Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 15394-2013
"Упаковка. Линейные символы штрихового кода и двумерные символы на этикетках для отгрузки, транспортирования и приемки. Общие требования"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2013 г. N 106-ст)
Packaging. Linear bar code symbols and two-dimensional symbols for shipping, transport and receiving labels. General requirements
Дата введения - 1 января 2014 г.
Взамен ГОСТ Р 51294.10-2002
Введение
Использование электронного обмена данными (Electronic Data Interchange; EDI) в сочетании с реальными транспортированием и обработкой упакованных грузов, которые обеспечены прослеживаемостью по ISO 9000, требует простого и уникального идентификатора, связанного с данными в электронном виде и транспортируемой единицей.
Транспортные этикетки, маркированные символами штрихового кода, широко используются в международной отраслевой кооперации. Существует ряд различных стандартов, каждый из которых разработан в соответствии с требованиями определенной отрасли. Для эффективного и практичного использования в отраслевых и межотраслевых рамках необходим общий многоотраслевой стандарт.
Транспортная этикетка, маркированная символами штрихового кода, разрабатывается для обеспечения автоматизации управленческих операций отгрузки и приемки. Информация, закодированная в штриховом коде на транспортной этикетке, может служить ключом для доступа к соответствующей базе данных, содержащей детальную информацию о транспортируемой единице, включая информацию, передаваемую путем электронного обмена данными. По согласованию между торговыми партнерами транспортная этикетка может также содержать и иную информацию.
Двумерные символы могут быть использованы для обеспечения дополнительной передачи больших объемов данных, которые содержат транспортные этикетки, или данных, передаваемых отправителем получателю путем электронного обмена данными, а также для обеспечения работы систем автоматизированной сортировки и отслеживания движения и мест нахождения грузов.
В настоящем стандарте приведены общие требования стандартов на технологии, структуры данных и соответствие средств автоматической идентификации, разработанных подкомитетом ISO/IEC JTC/SC 31 "Технологии автоматической идентификации и сбора данных", а также учтенные требования пользователей к этикеткам для грузов.
Настоящий стандарт устанавливает международные требования к маркировке грузов, а ISO 22742 - международные требования к маркировке упакованной продукции. Таким образом, оба указанных стандарта дополняют друг друга. ISO 17365, подготовленный совместной рабочей группой (joint working group; JWG) "Применение радиочастотной идентификации в цепях поставок" в рамках международных технических комитетов ISO/TC 122 и ISO/TC 104, является международным стандартом по применению радиочастотных меток на грузовых/транспортируемых единицах.
Настоящий стандарт рекомендуется использовать в качестве основы для разработки стандартов по применению в конкретных областях деятельности, регламентирующих требования к этикеткам с символами штрихового кода и двумерными символами для отгрузки, транспортирования и приемки. Указанные стандарты могут устанавливать конкретные требования в пределах ограничений, установленных в настоящем стандарте.
Сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает:
- минимальные требования по разработке этикеток, содержащих линейные символы штрихового кода и двумерные символы, обеспечивающие передачу данных между торговыми партнерами, и размещаемых на транспортируемых единицах;
- требования по обеспечению прослеживаемости транспортируемых единиц с помощью уникального идентификатора транспортируемой единицы (номерного знака);
- руководство по формированию этикетки, содержащей данные, представленные в линейных символах штрихового кода, в двумерных символах или в форме, предназначенной для визуального чтения;
- особые рекомендации по выбору символик штрихового кода, требования к качеству печати и плотности символа штрихового кода;
- рекомендации по размещению этикетки, ее размеру и содержанию неформализованного текста и соответствующих графических изображений;
- руководство по выбору материала этикетки.
Настоящий стандарт не применяется при прямой печати на крафт-бумагу или окрашенные фигурные подложки.
Примечание - Руководство по прямой печати символов штрихового кода на крафт-бумагу или окрашенные фигурные подложки приведено, например, в Руководстве [7].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты, которые необходимо учитывать при применении настоящего стандарта. В случае ссылок на стандарты, у которых указана дата утверждения, необходимо пользоваться только указанной редакцией. В случае, когда дата утверждения не приведена, следует пользоваться последней редакцией ссылочных стандартов, включая любые поправки и изменения к ним:
ISO 17365 Supply b ain appliations of RFID - Tranp ort units (Применение радиочастотной идентификации в цепях поставок. Транспортируемые единицы)
ISO 21067 Packaging - Vocabulary (Упаковка. Словарь)
ISO/IEC 15415 Information technology - Automatic identification and data capture techniques - Bar code print quality test specification - Two-dimensional symbols (Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация испытаний качества печати штрихового кода. Двумерные символы)
ISO/IEC 15416 Information technology - Automatic identification and data capture techniques - Bar code print quality test specification - Linear symbols (Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификации испытаний качества печати штрихового кода. Линейные символы)
ISO/IEC 15417 Information technology - Automatic identification and data capture techniques - Code 128 bar code symbology specification (Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода Code 128)
ISO/IEC 15418 Information technology - Automatic identification and data capture techniques - GS1 Application Identifiers and ASC MH10 Data Identifiers and maintenance (Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Идентификаторы применения GS1 и идентификаторы данных ASC МН10 и их ведение)
ISO/IEC 15434 Information technology - Automatic identification and data capture techniques - Syntax for high-capacity ADC media (Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Синтаксис передачи данных для средств автоматического сбора данных высокой емкости)
ISO/IEC 15438:2006 Information technology - Automatic identification and data capture techniques - PDF417 bar code symbology specification (Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода PDF417)
ISO/IEC 15459-1 Information technology - Unique identifiers - Part 1: Unique identifiers of transport units (Информационные технологии. Уникальные идентификаторы. Часть 1: Уникальные идентификаторы транспортируемых единиц)
ISO/IEC 16023:2000 Information technology - International symbology specification - MaxiCode (Информационные технологии. Международная спецификация символики Maxicode)
ISO/IEC 16388 Information technology - Automatic identification and data capture techniques - Code 39 bar code symbology specification (Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода Code 39)
ISO/IEC 18004 Information technology - Automatic identification and data capture techniques - QR Code 2005 bar code symbology specification (Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Символика штрихового кода QR Code 2005)
ISO/IEC 19762 (all parts) Information technology - Automatic identification and data capture (AIDC) techniques - Harmonized vocabulary (Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Гармонизированный словарь)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют термины по ISO/IEC 19762, ISO/IEC 21067, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 сортировка (sortation): Процесс, посредством которого система автоматической обработки грузов направляет транспортные упаковки и груз по определенному маршруту в среде распределения.
