов освоения программы с учетом направленности программы, то есть в том числе компетенций ее вариативной части) с учетом ПС;
выбор образовательной технологии системного уровня (в том числе установление требований к уровням формирования (развития) компетенций, последовательности и логике освоения (развития) компетенций, набору дисциплин/модулей, для каждого из которых обозначены результаты обучения и указан объем в зачетных единицах (кредитах);
создание подходящей системы оценки и обеспечения качества, сфокусированной на обеспечении логичности всей учебной программы и функционирования элементов обратной связи;
подготовка рекомендаций для разработчиков рабочих программ дисциплин/модулей.
Рабочая группа также формулирует рекомендации разработчикам рабочих программ дисциплин/модулей ООП в части применения профессиональных стандартов или иных квалификационных требований рынка труда.
Рабочие группы по разработке рабочих программ дисциплин (модулей) формируются из числа педагогов, представителей работодателей (для модулей вариативной части - в обязательном порядке), специалистов в области методик обучения.
Рабочие группы по разработке рабочих программ междисциплинарных модулей формируются как межкафедральные. При этом для каждого модуля может быть установлена кафедра, которая является головной для модуля.
Задачами рабочих групп по разработке рабочих программ являются:
разработка требований к результатам обучения по дисциплине/модулю (формируемым знаниям, умениям, навыкам, формируемым компетенциям);
выбор образовательных технологий дисциплинарного/модульного уровня и планирование их реализации;
определение видов и объема (в часах) контактной работы обучающегося с преподавателем и самостоятельной работы обучающегося;
разработка требований к фондам оценочных средств для промежуточной аттестации;
определение подходящих стратегий преподавания, обучения и оценки для обеспечения достижения запланированных результатов обучения и развития требуемых компетенций выпускников и подготовка соответствующих рекомендаций преподавателям.
Шаг 2. Определение объема учета ПС в образовательной программе
Обновление программы ВО связано непосредственно с внешним заказом - потребностями рынка труда, организаций работодателей, граждан. При этом необходимо учитывать, что содержание программ ВО ведет к получению квалификации, соответствующей современному уровню развития науки, техники, технологий, экономики.
Наименование образовательной программы формулируется разработчиком с указанием наименования специальности или направления подготовки и направленности образовательной программы. В том случае, если направленность образовательной программы совпадает с наименованием направления подготовки, то после направленности указывается "программа широкого профиля".
Разработчики программы соотносят требования ПС, требования ФГОС и направленность программы с целью формирования компетентностной модели выпускника, максимально подготовленного к профессиональной деятельности и обладающего необходимым объемом знаний, включая фундаментальные, и ключевыми компетенциями - профессиональными и универсальными.
Результаты работы группы разработчиков на этом шаге можно оформить в виде таблицы (таблица 12). Материалы таблицы впоследствии будут перенесены на титульный лист и в пояснительную записку к программе.
Таблица 12. Материалы для заполнения титульного листа и пояснительной записки к программе
Назначение программы |
Название программы |
Номер уровня квалификации |
Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Шаг 3. Анализ обобщенных трудовых функций
Для анализа нужно выбирать содержание ПС, которое относится к выбранному на первом шаге данного алгоритма уровню квалификации: обобщенные трудовые функции (далее - ОТФ) и трудовые функции (далее - ТФ), а также квалификационные требования к работникам, изложенные в ПС*(14). Формулировки требований ФГОС ВО и ПС могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений. Выводы об отличиях и целесообразности внесения изменений в программу рекомендуется согласовать с работодателями. Обоснование изменений, дополнений должны быть описаны в пояснительной записке к программе.
В высшем образовании под видом профессиональной деятельности понимается научная, проектная, педагогическая, организационно-управленческая, проектно-конструкторская и иная деятельность. При разработке и реализации программ бакалавриата, специалитета и магистратуры (в меньшей степени - программ аспирантуры) образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится выпускник, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.
Для уточнения/дополнения этого раздела образовательной программы рекомендуется:
проанализировать перечень обобщенных трудовых функций ПС, отобранных для разработки образовательной программы;
выбрать наиболее значимые обобщенные трудовые функции, не нашедшие отражения в ФГОС;
определить вид(ы) профессиональной деятельности, к которым относятся выбранные обобщенные трудовые функции, и соотнести их с задачами профессиональной деятельности в ФГОС ВО.
При сопоставлении важно понять, есть ли в ПС обобщенная трудовая функция (функции), которая не представлена в ФГОС, но которую необходимо учесть в профессиональной образовательной программе.
Шаг 4. Анализ трудовых функций
На этом шаге проводится уточнение задач профессиональной деятельности, к решению которых готовится выпускник. Для этого необходимо:
проанализировать перечень трудовых функций, отобранных для разработки конкретной образовательной программы;
выбрать наиболее значимые трудовые функции;
при необходимости на основе выбранных трудовых функций составить обобщенный перечень задач профессиональной деятельности выпускника образовательной программы высшего образования и сопоставить его с ФГОС.
Итог шага оформляется в таблице (таблица 13).
