Приложение
Методические рекомендации
по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок.
1.2. Методические рекомендации предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок, а также заказчиками при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Общая характеристика дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок
2.1. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в сфере закупок (далее - Программы) направлены на реализацию принципа профессионализма заказчика*. Программы разрабатывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2. Профессиональной деятельностью лиц, прошедших обучение по Программам, является выполнение функций специалистов:
заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, занятых в сфере закупок, в том числе выполняющих функции члена комиссии по осуществлению закупок, работника контрактной службы, контрактного управляющего;
органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, органа аудита в сфере закупок;
специализированной организации, привлекаемой для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
по участию в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
других видов деятельности в сфере закупок.
2.3. Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций.
2.4. В случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
2.5. Обучение по Программам рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации Программ в очно-заочной форме рекомендуется устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы**, за исключением случая, установленного пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций. Для Программ, предусмотренных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется устанавливать очную часть в объеме не менее 16 часов аудиторной работы.
2.6. При реализации Программ могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.7. В Программы рекомендуется включать лекционные, практические, семинарские занятия, деловые игры, консультации по тематике осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2.8. Обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся.
2.9. При разработке и реализации Программ может применяться модульный принцип представления содержания образования.
2.10. Обучение по Программам рекомендуется проводить применяя современные образовательные методики и технологии.
2.11. Конкретное название программы, наименование и содержание отдельных ее компонентов, формы реализации, планируемые результаты (перечень профессиональных компетенций в сфере закупок), учебный план и календарный учебный график определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, с учетом требований, установленных в пунктах 3.3 - 3.5 настоящих Методических рекомендаций.
3. Содержание Программ
3.1. Программы должны быть направлены на совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере закупок, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере закупок.
3.2. Содержание Программ должно учитывать профессиональные стандарты в сфере закупок.
3.3. Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ, за исключением Программ, реализуемых в соответствии с пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ
N |
Наименование дисциплин и их основные темы |
Количество часов |
1 |
Основы контрактной системы |
6 |
1.1 |
Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности |
2 |
1.2 |
Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок |
2 |
1.3 |
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Порядок организации электронного документооборота |
2 |
2 |
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок |
6 |
2.1 |
Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг |
6 |
3 |
Планирование и обоснование закупок |
8 |
3.1 |
Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки |
4 |
3.2 |
Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения |
4 |
4 |
Осуществление закупок |
58 |
4.1 |
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора |
2 |
4.2 |
Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона |
4 |
4.3 |
Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок |
8 |
4.4 |
Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы |
12 |
4.5 |
Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки |
4 |
4.6 |
Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона |
10 |
4.7 |
Порядок осуществления закупок способом запроса котировок |
6 |
4.8 |
Порядок осуществления закупок способом запроса предложений |
4 |
4.9 |
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
2 |
4.10 |
Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами |
2 |
4.11 |
Особенности отдельных видов закупок |
4 |
5 |
Контракты |
8 |
5.1 |
Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов |
4 |
5.2 |
Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов |
4 |
6 |
Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок |
4 |
6.1 |
Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок |
2 |
6.2 |
Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки |
2 |
7 |
Вариативная часть |
16 |
8 |
Итоговая аттестация: |
2 |
8.1 |
Экзамен (тестирование) и/или защита итоговой работы |
2 |
|
Итого |
108 |
3.4. Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ, реализуемых в соответствии с пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ для руководителей организаций-заказчиков
N |
Наименование дисциплин и их основные темы |
Количество часов |
1 |
Основы контрактной системы |
2 |
1.1 |
Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности. Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок |
2 |
2 |
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок |
2 |
2.1 |
Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг |
2 |
3 |
Планирование и обоснование закупок |
2 |
3.1 |
Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки. Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения |
2 |
4 |
Осуществление закупок |
20 |
4.1 |
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора |
18 |
4.2 |
Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона |
2 |
5 |
Контракты |
4 |
5.1 |
Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов |
2 |
5.2 |
Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов |
2 |
6 |
Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок |
2 |
6.1 |
Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению, закупок за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки |
2 |
7 |
Вариативная часть |
6 |
8 |
Итоговая аттестация: |
2 |
8.1 |
Экзамен (тестирование) |
2 |
|
Итого |
40 |
3.5. Программы могут содержать вариативную часть, предусматривающую специализацию, в том числе по объекту закупки, по способам закупок, по роду деятельности (для руководителей контрактных служб, уполномоченных органов, специалистов органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, членов комиссий, работников специализированных организаций, экспертов, консультантов и др.), по региональной специфике осуществления закупок. Объем вариативной части не может превышать 15 процентов от общего количества часов реализуемой программы.