4 Общие положения
4.1 Принципы
Этикетки с символами штрихового кода предназначены для обеспечения автоматического обмена данными между всеми участниками канала распределения, например между поставщиком, перевозчиком, заказчиком и прочими посредниками. Объем данных, содержащихся в линейных символах штрихового кода, двумерных символах, а также в виде, предназначенном для визуального чтения, зависит от требований торговых партнеров. Если этикетку со штриховым кодом используют совместно с электронными базами данных и/или системами электронного обмена данными, объем данных может быть уменьшен до одной составляющей данных - уникального идентификатора транспортируемой единицы.
Если вместе с этикеткой, соответствующей настоящему стандарту, предусматривается использование радиочастотных этикеток или меток, то следует также использовать ISO 17365, устанавливающий требования к применению транспортируемых единиц в системах радиочастотной идентификации. Данные для визуального чтения и данные, подлежащие оптическому считыванию, применяемые в составе систем радиочастотной идентификации, должны соответствовать ISO/IEC TR 24729-1.
Торговые партнеры имеют различные потребности в информации. Часть информации может быть общей для двух или более торговых партнеров, тогда как другая часть информации может быть специфичной для одного из торговых партнеров. Информация, предназначенная для различных торговых партнеров, становится доступной в разное время, например:
- специальная информация о продукции - в пункте производства или упаковывания;
- информация о подготовке заказа - в процессе его подготовки;
- транспортная информация - в процессе поставки.
Торговые партнеры могут добавлять существенные элементы коммерческих данных в дополнение к тем, которые представлены в символах штрихового кода, двумерных символах (согласно приложениям А и В) и в виде, предназначенном для визуального чтения.
Настоящий стандарт следует использовать вместе с руководствами по применению, определяющими выбор параметров, в которых заинтересованы торговые партнеры. Рекомендации по выбору этих параметров приведены в приложении С.
4.2 Грузовая единица и транспортные упаковки
В качестве грузовой единицы рассматриваются одна или более транспортных упаковок или других предметов, объединенных такими средствами, как поддон, подкладной лист, строп, взаимная фиксация, склеивание, упаковывание в термоусадочную пленку, упаковывание в сетку, позволяющими осуществлять их транспортирование, штабелирование и хранение как единого целого. В качестве транспортной упаковки рассматривается упаковочная единица, предназначенная для транспортирования, погрузки или разгрузки одного или более изделий, упаковочных единиц меньших размеров или массовых грузов. Грузовые единицы и транспортные упаковки рассматриваются в настоящем документе как транспортируемые единицы.
4.3 Уникальный идентификатор транспортируемой единицы
Уникальный идентификатор присваивают каждой отдельной транспортируемой единице независимо от формата этикетки в соответствии с настоящим стандартом. Это требование является общим для всех форматов этикеток, установленных в настоящем стандарте. Идентификатор, называемый также licence plate ("номерной знак"), - это ключ, обеспечивающий доступ к информации, которая хранится в компьютерных файлах и может быть передана путем электронного обмена данными. Идентификатор может быть использован всеми торговыми партнерами для получения информации о транспортируемой единице или ее месте нахождения в цепи поставки, что позволяет системам отслеживать движение и места нахождения, а также прослеживать происхождение отдельных транспортируемых единиц.
4.4 Форматы этикеток
4.4.1 Простая этикетка для отгрузки, транспортирования и приемки
Простая этикетка, соответствующая настоящему стандарту, включает в себя минимальный набор данных, который удовлетворяет требованиям торговых партнеров в цепи поставок, в случае, если они используют для обмена информацией электронный обмен данными.
Простая этикетка должна содержать уникальный идентификатор транспортируемой единицы, а также наименование получателя "Кому" ("Ship to") и его адрес.
