Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящая Инструкция введена в действие с 1 марта 2015 г.
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 15 января 2015 г. N 10
Инструкция
о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок работы по судебной защите, а также по исполнению вступивших в законную силу судебных актов.
2. Участие Министерства обороны и воинских частей в судах осуществляется в случаях:
предъявления Министерством обороны, воинской частью в суд исковых или иных требований;
предъявления в суд исковых или иных требований к Министерству обороны, воинской части;
поручения Президента Российской Федерации представлять его интересы в суде;
поручения Правительства Российской Федерации представлять его интересы в суде.
II. Порядок организации работы по судебной защите интересов воинских частей
3. Работа по судебной защите ведется на основании приказа командира воинской части об организации работы по судебной защите в воинской части (далее - приказ).
В приказе определяются:
порядок осуществления работы по судебной защите и комплекс мероприятий, проводимых командиром воинской части и иным должностным лицом воинской части, направленных на исключение случаев причинения реального ущерба федеральному бюджету, Министерству обороны, воинской части, недопустимость отмены принятых ими актов, исключение случаев возложения обязанности либо привлечения к ответственности Министерства обороны, воинской части;
должностное лицо, ответственное за организацию и ведение работы по судебной защите (далее - ответственное лицо), его права и обязанности;
порядок назначения представителей воинской части в суде (далее - представитель) и привлечения личного состава для подготовки документов, представляемых в суд, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых в воинской части в целях организации и ведения работы по судебной защите;
порядок взаимодействия назначенных представителей со структурными подразделениями воинской части, иными органами военного управления, следственными органами, органами прокуратуры и судами;
организация учета и хранения документов, предусмотренных пунктом 44 настоящей Инструкции;
категории дел, по которым позиция назначенного представителя подлежит согласованию с вышестоящими должностными лицами, замещающими должности юридического профиля, Департаментом претензионной и судебно-правовой работы;
должностные лица, на которых возложен контроль за выполнением приказа.
Командир воинской части несет персональную ответственность за организацию работы по судебной защите в воинской части.
4. Поступающие в воинскую часть судебные документы (в том числе с поручением Департамента претензионной и судебно-правовой работы) с обязательным приложением почтового конверта регистрируются, учитываются делопроизводством воинской части и в день регистрации подлежат рассмотрению командиром воинской части.
5. Ответственное лицо, получив документы с резолюцией командира воинской части, выясняет обстоятельства, изложенные в поступивших материалах, определяет и предлагает на утверждение командиру воинской части кандидатуры представителей для представления интересов воинской части, организует получение ими доверенностей на представление интересов воинской части в суде, осуществляет методическое руководство подготовкой и контроль за их участием на всех стадиях рассмотрения дела.
6. В качестве ответственного лица могут назначаться должностные лица, замещающие должность юридического профиля (при наличии такой должности в штате воинской части и ее замещении военнослужащим (лицом гражданского персонала Вооруженных Сил), а при отсутствии в штате воинской части должности юридического профиля по указанию командира воинской части назначаются компетентные (обладающие в силу своих должностных обязанностей и (или) профессиональных навыков специальными знаниями в вопросах, подлежащих разрешению в суде) должностные лица.
В оперативном стратегическом командовании военного округа ответственными лицами могут назначаться должностные лица учреждения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности военного округа.
7. Полномочия представителя определяются в доверенности, оформленной в порядке, установленном пунктами 35 - 37 настоящей Инструкции.
8. Назначенный представитель при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде, изучает требования законодательства по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, собирает доказательства для обоснования и подготовки письменной позиции по делу.