3.6. Примерное содержание Программ:
3.6.1. Основы контрактной системы.
Знакомит слушателей с основными принципами, понятиями и терминами, применяющимися в российской системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; знакомит с системой осуществления закупок в контексте социальных, экономических и политических процессов Российской Федерации; дает представление об основных принципах, заложенных в основу создания контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система); целях и задачах создания и функционирования контрактной системы, информационном обеспечении контрактной системы; рассматривает участников контрактной системы, их права и обязанности, порядок создания, организацию работы, функции контрактной службы (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок; знакомит с информационным обеспечением контрактной системы в сфере закупок, единой информационной системой, порядком организации электронного документооборота.
3.6.2. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Рассматривает действующую российскую нормативную правовую базу в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные и методические документы Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти, другие нормативные акты, дополняющие законодательство Российской Федерации о контрактной системе; знакомит слушателей с антимонопольным законодательством.
3.6.3. Планирование и обоснование закупок.
Знакомит слушателей с понятиями и порядком формирования и изменения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обоснованием закупок; понятием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ее назначением, методами определения.
3.6.4. Осуществление закупок.
Определяет основные отличия способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), применяемых для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, назначение способов закупок; знакомит с общими положениями о конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), разбираются конкретные примеры применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), преимущества и недостатки каждого способа; раскрывает условия допуска к участию в закупках, антидемпинговые механизмы в закупках и правила их применения; знакомит слушателей с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках, участие организаций инвалидов в закупках; знакомит слушателей с правилами описания объекта закупки, порядком составления технического задания; знакомит слушателей с порядком проведения способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); освещает документооборот по закупкам; знакомит слушателей с особенностями отдельных видов закупок (НИР, НИОКР, строительный подряд, лекарственные средства, компьютерная техника, продукты питания), знакомит с особенностями составления технических требований и спецификаций на указанную продукцию; знакомит с особенностями заключения энергосервисных контрактов.
3.6.5. Контракты.
Знакомит слушателей с основным понятийным аппаратом, структурой контрактов, опытом их заключения; дает знания об основных терминах и определениях при составлении контракта, особенностях государственного контракта как вида договора, терминологии условий поставок, цене контракта и условиях платежа, изменениях, внесенных в контракт, расторжении контракта, сроках, условиях вступления контракта в силу, ответственности сторон, экспертизе и приемке продукции, обеспечении исполнения контрактов, рассмотрении споров, обстоятельствах непреодолимой силы, о структуре контракта, о порядке ведения реестра контрактов.
3.6.6. Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок.
Рассматривает вопросы мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, дает оценку обоснованности и эффективности закупок; раскрывает способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки; рассматривает порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной торговой площадки при осуществлении закупок.
4. Требования к итоговой аттестации
4.1. Освоение Программ завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач в сфере закупок.
4.2. Рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование) и (или) защиты итоговой работы, за исключением Программ, реализуемых в соответствии с пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций. Для Программ, предусмотренных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование).
4.3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В целях упрощения процесса подтверждения подлинности документов о квалификации работодателями, кадровыми службами и др., экономии бюджетов образовательных организаций, повышения имиджа дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рекомендуется изготавливать удостоверения о повышении квалификации на бланках, являющихся защищенными от подделок полиграфической продукцией, изготавливаемой в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции.
4.4. Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Требования к условиям реализации Программы
5.1. Организациям, осуществляющей образовательную деятельность, рекомендуется проводить внутренний мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
5.2. Для проведения занятий по Программам рекомендуется привлекать специалистов прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и (или) имеющих практический опыт в сфере закупок.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.2. Организациям, реализующим Программы, рекомендуется обеспечить обучающихся учебно-методическими материалами, необходимыми для освоения Программы (учебные пособия, дидактические и методические материалы, презентации и др. в печатном и (или) электронном виде).
5.3. Организациям, реализующим Программы, в процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения рекомендуется обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач при осуществлении закупок.
------------------------------
* Статья 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
** Аудиторная работа - разновидность контактной работы обучающихся с преподавателем, включает в себя занятия лекционного вида, и (или) занятия семинарского вида, и (или) групповые консультации, и(или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства экономического развития РФ и Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. NN 5594-ЕЕ/Д28и,... |