Дополнительно к уникальному идентификатору транспортируемой единицы и наименованию получателя "Кому" ("Ship to") и его адресу на простой этикетке рекомендуется размещать следующую информацию:
- наименование отправителя "От кого" ("Ship from") и его адрес (для обеспечения возможности возврата груза в случае, если доставка невозможна);
- ключ к базе данных перевозчика (если уникальный идентификатор транспортируемой единицы не является таким элементом данных);
- ключ к базе данных заказчика (если уникальный идентификатор транспортируемой единицы не является таким элементом данных).
4.4.2 Расширенная этикетка для отгрузки, транспортирования и приемки
На практике полностью автоматизированные каналы связи, предоставляющие информацию о перемещении транспортируемых единиц исключительно на основе электронных файлов, не всегда доступны. В связи с этим существует необходимость отображения сопроводительной информации на самих транспортируемых единицах в дополнение к их идентификации. Различные информационные поля должны быть организованы согласно принятым нормам для обеспечения их интерпретации и об работки торговыми партнерами.
Расширенную этикетку используют, если данные простой этикетки являются недостаточными для удовлетворения требований всех торговых партнеров. Информация, представленная в расширенной этикетке, структурирована в трех сегментах:
- перевозчик - дополнительно к ключу к базе данных перевозчика этот сегмент может содержать дополнительные данные, такие как идентификатор отгрузки и инструкции по поставке;
- заказчик - дополнительно к ссылке на базу данных заказчика этот сегмент может содержать добавочные данные, такие как номер изделия, присвоенный заказчиком;
- поставщик - дополнительные данные могут исходить от поставщика, например идентификатор продукции, номер партии, размеры.
5 Содержание данных
5.1 Представление данных
5.1.1 Данные в линейном символе штрихового кода
Следующие данные должны быть представлены в одной из трех допустимых комбинаций данных и символик штрихового кода:
a) идентификаторы применения GS1*(1) (GS1 Application Indentifiers обозначают GS1 Als) в соответствии с ISO/IEC 15418 могут быть использованы только вместе с символикой GS1-128 (подмножеством символики Code 128 по ISO/IEC 15417);
b) идентификаторы данных ASC МН10*(2) (ASC МН10 Data Identifiers обозначают ASC МН10 DIs) в соответствии с ISO/IEC 15418 могут быть использованы вместе с символами Code 39 согласно ISO/IEC 16388;
c) идентификаторы данных ASC МН10 в соответствии с ISO/IEC 15418 могут быть использованы вместе с символами Code 128 согласно ISO/IEC 15417.
В приложении D приведена информация по использованию указанных вариантов, отвечающая запросам пользователей.
5.1.2 Данные в двумерных символах
По соглашению торговых партнеров информация может быть также представлена в двумерных символах. Синтаксис данных в двумерных символах должен соответствовать ISO/IEC 15434.
5.1.3 Данные в форме, предназначенной для визуального чтения
Необходимо наличие визуального представления информации, закодированной в линейном символе штрихового кода. Определенная информация может присутствовать только в форме, предназначенной для визуального чтения (6.3).
5.2 Элементы данных
5.2.1 Уникальный идентификатор транспортируемой единицы
Уникальный идентификатор транспортируемой единицы должен быть присвоен каждой отдельной транспортируемой единице.
В качестве уникального идентификатора транспортируемой единицы принимают один из следующих:
- серийный код транспортной упаковки (SSCC), использующий идентификатор применения Al "00"*(3) и представленный в символе GS1-128;
- уникальный идентификатор транспортируемой единицы, использующий идентификатор данных Dl ASC МН10 "J" *(4) или один из идентификаторов данных DI в диапазоне от 1J до 6J*(5), представленный в символе Code 39 или Code 128. Уникальный идентификатор транспортируемой единицы определен в ISO/IEC 15459-1. Уникальный идентификатор транспортируемой единицы должен соответствовать следующим требованиям:
a) начинаться с кода агентства выдачи (IAC)*(6) , который присвоен агентству выдачи органом регистрации;
b) быть представлен в формате, установленном агентством выдачи;
c) поддерживать уникальность таким образом, чтобы ни одно агентство выдачи не могло повтор но присвоить номер до тех пор, пока не пройдет период времени, достаточный для того, чтобы перво начальный номер утратил свое значение для любого пользователя настоящего стандарта;
d) содержать только цифры и прописные латинские буквы (не включать строчные буквы или специальные графические знаки);
e) быть не более 20 знаков;
f) быть не более числа знаков, указанного в таблице 1*(7).
5.2.2 Элемент данных "Кому" ("Ship to")
Элемент данных "Кому" ("Ship to") отсылает к адресу стороны, которой должна быть доставлена транспортируемая единица. Он должен быть представлен (при необходимости) текстом для чтения не более чем в пяти строках знаков, каждая из которых содержит не более 35 алфавитно-цифровых знаков (an...35). Указанный элемент данных может быть также представлен номером, идентифицирующим сторону, в виде надписи для чтения или в форме штрихового кода.
5.2.3 Элемент данных "От кого" ("Ship from")
Элемент данных "От кого" ("Ship from") отсылает к адресу стороны, которой транспортируемая единица должна быть возвращена в случае невозможности доставки груза. При необходимости данного элемента, он должен быть представлен текстом для чтения, который содержит не более пяти строк знаков, каждая из которых включает в себя не более 35 алфавитно-цифровых знаков (an...35). Этот элемент может быть также представлен номером, идентифицирующим сторону, в виде надписи, предназначенной для визуального чтения или в форме штрихового кода.
