Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 октября 2014 г. N 03-01-18/55847
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения по вопросам применения отдельных положений разд. V.1 НК РФ и сообщает следующее.
1. Согласно п. 1 ст. 105.4 НК РФ при совершении налогоплательщиками сделок, в отношении которых предусмотрено регулирование цен посредством установления цены или согласования с уполномоченным органом исполнительной власти формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений на рентабельность или прибыль в указанных сделках, цены таких сделок признаются рыночными для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Такие особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, нормативными правовыми актами иностранных государств, а также международными договорами Российской Федерации.
При этом Налоговым кодексом РФ не предусмотрено применение указанных особенностей к сделкам, цены которых, в свою очередь, являются компонентами формулы цены сделки, в отношении которой предусмотрено регулирование цен в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, нормативными правовыми актами иностранных государств, а также международными договорами Российской Федерации.
Признание указанных цен рыночными для целей налогообложения, по мнению департамента, необходимо осуществлять в соответствии с принципом "вытянутой руки", сформулированным в п. 1 ст. 105.3 НК РФ.
2. Для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене могут использоваться методы, указанные в п. 1 ст. 105.7 НК РФ. При этом допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных п. 1 указанной статьи.
Согласно п. 3 ст. 105.7 НК РФ приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 105.10 НК РФ, является метод сопоставимых рыночных цен. Так, пунктом 2 ст. 105.10 НК РФ предусмотрено, что использование метода цены последующей реализации является приоритетным по сравнению с другими методами для определения соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.
Применение иных методов, указанных в подп. 2 - 5 п. 1 ст. 105.7 НК РФ, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
В соответствии с п. 4 ст. 105.7 НК РФ при отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в подп. 2 - 5 п. 1 указанной статьи.
Если иное не предусмотрено гл. 14.3 НК РФ, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.
При этом в соответствии с п. 6 ст. 105.7 НК РФ при выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой.
В частности, при использовании метода сопоставимой рентабельности при выборе конкретного показателя рентабельности учитываются вид деятельности, осуществляемый лицом, являющимся стороной анализируемой сделки, осуществляемые им функции, используемые активы и принимаемые экономические (коммерческие) риски, полнота, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующей рентабельности, а также экономическая обоснованность такого показателя (п. 4 ст. 105.12 НК РФ).
3. В целях Налогового кодекса РФ сопоставляемые сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой.
При анализе коммерческих и (или) финансовых условий в целях признания сделок сопоставимыми необходимо руководствоваться положениями ст. 105.5 НК РФ.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 октября 2014 г. N 03-01-18/55847
Текст письма опубликован в журнале "ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера", март 2015 г., N 3 (часть II)