При этом позиция по делу, апелляционная, кассационная, надзорная жалобы (заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам) подлежат обязательному согласованию:
а) с ответственными лицами, замещающими должности юридического профиля в виде Вооруженных Сил, военном округе, Северном флоте, роде войск Вооруженных Сил:
по делам, где цена иска превышает 100000 рублей;
по делам, связанным с возмещением вреда здоровью;
по многочисленным обращениям (5 и более) с одинаковым предметом спора (исключение - приватизация жилого помещения);
по делам, связанным с обжалованием действий судебного пристава-исполнителя;
по уголовным делам;
б) с Департаментом претензионной и судебно-правовой работы по делам:
о несостоятельности (банкротстве) организаций, подведомственных Министерству обороны;
об оспаривании участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
связанным с вовлечением недвижимого имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в хозяйственный оборот, с иным отчуждением недвижимого имущества;
где цена иска составляет более 500000 рублей (за исключением судебных споров, связанных с взысканием арендной платы);
об оспаривании правовых актов, связанных с наложением штрафов на Министерство обороны, Министра обороны Российской Федерации и его заместителей;
где Министерство обороны признано потерпевшим либо гражданским истцом в уголовном деле.
При ограниченных сроках согласования позиции по делу допускается получение такого согласования по телефону (средствам факсимильной связи) с последующим направлением письменной позиции по делу для подтверждения. Невозможность согласования позиции по делу не освобождает назначенного представителя от участия в деле.
9. Командир воинской части независимо от наличия отношения подчиненности письменно уведомляет, в том числе с использованием средств факсимильной связи, командующего войсками военного округа (Северным флотом), на территории которого дислоцируется воинская часть, о предстоящем судебном рассмотрении дела, позиция по которому подлежит обязательному согласованию в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 8 настоящей Инструкции.
Командующий войсками военного округа (Северным флотом) в пределах своей компетенции оказывает содействие в организации работы по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны, воинских частей, в том числе не входящих в состав военного округа (Северного флота).
10. В случае отсутствия в воинской части, от которой назначен представитель, доказательств, необходимых для обоснования и подготовки позиции по делу, командир воинской части направляет письменный запрос в воинскую часть, которая располагает данными доказательствами.
11. Командир воинской части, получивший запрос, указанный в пункте 10 настоящей Инструкции, в двухдневный срок, если не указан более короткий срок, с момента поступления запроса обеспечивает подготовку и направление в воинскую часть, направившую запрос, запрашиваемых доказательств, документов и позиции (предложений) по делу.
12. В случае непредоставления воинской частью, в которую направлялся запрос о предоставлении материалов (доказательств) в указанные сроки, назначенный представитель обеспечивает представление интересов в суде на основе имеющихся доказательств и принимает меры к их истребованию в судебном порядке.
13. О принятом в суде решении назначенный представитель незамедлительно докладывает командиру воинской части и ответственному лицу.
Командир воинской части принимает решение об обжаловании судебного акта при наличии к тому оснований или о мерах по его исполнению.
14. Обжалованию в апелляционном, кассационном и надзорном порядке подлежат все судебные акты, принятые с нарушением норм материального и (или) процессуального права, а также по иным основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством, если они вынесены не в пользу Министерства обороны, воинской части.
15. Командир воинской части по фактам неприбытия без уважительных причин на судебное заседание назначенных представителей, отсутствия в суде письменной позиции по делу, при выявлении фактов заключения гражданско-правовых договоров, не обеспеченных необходимыми лимитами финансирования (либо с превышением указанных лимитов), признания судами незаконными действий (бездействия) должностных лиц проводит разбирательство. В целях выявления недостатков и ошибок в работе по судебной защите, правоприменительного опыта в принятии управленческих решений, а также в целях принятия решения о направлении при необходимости материалов в органы прокуратуры Российской Федерации командир воинской части организует анализ судебных актов, послуживших основанием для взыскания убытков, списания денежных средств со счетов Министерства обороны, воинской части по исполнительным документам, отказа судами в удовлетворении требований, заявленных от имени Министерства обороны, воинской части.
III. Организация рассмотрения частных определений (постановлений) суда
16. Поступившие в воинскую часть частные определения (постановления) (в том числе с поручением Департамента претензионной и судебно-правовой работы), в которых судом обращено внимание командира воинской части на выявленные случаи нарушения законности, регистрируются и рассматриваются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей Инструкции.
Копия частного определения (постановления) суда направляется для учета и формирования дела в региональное управление правового обеспечения.