5.2.4 Ключ к базе данных перевозчика
Ключ к базе данных перевозчика должен быть согласован с перевозчиком. Если уникальный идентификатор транспортируемой единицы в соответствии с 5.2.1 не предоставляет ключ к базе данных перевозчика, допускается использовать один или несколько следующих ключей:
- номер отслеживания движения и мест нахождения груза перевозчиком, включающий в себя класс обслуживания;
- код перевозчика для идентификации отправки;
- код перевозчика для идентификации транспортируемой единицы.
Этот элемент данных может быть включен в двумерный символ или в линейный символ штрихового кода, или в оба символа.
5.2.5 Ключ к базе данных заказчика
Ключ к базе данных заказчика должен быть согласован с заказчиком. Если уникальный идентификатор транспортируемой единицы (5.2.1) не предоставляет ключ к базе данных заказчика, допускается использовать один или несколько следующих ключей:
- номер заказа-наряда, присвоенный заказчиком;
- номер партии;
- номер карточки KANBAN*(8);
- идентификатор отправки.
Этот элемент данных может быть включен в двумерный символ или в линейный символ штрихового кода, или в оба символа.
5.2.6 Прочие элементы данных
По требованию поставщика, перевозчика или заказчика в расширенную этикетку могут быть включены необходимые объем дополнительные данные.
5.3 Соединение полей данных в линейных символах штрихового кода
5.3.1 Использование идентификаторов применения
Когда несколько идентификаторов применения и соответствующие им данные объединены в один символ GS1-128, за каждым полем переменной длины должен следовать знак FNC1*(9), за исключением последнего поля, закодированного в символе. Знаку FNC1, использованному для этой цели, при пере даче декодером присваивается значение управляющего знака GS*(10).
5.3.2 Использование идентификаторов данных
Когда несколько идентификаторов данных и соответствующие им данные объединены в один символ Code 39 или Code 128, за каждым полем должен следовать специальный графический знак ПЛЮС ("+"), за исключением последнего поля, закодированного в символе.
5.4 Структурированные файлы данных
В этикетку могут быть также включены структурированные файлы данных, такие как сопроводительные документы транспортируемой единицы или полное сообщение электронного обмена данными, например, транспортная накладная, сертификат качества, страховое свидетельство. Для представления этих данных следует использовать двумерные символы высокой емкости. Структурированные файлы данных должны соответствовать синтаксису по ISO/IEC 15434.
6 Носители данных
6.1 Линейные символы штрихового кода
6.1.1 Символика
Используют следующие линейные символики штрихового кода:
- Code 39 по ISO/IEC 16388;
- Code 128 по ISO/IEC 15417.
Примечание - Символика GS1-128 является подмножеством символики Code 128.
6.1.2 Высота символов
Минимальная высота штрихов в символе штрихового кода должна быть 1,27 см.
6.1.3 Размер узкого элемента
Минимальный размер узкого элемента (размер X) должен быть не менее 0,25 мм. Размер X для Code 39 и Code 128 должен быть от 0,25 до 0,43 мм. Размер X для символа GS1-128 должен быть от 0,25 до 0,81 мм, для символа GS1-128 SSCC - от 0,50 до 0,81 мм.
Размер X в любом случае определяют в соответствии с возможностями устройства печати этикеток поставщика.
Если требуется меньшее число знаков, чем указано в таблице 1, может быть использован больший размер X в соответствии с требованиями к качеству печати штриховых кодов, установленными в 6.1.8, и к рекомендуемой ширине этикетки.
Примечание - Символы с размерами X в нижней части диапазона, особенно от 0,25 до 0,33 мм, могут требовать особого подхода, чтобы соответствовать требованиям к качеству.
6.1.4 Отношение широкого элемента к узкому в символах Code 39
Отношение широкого элемента к узкому (N) в символах Code 39 должно быть 3,0:1, измеренное значение - от 2,4:1 до 3,2:1.
6.1.5 Свободные зоны
Линейные символы штрихового кода следует печатать с начальной и конечной свободными зонами не менее 6,4 мм. Если размер X более 0,64 мм, то свободные зоны не должны быть менее 10 X. Параметры совмещения устройства печати должны обеспечивать минимальные свободные зоны.
6.1.6 Ориентация
Линейные символы штрихового кода должны быть представлены на транспортируемых единицах так, чтобы штрихи были расположены вертикально (горизонтальная ориентация символа - "забор"). По договоренности торговых партнеров символы могут быть размещены так, чтобы штрихи были расположены горизонтально (вертикальная ориентация символа - "лестница").
В случае маркировки поверхностей с малыми радиусами закругления (труб, стержней, цилиндров) линейные символы штрихового кода должны быть представлены на транспортируемых единицах так, чтобы их штрихи были расположены перпендикулярно к продольной оси (вертикальная ориентация символа - "лестница").
6.1.7 Размещение
Поля линейных символов штрихового кода должны быть расположены так, чтобы при сканировании обеспечивалось отсутствие их перекрытия с другими символами.
