Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 апреля 2014 г. N 03-02-07/1/15404
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о применении статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счету в банке на основании решения налогового органа означает прекращение банком всех расходных операций по этому счету, если иное не предусмотрено названным пунктом и пунктом 2 указанной статьи.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктами 1 и 8 статьи 45, пунктами 1 и 10 статьи 46 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налогов (сборов) исполняется самостоятельно налогоплательщиком (плательщиком сбора) либо в принудительном порядке по решению налогового органа путем обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках и электронные денежные средства.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в третью очередь.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (абзац седьмой пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.12.1997 N 21-П, конституционные обязанности выплачивать вознаграждения за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу, так как установление жесткого приоритета для одной из них означает невозможность реализации, а следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных интересов тех или других групп граждан, что не соответствует статье 55 (части 2) Конституции Российской Федерации.
Исходя из сложившейся арбитражной практики с учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), предшествует платежам в бюджетную систему Российской Федерации, если платежные документы по оплате труда с этими лицами поступили в банк раньше поручений налоговых органов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации, или если такие поручения налоговых органов в банк не поступали.
Учитывая изложенное, полагаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение требований по списанию денежных средств, предусмотренных в первую, вторую и третью (если соответствующие платежные документы поступили раньше поручения налогового органа на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации) очереди, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в принудительном порядке посредством взыскания этих платежей.
Следовательно, расходные операции по требованиям, относящимся к третьей очереди и предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), если соответствующие платежные документы поступили позднее поручения налогового органа на перечисление налогов и сборов, а также четвертой и пятой очередям, предусмотренным пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, приостанавливаются в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счету, принятому в соответствии с пунктом 2 статьи 76 Кодекса, за исключением операций, указанных в пункте 1 статьи 76 Кодекса.
В случае приостановления операций по счету в банке на основании решения, принятого налоговым органом в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Кодекса, расходные операции по требованиям, относящимся к четвертой и пятой очередям, предусмотренным пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, приостанавливаются, за исключением операций, указанных в пункте 1 статьи 76 Кодекса.
Заместитель |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 апреля 2014 г. N 03-02-07/1/15404
Текст письма официально опубликован не был