17. При поступлении в воинскую часть частного определения (постановления) суда командиром воинской части назначается разбирательство в целях проверки фактов и обстоятельств, отраженных в частном определении (постановлении) суда.
18. Если в ходе разбирательства установлены виновные должностные лица, чьи противоправные действия привели к нарушениям законности, они привлекаются к ответственности в установленном порядке.
19. При наличии оснований частное определение (постановление) суда подлежит обжалованию в установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации порядке*.
20. О принятых по частному определению (постановлению) суда мерах командир воинской части сообщает суду в установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации сроки.
21. Информация о результатах рассмотрения частных определений (постановлений) суда, поступивших с поручением Департамента претензионной и судебно-правовой работы, направляется командиром воинской части в суд. Копия ответа на частное определение (постановление) суда одновременно направляется в Департамент претензионной и судебно-правовой работы.
IV. Порядок рассмотрения запросов судов
22. Поступающие в воинскую часть судебные запросы и связанные с ними материалы, в том числе с поручением Департамента претензионной и судебно-правовой работы, регистрируются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей Инструкции, и рассматриваются в сроки, установленные судом.
23. Если командир воинской части не имеет возможности предоставить запрашиваемую информацию и материалы в установленный судом срок, то он в пятидневный срок со дня получения судебного запроса обеспечивает извещение об этом суда с указанием причин непредоставления запрашиваемой информации.
24. Запрашиваемая судом информация направляется непосредственно в суд. По запросу суда запрашиваемая информация выдается на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.
25. При поступлении запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека командир воинской части согласовывает ответ на запрос с Департаментом претензионной и судебно-правовой работы после согласования со всеми заинтересованными воинскими частями.
26. При поступлении материалов и запросов Конституционного Суда Российской Федерации командир воинской части обеспечивает согласование проектов ответов на запросы Конституционного Суда Российской Федерации с соисполнителями в течение 14 дней с момента получения запроса, но не позднее чем за 10 дней до истечения указанного в запросе срока.
27. Проекты ответов на запросы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, направленные в Министерство обороны, подлежат согласованию с Департаментом претензионной и судебно-правовой работы.
V. Порядок работы по исполнению судебных актов
28. Организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов** возлагается на командиров воинских частей, к компетенции которых относится разрешение требований, подлежащих исполнению.
29. При поступлении в воинскую часть материалов по исполнительному производству, в том числе с поручением Департамента претензионной и судебно-правовой работы, они регистрируются и рассматриваются в порядке, определенном пунктом 4 настоящей Инструкции. При этом устанавливаются:
соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законом;
возможность предъявления исполнительного документа согласно срокам, установленным законодательством об исполнительном производстве, а также необходимость подачи заявления о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа;
возможность добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в установленный срок;
необходимость обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства или постановления о возвращении исполнительного документа и иных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
необходимость и целесообразность совершения иных процессуальных действий, влияющих на сроки, порядок и способ исполнения судебных актов.
30. При отсутствии оснований, препятствующих исполнению судебного акта, командиром воинской части принимаются меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, и меры, исключающие возложение на должника ответственности (штрафа) за неисполнение исполнительного документа.
31. В случаях, когда взыскателем по исполнительному производству является Министерство обороны, организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 29-30 настоящей Инструкции. При взыскании денежных средств с участника бюджетного процесса исполнительные документы направляются в порядке, установленном бюджетным законодательством, а при взыскании с иных должников - в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
VI. Организация работы по судебной защите интересов Министерства обороны и органов военного управления, входящих в Центральный аппарат Министерства обороны
32. Поступающие в Министерство обороны судебные документы и другие, связанные с ними материалы, направляются в Департамент претензионной и судебно-правовой работы, где регистрируются, рассматриваются должностными лицами и вносятся в электронную базу данных, после чего направляются с соответствующим поручением директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации или по его указанию должностными лицами Департамента претензионной и судебно-правовой работы в воинские части, к компетенции которых относится разрешение заявленных требований.