Примечание - На этикетке должно находиться рядом не более двух линейных символов. Два линейных символа, расположенные рядом, не должны быть на одной линии для уменьшения возможности перекрытия при последовательном сканировании штрихового кода.
6.1.8 Качество печати линейного символа штрихового кода
Качество печати линейного символа штрихового кода должно соответствовать требованиям ISO/IEC 15416. Минимальный класс символа должен быть 1,5/10/660, где:
1,5 (С *(11)) - минимальный класс качества печати в пункте изготовления;
10 - ссылочный номер измерительной апертуры размером 0,250 мм;
650 - 670 нм - длина волны оптического излучения при измерениях.
При использовании в системе важно, чтобы линейный символ штрихового кода был декодируемым, поэтому проверку качества следует проводить не только в процессе контроля изготовления этикетки, но и до окончания ее использования. Указанные характеристики качества символа и нормированные параметры измерения обеспечивают возможность его считывания широким диапазоном сканирующего оборудования. У этикетировщиков не всегда имеется возможность гарантировать качество этикетки при ее получении заказчиком, поэтому требования к качеству печати при изготовлении должны быть выше требований, предъявляемых к ее использованию.
В условиях сканирования в автоматическом режиме могут потребоваться более высокие классы качества печати, чем указаны выше, поэтому требования к качеству печати должны согласовываться между торговыми партнерами.
6.2 Двумерные символы
Настоящий стандарт в первую очередь распространяется на линейные символы штрихового кода. Обычные или специальные двумерные символы подлежат использованию на основе согласования требований между торговыми партнерами. Пользователи должны удостовериться в том, что выбранные ими сканирующие средства будут способны считывать символы.
При необходимости кодирования на этикетке больше данных, чем может содержать в себе линейный символ штрихового кода, допускается использовать двумерные символы. Рекомендуется использовать символы MaxiCode по ISO/IEC 16023 или символы QR Code по ISO/IEC 18004, что должно быть согласовано между торговыми партнерами (грузоотправителями, перевозчиками, грузополучателями), в применениях перевозчика для сортировки и отслеживания движения и мест нахождения грузов, а символы PDF417 по ISO/IEC 15438 или QR Code - для иных применений, предусмотренных настоящим стандартом.
Линейные символы штрихового кода и символы PDF417 могут быть считаны сканерами изображения или лазерными сканирующими средствами, способными обрабатывать двумерные изображения. Для считывания символов QR Code и MaxiCode требуются сканеры изображения, способные обрабатывать двумерные изображения.
Дополнительная информация и руководство по использованию двумерных символов приведены в приложениях А, В (разделы В.2 и В.3), G и Н.
6.3 Информация для визуального чтения
6.3.1 Представление для визуального чтения
Для проверки вводимого ключа и диагностики необходимо разместить рядом с каждым линейным символом штрихового кода представление для визуального чтения, отображающее закодированные данные (рисунок Е.9).
6.3.2 Расшифровка для визуального чтения
Дополнительно к представлению знаков для визуального чтения в отдельной зоне этикетки может присутствовать расшифровка для визуального чтения информации, закодированной в линейных сим волах штрихового кода (см. рисунок Е.9).
6.3.3 Заголовки областей данных
Области данных содержат определенную информацию, представленную в символах штрихового кода в виде, предназначенном для визуального чтения. Области данных должны быть отмечены соответствующими заголовками в виде текста для визуального чтения, который может предшествовать, и, если возможно, соответствовать идентификаторам применения AI или идентификаторам данных DI. Заголовок области данных не требуется, если область данных содержит:
- один линейный символ штрихового кода, соединяющий несколько элементов данных;
- ряд линейных символов штрихового кода, предназначенных для сканирования в единичной операции сбора данных;
- двумерные символы.
6.3.4 Неформализованные текст и данные
В соответствии с требованиями торговых партнеров может присутствовать информация в виде, предназначенном для визуального чтения, не являющаяся расшифровкой информации, закодированной в символах штрихового кода.
6.3.5 Выбор языка маркировки
6.3.5.1 Применение
Выбор соответствующего языка ориентирован на применение в расшифровке, предназначенной для визуального чтения, в заголовках областей данных и в неформализованном тексте.
6.3.5.2 Поставки внутри страны
Информация для визуального чтения на этикетке, предназначенной для использования внутри одной страны, должна быть указана на национальном языке страны, в которой осуществляется поставка.
6.3.5.3 Поставки на экспорт
Информация для визуального чтения на этикетке, предназначенной для поставки на экспорт, должна быть указана на языке(ах), согласованном(ых) между торговыми партнерами.
6.3.5.4 Маркировка на нескольких языках
Может потребоваться наличие информации на нескольких языках на этикетках для отгрузки.
7 Разработка этикетки
7.1 Общие положения
Линейный символ штрихового кода, представляющий уникальный идентификатор транспортируемой единицы ("номерной знак"), является обязательным элементом и должен быть напечатан в нижней части этикетки.