Таблица 13. Сопоставление профессиональных задач ФГОС и трудовых функций ПС
Требования ФГОС ВО |
Требования ПС |
Выводы |
Профессиональные задачи |
Обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции (ТФ) |
|
|
|
|
|
|
|
Шаг 5. Формирование перечня компетенций, вносимых в ООП дополнительно к компетенциям ФГОС ВО
При использовании ПС для формирования расширенного перечня профессиональных компетенций образовательной программы необходимо:
проанализировать раздел II "Описание трудовых функций, которые содержит профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)" и раздел III "Характеристика обобщенных трудовых функций" всех ПС, используемых для разработки образовательных программ;
отобрать наиболее значимые для конкретного проекта образовательной программы трудовые функции, описанные в отдельных пунктах раздела III;
проанализировать сформулированные в ПС квалификационные требования к выбранным трудовым функциям;
составить на основе отобранных единиц профессионального стандарта и квалификационных требований к ним перечень профессиональных компетенций. Рекомендуется учесть, что предлагаемые работодателем описания трудовых функций могут носить несколько иной характер, чем формулировки профессиональных компетенций, формируемых в период обучения, в связи с тем, что трудовые функции предполагают наличие практического опыта, которого нет у обучающихся и который может быть сформирован у выпускников только в объеме трудоемкости практической подготовки, предусмотренной ФГОС.
Итог шага оформляется в таблице (таблица 14).
Таблица 14. Сопоставление профессиональных компетенций ФГОС и трудовых функций ПС
Требования ФГОС ВО |
Требования ПС |
Выводы |
Профессиональные компетенции по каждому ВД |
Трудовые функции по каждой ОТФ и квалификационные требования к ним, сформулированные в ПС |
|
|
|
|
|
|
|
Шаг 6. Формирование результатов освоения программы с учетом ПС
Сопоставление, проведенное на предыдущих шагах, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы.
В высшем образовании в зависимости от уровня программы это общекультурные (ОК) или универсальные (УК) компетенции, общепрофессиональные компетенции (ОПК), а также сгруппированные по видам профессиональной деятельности профессиональные компетенции (ПК) и (или) профессионально-специализированные компетенции (ПСК).
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования, соответствующие ФГОС и учитывающие требования профессионального стандарта (стандартов), удобно представить в формате следующей таблицы (таблица 15).
Таблица 15. Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования
Виды профессиональной деятельности |
Профессиональные задачи |
Профессиональные компетенции и (или) профессионально-специализированные компетенции) |
1 |
2 |
3 |
ВПД 1 ... |
|
ПК ... |
|
|
ПК ... |
ВПД n ... |
|
ПК ..., ПСК ... |
|
|
ПК ..., ПСК ... |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК): _________________________________ | ||
Универсальные компетенции (УК) или общекультурные компетенции (ОК)*(15): _ |
Шаг 7. Учет ПС при разработке фонда оценочных средств (системы оценки)
Освоение программы ВО, в том числе отдельной части или всего объема дисциплины (модуля), сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ). Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.
Освоение программ ВО завершается итоговой (государственной итоговой) аттестацией, которая является обязательной.
На данном шаге заполняется основная таблица 15 для результатов обучения по программе в целом и разрабатывается первая часть фонда оценочных средств.
Фонд оценочных средств состоит из трех частей:
оценочные средства для итоговой аттестации; оценочные средства промежуточной аттестации для проведения экзаменов и зачетов по дисциплинам (модулям), практикам;
оценочные средства текущего контроля (материалы преподавателя для проверки освоения обучающимися учебного материала, включая входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ, заданий учебной, производственной практики и т.п.).
Оценивание компетенций, составляющих вид деятельности, подразумевает констатацию способности обучающихся применять знания и умения, осуществлять необходимые действия на рабочем месте, которые ведут к получению определенного результата (продукта) деятельности или являются содержательным наполнением процесса трудовой (профессиональной) деятельности. Важно провести интегральную, комплексную оценку компетенций, а не отдельных умений и знаний их составляющих.
Таким образом, показатель оценки компетенций представляет собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности. Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества процесса или результата деятельности. Корректно сформулированные показатели оценки результата являются основой для разработки оценочных средств к итоговой аттестации. В процессе оценивания компетенций необходимо предусматривать комплексные показатели, исключающие механическое сложение результатов оценки отдельных знаний или умений. Компетенция не сводится к отдельному умению или знанию, а, следовательно, и показатели ее сформированности должны носить комплексный характер.
Показатели усвоения знаний могут быть сформулированы через описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций: воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценка и др. Показатели можно формулировать, используя уровневую классификацию освоения знаний: "знание", "понимание", "применение", "анализ", "синтез", "оценка".
Показатели освоения умений, практического опыта содержат характеристику видов работ, выполненных обучающимся во время практики, критерии - указание на их объем и (или) качество выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика. Этот раздел обеспечивает обоснованность выбора баз практик и содержание заданий для обучающихся.
Шаг 8. Учет ПС при формировании структуры и содержания программы
ФГОС ВО определяет только объемные характеристики блоков программы, а также соотношение в них базовой и вариативной части. Последнее изменяется в зависимости от уровня высшего образования. Набор дисциплин (модулей) организация, реализующая программы высшего образования, определяет самостоятельно: для базовой части с учетом примерной (примерных) программы (программ), для вариативной с учетом направленности (профиля) программы. Представляется целесообразным учитывать квалификационные требования ПС при разработке вариативной части образовательных программ.
Разработка программы учебной и производственной практики
При определении содержания программы важно пойти от результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и/или прои
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.