В случае поступления вышеуказанных документов по делам с участием Министерства обороны непосредственно в воинские части ответственное лицо немедленно сообщает об этом в региональное управление правового обеспечения (его структурные подразделения) и обеспечивает поступление копий этих документов в двухдневный срок, в том числе с использованием средств факсимильной связи.
Представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах, находящихся на территориях города Москвы и Московской области, осуществляется должностными лицами Департамента претензионной и судебно-правовой работы или иными должностными лицами воинских частей по поручению Департамента претензионной и судебно-правовой работы.
33. В случае ликвидации либо реорганизации воинской части, в которую направлялось поручение Департамента претензионной и судебно-правовой работы, к участию в представлении интересов Министерства обороны директором Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации привлекаются представители иных воинских частей, к ведению которых относятся вопросы, подлежащие рассмотрению в суде.
34. Поручения Департамента претензионной и судебно-правовой работы рассматриваются в порядке, определенном пунктами 4 - 6 настоящей Инструкции, и являются обязательными для исполнения.
35. Доверенности на представление интересов Министерства обороны в судах в качестве истца, гражданского истца (потерпевшего) в уголовном судопроизводстве, ответчика, третьего (заинтересованного) лица на основании поручений, направленных в воинские части, оформляются и выдаются Департаментом претензионной и судебно-правовой работы по заявкам региональных управлений правового обеспечения, воинских частей.
Доверенности с полномочиями ответчика, третьего (заинтересованного) лица выдаются для оперативного направления назначенного представителя в суд при наличии поручения от Департамента претензионной и судебно-правовой работы.
36. Ответственные лица воинских частей для оформления доверенности направляют в письменной форме в Департамент претензионной и судебно-правовой работы следующие сведения о назначенных представителях Министерства обороны:
номер и дату поручения Департамента претензионной и судебно-правовой работы (в случае, если направлялось поручение);
воинское звание представителя (для военнослужащего);
фамилию, имя и отчество представителя;
занимаемую представителем воинскую должность (должность) в соответствии со штатом;
наименование суда, в котором рассматривается иск (заявление), дату слушания дела;
фамилию и инициалы или наименование истца (заявителя);
номер дела в суде (для исков, находящихся в производстве арбитражных судов);
предмет иска (заявления);
фамилию, имя, отчество и номер служебного телефона лица, заказывающего доверенность (адрес электронной почты, если имеется);
почтовый адрес для направления доверенности почтой (при необходимости).
В случаях, когда направление заявки на оформление доверенности в письменной форме по почте не может обеспечить ее получение к дате проведения судебного заседания, такие данные сообщаются по телефонам (средствам факсимильной связи, электронной почте), при этом заявки на оформление доверенностей в суды общей юрисдикции и арбитражные суды направляются отдельными документами.
37. В случае необходимости заявления в суд требования от имени Министерства обороны командиром воинской части направляется обращение в Департамент претензионной и судебно-правовой работы, в котором указываются:
суть требований, которые планируется заявить от имени Министерства обороны в суде, либо сведения об уголовном деле, по которому Министерство обороны привлечено в качестве потерпевшего (гражданского истца);
информация о планируемом представителе (воинское звание (для военнослужащего), фамилия, имя и отчество, занимаемая им воинская должность (должность) в соответствии со штатом);
наименование суда, в который планируется направить иск (заявление);
фамилия и инициалы или наименование ответчика либо сведения об обвиняемом (подсудимом);
почтовый адрес для направления доверенности почтой (при необходимости);
адрес электронной почты (если имеется);
проект искового заявления (заявления) и доказательства, обосновывающие исковые требования.
38. Представление интересов Министерства обороны в судах осуществляется должностными лицами Департамента претензионной и судебно-правовой работы в порядке, установленном абзацем первым пункта 8, пунктами 10 - 14 и разделом III настоящей Инструкции, за исключением дел, где не требуется специальных юридических знаний (установление юридического факта; обжалование действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны и его структурных подразделений (региональных управлений); исчисление выслуги лет; перерасчет размеров денежного довольствия, заработной платы, пенсии; индексация присужденных денежных сумм; приватизация жилых помещений; нарушение порядка рассмотрения обращений граждан; исполнение судебных поручений по представлению в суд сведений (доказательств) и где представителями Министерства обороны по данным делам могут быть должностные лица иных органов военного управления.