Сегменты этикетки должны логически группировать информацию, необходимую торговым партнерам в цепи поставок. Установлены три сегмента: сегмент перевозчика, сегмент заказчика и сегмент поставщика. Сегменты этикетки необязательно должны быть напечатаны одновременно на одной этикетке. Если позволяют размеры и конструкция транспортируемой единицы, сегменты должны быть расположены вертикально (сверху вниз), в следующем порядке:
- сегмент перевозчика;
- сегмент заказчика;
- сегмент поставщика.
Примеры этикеток приведены в приложении Е. Данные примеры приведены для иллюстрации и не исчерпывают все возможные варианты оформления этикетки.
Отдельные разделы этикетки могут заполняться на разных стадиях формирования полной этикетки.
7.2 Компоновка
7.2.1 Компоновка простой этикетки
Кроме уникального идентификатора транспортируемой единицы, типовая простая этикетка может включать в себя следующие области данных:
- адрес "От кого" ("Ship from") в виде текста для визуального чтения;
- адрес "Кому" ("Ship to") в виде текста для визуального чтения;
- почтовый код (индекс) (postal code) или номер местонахождения (location number) "Кому" ("Ship to") в виде линейного символа штрихового кода;
- номер перевозчика отслеживания движения и мест нахождения груза (при необходимости) в виде линейного символа штрихового кода;
- номер заказа, присвоенный заказчиком (при необходимости) в виде линейного символа штрихового кода.
Для представления данных в машиночитаемом виде на простой этикетке применяют только линейные символы штрихового кода.
Адрес "Кому" ("Ship to") должен быть расположен ниже или правее адреса "От кого" ("Ship from"). Знаки в адресе "От кого" ("Ship from") должны быть визуально меньше, чем знаки в адресе "Кому" ("Ship to"), а поля должны быть легко различимы. Все международные поставки должны соответствовать данному требованию.
Для поставок в пределах одной страны, в которой действует национальный стандарт, устанавливающий иные требования к компоновке этикетки (например, с расположением полей "От кого" ("Ship from") или "Кому" ("Ship to") в другом порядке), по соглашению между торговыми партнерами может применяться альтернативная компоновка этикетки.
7.2.2 Компоновка расширенной этикетки
В дополнение к информации, содержащейся в простой этикетке, расширенная этикетка может включать в себя:
- линейные символы штрихового кода, представляющие иные отдельные элементы данных;
- линейные символы штрихового кода, представляющие соединенные элементы данных;
- двумерные символы;
- расшифровку, предназначенную для визуального чтения информации в линейном символе штрихового кода;
- информацию, предназначенную только для визуального чтения;
- графические изображения.
7.2.3 Прочие данные
Настоящий стандарт не отменяет и не заменяет установленные требования безопасности, а также требования к маркировке или этикетированию. Настоящий стандарт следует применять вместе с другими установленными требованиями по этикетированию, в связи с чем может потребоваться наличие свободных полей или установленных графических изображений, например манипуляционных знаков, знаков опасности, знаков качества или логотипов.
7.3 Размеры этикетки
7.3.1 Общие положения
Размер этикетки должен соответствовать объему данных, требуемому всеми торговыми партнерами в цепи поставок, и учитывать размеры транспортируемой единицы.
Установленный формат этикетки не определяет реальные размеры этикетки в целом. Реальные размеры этикетки определяет этикетировщик. При выборе размеров этикетки следует учитывать объем данных, подлежащих печати, технические характеристики используемого печатного оборудования или размер транспортируемой единицы.
7.3.2 Высота этикетки
Высота этикетки должна быть определена этикетировщиком.
7.3.3 Ширина этикетки
Ширину этикетки устанавливает этикетировщик. Ширина этикетки определяется размером X наносимого символа штрихового кода и максимальной длиной сообщения, кодируемого в символе штрихового кода. В таблице 2 приведена зависимость ширины этикетки от размера X (для выбранных размеров X) с использованием ограничений к данным, указанным в таблице 1.
В некоторых международных отраслевых стандартах установлены другие ограничения к данным. Если торговым партнерам требуется единственное поле данных штрихового кода Code 39, содержащее большее число знаков, чем указано в таблице 1, этикетировщик может выбрать этикетку большей ширины или размер X, равный нижнему значению диапазона, предусмотренного настоящим стандартом.
