Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 75-АПГ14-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Сигма" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, и внесению изменений в государственный кадастр недвижимости
по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 6 ноября 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Сигма" Осколкова И.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Сигма" (далее - ООО ТФ "Сигма") обратилось в суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120101:39 площадью 21 838 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, просп. Лесной, 47 (далее - земельный участок), равной его рыночной стоимости в размере 33 057 000 руб., и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра по Республике Карелия) и администрация Петрозаводского городского округа.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 6 ноября 2014 г. заявленные требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка установлена равной рыночной стоимости в размере 33 057 000 руб. На ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установленной судом кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, с момента вступления в законную силу решения суда, в пользу ООО ТФ "Сигма" с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4 000 руб.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия просит отменить решение суда, полагая, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является ни организатором государственной кадастровой оценки земель, ни органом, утвердившим её результаты. У ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия отсутствует заинтересованность в факте установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной рыночной. Кроме того, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия как орган государственного кадастрового учета освобождено от уплаты государственной пошлины, несмотря на это, суд неправомерно взыскал с него расходы на уплату государственной пошлины в пользу заявителя.
Относительно апелляционной жалобы ООО ТФ "Сигма" поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, представители администрации Петрозаводского городского округа, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия, Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оценила материалы дела, проверила законность оспариваемого судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы и пришла к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом, земельный участок принадлежит ООО ТФ "Сигма" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 августа 2011 г. серия 10 - АБ N 438156.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. N 158-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия" кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере 42 382 972,02 руб.
В соответствии с отчетом от 20 июня 2014 г. N 1406030 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу заявителя индивидуальным предпринимателем Ш. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 33 057 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 22 июля 2014 г. N 3-200614-1, выполненному некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", отчет от 20 июня 2014 г. N 1406030 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости заявитель 29 сентября 2014 г. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия (далее - Комиссия), созданную в соответствии с приказом Росреестра от 26 октября 2012 г. N П/484 в г. Петрозаводске.
Письмом руководителя Управления Росреестра по Республике Карелия от 2 октября 2014 г. N 05516 000 ТФ "Сигма" отказано в рассмотрении заявления в Комиссии.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика земельного налога, ООО ТФ "Сигма" обратилось в суд с указанным выше заявлением.
Рассматривая дело по правилам искового производства и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия в пользу ООО ТФ "Сигма" судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Судебная коллегия считает решение суда в этой части ошибочным по следующим основаниям.
Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает как дела, возникающие из публичных правоотношений, по указанным в этой статье заявлениям, так и иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений в силу следующих причин.
Одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кроме того, в зависимости от конкретных обстоятельств судом в качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, выступающие в качестве получателей налоговых доходов и арендных платежей, а также органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
Согласно статье 24 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности верховного суда республики и равных ему судов.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Таким образом, дело подлежало рассмотрению с учётом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации определяет размер подлежащей уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в зависимости от характера заявленных требований.
Суд первой инстанции, рассматривая дело в порядке искового производства, определил размер государственной пошлины применительно к исковым заявлениям неимущественного характера на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 4 000 руб.
Вместе с тем, поскольку споры об оспаривании кадастровой стоимости вытекают из публичных правоотношений, заявленные ООО ТФ "Сигма" требования не могут быть отнесены к искам неимущественного характера, следовательно, у суда не было оснований для взыскания судебных расходов на уплату государственной пошлины в указанном размере.
Исходя из положений статьи 24 Закона об оценочной деятельности и с учетом того, что в рамках указанной категории дел не подлежит проверке нормативный правовой акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, государственная пошлина по делам об оспаривании кадастровой стоимости подлежит уплате по подпункту 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и для организаций составляет 2 000 руб.
Кроме того, суд первой инстанции ошибочно, без учета конкретных обстоятельств дела, взыскал судебные расходы на уплату государственной пошлины с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия.
Суд не принял во внимание, что в силу положений статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Заказчик работ отбирает исполнителя работ, заключает договор на проведение оценки и утверждает результаты определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 5.2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" государственную функцию по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляет непосредственно Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 409-р и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденным приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. N П/331 (далее - Устав ФГБУ "ФКП Росреестра"), указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" вправе определять кадастровую стоимость исключительно в отношении вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, приказ Росреестра от 26 декабря 2011 г. N П/531, пункт 13.6 Устава ФКП).
В данном случае кадастровая оценка спорного земельного участка была определена в результате массовой государственной оценки, а не в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия не являлось заказчиком по кадастровой оценке и не утверждало результаты государственной кадастровой оценки в отношении спорного объекта недвижимости.
Судом первой инстанции указанные нормы материального права применены не были. Неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправомерное взыскание судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия.
Допущенные нарушения согласно пункту 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта в части взыскания расходов на уплату государственной пошлины в размере 4 000 руб. с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия.
Поскольку по настоящему делу уплате подлежала государственная пошлина в размере 2 000 руб., ООО ТФ "Сигма" подлежит возврату из федерального бюджета 2 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 6 ноября 2014 г. отменить в части взыскания с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 4000 руб.
В этой части принять по делу новое решение - возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Сигма" из федерального бюджета сумму излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб.
В остальной части оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Председательствующий |
Александров В.Н., |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 75-АПГ14-7
Текст определения официально опубликован не был