По делам, связанным с исполнением государственных контрактов, интересы Министерства обороны по поручению директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации в суде на основании доверенности, выданной в порядке, установленном пунктами 35 - 37 настоящей Инструкции, представляют должностные лица заказывающих органов военного управления.
Обращения директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации и его заместителей к командирам воинских частей о выделении для участия в судебных заседаниях специалистов в соответствии с пунктом 6 настоящей Инструкции являются обязательными для исполнения.
39. Представление интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в судах осуществляется должностными лицами Департамента претензионной и судебно-правовой работы в порядке, установленном пунктом 6, абзацем первым пункта 8, пунктами 10 - 14, абзацем первым пункта 32, пунктом 38 настоящей Инструкции, на основании соответствующих поручений по доверенности. Доверенности на представление интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации выдаются Министром обороны Российской Федерации на основании доклада директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации.
VII. Организация учета, хранения судебных документов и отчетности о работе по судебной защите
40. В воинской части ведется следующая документация:
журнал учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть в текущем году (приложение N 1 к настоящей Инструкции);
журнал учета заявок и получения доверенностей (приложение N 2 к настоящей Инструкции);
журнал учета выдачи доверенностей (приложение N 3 к настоящей Инструкции).
Допускается ведение журналов в электронном виде.
41. Записи вносятся в журналы на основании информации, поступившей в воинскую часть в период с 1 января по 31 декабря текущего года.
42. Обязанность по ведению журналов возлагается на ответственных лиц.
43. Материалы, связанные с рассмотрением дела в суде, формируются в отдельное дело (далее - дело).
44. В комплект документов дела входят:
иск (заявление);
доверенность представителя;
отзывы (возражения относительно заявленных требований);
доказательства по делу (за исключением доказательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);
апелляционные, кассационные и надзорные жалобы (заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора) в случае обжалования судебного акта;
судебные акты, принятые судом по делу;
материалы по исполнительному производству;
документы, свидетельствующие об исполнении решения суда;
материалы, относящиеся к предмету иска (заявления).
Указанные в настоящем пункте документы хранятся в подлинных экземплярах либо в копиях.
45. Обязанность по формированию и ведению дела возлагается на должностное лицо, замещающее должность юридического профиля (при наличии такой должности в штате воинской части), а в случае отсутствия - на ответственное лицо.
46. Хранение и учет журналов и сформированных дел возлагаются на структурное подразделение воинской части, предназначенное для ведения несекретного делопроизводства.
47. Срок хранения журналов, дел, оригиналов доверенностей, копий судебных актов и документов определяется в соответствии с перечнем документов со сроками их хранения.
48. Командиром воинской части ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в региональные управления правового обеспечения по территориальному признаку направляется информация о результатах работы по судебной защите:
итоги судебно-исковой работы (приложение N 4 к настоящей Инструкции);
результаты рассмотрения исков, предъявленных к Министерству обороны (приложение N 5 к настоящей Инструкции);
результаты рассмотрения исков, предъявленных Министерством обороны (приложение N 6 к настоящей Инструкции).
49. Ответственное лицо не реже двух раз в год (к 30 января и к 30 июля) с привлечением других структурных подразделений анализирует и обобщает имеющуюся в воинской части судебную практику; представляет командованию воинской части предложения об устранении выявленных недостатков. Результаты анализа должны отражать наиболее характерные судебные споры и содержать рекомендации представителям по ведению подобных дел в суде.
______________________________
* При обжаловании частных определений (постановлений) судов необходимо учитывать, что в случае, если лицо, в отношении которого вынесено частное определение (постановление), участвовало в деле, оно может обжаловать его в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. В случае, если лицо, чьи права и законные интересы затронуты частным определением (постановлением), не участвовало в деле, оно вправе в соответствии с частью 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обжаловать такое определение в надзорном порядке.
** Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.