7.3.4 Ограничения по объему данных
Ограничения по числу знаков, которые могут потребоваться этикетировщику в одном линейном символе штрихового кода, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Ограничения максимального числа знаков в линейных символах штрихового кода
Символика (формат) |
Ограничения числа знаков (разрядов) |
Code 128 (цифровые данные) |
50 знаков (после одиночного знака идентификатора данных DI) |
Code 128 (алфавитно-цифровые данные) |
27 |
GS1-128 (только цифровые данные) |
48 |
GS1-128 (алфавитно-цифровые данные) |
26 |
Code 39 |
19 |
Примечания 1 Для GS1-128 учитывают все знаки между Функциональным знаком 1 (FNC 1) и контрольным знаком символа. 2 Для Code 39 учитывают все знаки между знаками Start (Старт) и Stop (Стоп). |
Таблица 2 - Рекомендуемая ширина этикетки с учетом вида символа, максимального числа знаков и размерах
Размер X |
Code 39 |
Code 128 только цифровые данные |
Code 128 алфавитно-цифровые данные |
GS1-128 номер SSCC |
GS1-128 только цифровые данные |
GS1-128 алфавитно-цифровые данные |
19*(12) |
50*(12) (одиночный идентификатор данных DI) |
27*(12) |
20*(12) точно |
48*(12) |
26*(12) |
|
0,25 |
105 |
105 |
105 |
Не рекомендуется |
105 |
105 |
0,33 |
148 |
148 |
148 |
148 |
148 |
|
0,38 |
148 |
148 |
148 |
148 |
148 |
|
0,43 |
Более 148 |
148 |
Более 148 |
Более 148 |
Более 148 |
|
0,50 |
|
Не рекомендуется |
|
105 |
Более 148 |
Более 148 |
0,66 |
|
|
148 |
Более 148 |
Более 148 |
|
0,76 |
|
|
148 |
Более 148 |
Более 148 |
|
0,81 |
|
|
Более 148 |
Более 148 |
Более 148 |
|
Примечания 1 Настоящая таблица предназначена для обеспечения руководства по печати/нанесению этикеток в части размеров этикеток, необходимых для размещения предельного числа знаков в соответствии с таблицей 1. 2 Руководство по ширине этикетки основывается только на двух размерах этикетки 105 и 148 мм. 3 При расчетах минимальной ширины этикетки в настоящей таблице учтены: - знаки символа Start и Stop, совмещение при печати 2,54 мм и свободные зоны, равные большему из значений 6,4 мм или 10-кратный размер X символа штрихового кода; - для символов GS1-128 - функциональный знак один (FNC1) и контрольный знак символа; - для символов Code 39 - отношение широкого элемента к узкому 3:1 и межзнаковый интервал - один размер X; - для символов Code 128 - контрольный знак символа. 4 Символы кода GS1 SSCC имеют минимальный размер X более 0,432 мм. Для размещения символов на этикетке размером 102 мм их следует печатать с наименьшим размером X, указанным в спецификации GS1. |
7.4 Размер текста
7.4.1 Общие положения
Высота знаков текста связана с числом знаков, которое может потребоваться в одной строке. Для текста могут быть установлены девять размеров. Конкретную высоту знаков, соответствующую девяти размерам текста, выбирает этикетировщик, исходя из возможностей процесса печати.
Знаки должны быть разборчивыми.
В таблице 3 приведено максимальное число знаков текста в строке, которое может потребоваться этикетировщику.*(12)
Таблица 3 - Высота знаков и ограничения числа знаков
Приблизительная высота знаков, мм |
Ограничение числа знаков по всей ширине число знаков |
Приблизительная высота знаков, мм |
Ограничение числа знаков по всей ширине число знаков |
25,4 |
8 |
4,3 |
48 |
12,7 |
18 |
3,6 |
59 |
8,4 |
28 |
3,2 |
68 |
6,4 |
34 |
2,5 |
77 |
5,1 |
42 |
|
|
(а) Рассчитанные ограничения числа знаков основаны на следующих допущениях: ширина сегмента этикетки 102 мм, имеется четкое различие между размерами знаков и применяются знаки фиксированной ширины. |
7.4.2 Специальные размеры текста
Для специальных размеров текста высота знаков текста должна быть не менее:
- 2,5 мм в заголовках областей данных;
- 2,5 мм в тексте адреса "От кого" ("Ship from"), высота которого в любом случае должна быть менее высоты текста адреса "Кому" ("Ship to");
- 4,3 мм в тексте адреса "Кому" ("Ship to"), высота которого в любом случае должна быть более высоты текста адреса "От кого" ("Ship from");
- 2,5 мм в представлении, предназначенном для визуального чтения знаков, и соответствующих линейных символов штрихового кода;
- 5,1 мм в тексте первичной информации, предназначенной для визуального чтения (расшифровке, предназначенной для визуального чтения);
- 2,5 мм - в тексте вторичной информации, предназначенной для визуального чтения (в неформализованном тексте или описательной информации).
7.5 Материал
Материал этикетки и метод ее крепления к транспортируемой единице должны обеспечивать:
- надежное крепление к транспортируемой единице на протяжении всего срока службы этикетки;
- надежное считывание на протяжении всего срока службы этикетки;
- сохранность при воздействии внешних факторов окружающей среды, например пыли, песка, повышенной температуры, солнечного излучения, повышенной влажности, на протяжении всего срока службы этикетки;
- выполнение требований к удалению этикетки.
8 Размещение этикетки
8.1 Общие положения
Этикетки должны быть прикреплены в местах с наименьшим риском повреждения. Этикетки должны быть размещены на боковой стороне транспортируемой единицы так, чтобы информация в виде, предназначенном для визуального чтения, была параллельна естественному основанию транспортируемой единицы. Края этикетки должны отстоять не менее чем на 32 мм от любого края транспортируемой единицы.
Транспортируемая единица должна иметь одинаковые этикетки, прикрепленные к двум смежным сторонам. Почтовые перевозчики могут требовать размещения маркировки перевозчика в верхней части транспортируемой единицы дополнительно к информации заказчика и поставщика, которая должна быть размещена в соответствии с вышеуказанными требованиями.
8.2 Грузовые единицы (поддоны)
На каждом поддоне должно быть не менее одной этикетки со штриховым кодом, которая должна быть размещена справа от центра на вертикальной поверхности на расстоянии не менее 50 мм от любого из двух смежных ребер. Этикетка не должна накладываться на шов (стык) и поверх этикетки не должно быть защитных клейких лент или полос, препятствующих сканированию. Нижний край символа уникального идентификатора транспортируемой единицы должен находиться на расстоянии от 400 до 800 мм от основания поддона. Если высота поддона менее 500 мм, этикетка должна быть расположена на поддоне как можно выше (рисунок 1).
8.3 Транспортные упаковки
На транспортных упаковках высотой не более 1 м символ уникального идентификатора транспортируемой единицы должен быть расположен на расстоянии 32 мм от естественного основания упаковки. Требования к транспортным упаковкам высотой более 1 м приведены в 8.2.
8.4 Прочие транспортируемые единицы
В приложении F приведены примеры размещения этикеток на различных транспортируемых единицах. Требования к размещению этикетки должны быть разработаны с учетом специальных руководств по применению.
"Рисунок 1 - Размещение этикетки на поддоне"
___________________
*(1) GS1 - международная организация, управляющая системой кодирования идентификационных номе ров. Система GS1 действует через сеть национальных и многонациональных агентств, называемых национальными организациями GS1. Наименования и адреса национальных организаций GS1, действующих в странах - членах МГС, приведены в приложении ДА.
*(2) ASC МН 10 - комитет "Грузовые единицы и транспортные упаковочные единицы" (Unit-Loads & Transport-Packages), ответственный за разработку соответствующих американских национальных стандартов, аккредитованный Американским национальным институтом стандартизации (ANSI).
*(3) Наименование идентификатора применения AI "00" - серийный код транспортной упаковки (Serial shipping container code; SSCC).
*(4) J - Уникальный идентификатор транспортируемой единицы (Unique license plate number).
Примечание - Для обеспечения уникальности идентификатора транспортируемой единиц в мировом масштабе необходимы: 1) уникальный номер, присваиваемый торговым партнером, 2) уникальный код, присваиваемый торговому партнеру уполномоченной организацией, 3) уникальный код, обеспечивающий глобальную идентификацию организации, передающей полномочия по присвоению уникального идентификатора.
*(5) 1J - Уникальный идентификатор, присвоенный транспортируемой единице, представляющей собой низший уровень упаковки, неделимую единицу.
2J - Уникальный идентификатор, присвоенный транспортируемой единице, представляющей собой групповую упаковку.
3J - Уникальный идентификатор, присвоенный транспортируемой единице, представляющей собой низший уровень упаковочной единицы, неделимую единицу связанный с информацией, используемой в электронном обмене данными и относящейся к этой упаковочной единице.
4J - Уникальный идентификатор, присвоенный транспортируемой единице, представляющей собой групповую упаковку связанный с информацией, используемой в электронном обмене данными.
5J - Уникальный идентификатор, присвоенный транспортируемой единице со смешанным составом, содержащей разнородные предметы для однократной обработки заказчиком, который может быть связан (или не связан) с информацией, используемой в электронном обмене данными.
6J - Уникальный идентификатор, присвоенный основной транспортируемой единице, содержащей подобные предметы для однократной обработки заказчиком, который может быть связан (или не связан) с информацией, используемой в электронном обмене данными.
*(6) IAC (АйЭйСи) (issuing agency code) - международное обозначение кода агентства выдачи.
*(7) См. 7.3.4.
*(8) KANBAN (КАНБАН) - система организации производства, реализующая принципы системы "точно вовремя". KANBAN является одноканальной логистической системой.
*(9) Знак символа FNC1 (Function 1) - функциональный знак 1 в символике Code 128.
*(10) GS - GROUP SEPARATOR (РГ - РАЗДЕЛИТЕЛЬ ГРУПП) - управляющий знак версии КОИ-7 с десятичным значением 29.
*(11) С - буквенное обозначение класса качества печати, соответствующее цифровому обозначению 1,5 по ISO/IEC 15416.
*(12) Максимальное число знаков по таблице 1.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 15394-2013 "Упаковка. Линейные символы штрихового кода и двумерные символы на этикетках для отгрузки, транспортирования и приемки. Общие требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2013 г. N 106-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2014 г.
Дата введения - 1 января 2014 г.
1 Подготовлен Ассоциацией автоматической идентификации "ЮНИСКАН/ГС1 РУС" (Рос сийская Федерация) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4, при участии ОАО "Научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт тары и упаковки" в рамках межгосударственного технического комитета МТК 517 "Технологии автоматической идентификации и сбора данных и биометрия"
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 марта 2013 г. N 55-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004 97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 15394:2009 Packaging - Bar code and two-dimensional symbols for shipping, transport and receiving labels (Упаковка. Символы штрихового кода и двумерные символы на этикетках для отгрузки, транспортирования и приемки).
Перевод с английского языка (en).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных между народных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДБ. Пользователям Российской Федерации рекомендуется также использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДВ
Степень соответствия - идентичная (IDT).
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2013 г. N 106-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 15394-2013 введен в действие для добровольного применения в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.
6 Взамен ГОСТ Р 51294.10-2002
7 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектами получения патентных прав. Международная организация по стандартизации (ISO) не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех подобных прав