Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
540/2014 от 16 апреля 2014 г.
об уровне шума моторных транспортных средств и сменных систем глушителей, а также об изменении Директивы 2007/46/EC и об отмене Директивы 70/157/ЕЭС*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 114 Договора,
Руководствуясь предложением Европейской Комиссии,
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,
Руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(3),
Принимая во внимание, что:
(1) В соответствии со Статьей 26(2) Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) внутренний рынок включает в себя пространство без внутренних границ, в пределах которого должно быть гарантировано свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капитала. Для этого имеется всеобщая система одобрения типа ЕС для моторных транспортных средств. Технические требования для одобрения типа ЕС моторных транспортных средства и их систем глушителей в отношении допустимого уровня шума должны быть гармонизированы во избежание принятия требований, которые отличаются в различных государствах-членах ЕС, и для обеспечения должного функционирования внутреннего рынка, в то же время предоставляя высокий уровень экологической защиты и безопасности населения, повышая качество жизни и здоровья и учитывая тот факт, что дорожные транспортные средства являются существенным источником шума в транспортном секторе.
(2) Требования к одобрению типа ЕС уже применяются в контексте законодательства Союза, регулирующего различные аспекты работы моторных транспортных средств, такие как выбросы от машин и легких промышленных транспортных средств, выбросы загрязняющих веществ и стандарты безопасности. Технические требования, применяемые согласно настоящему Регламенту, должны быть разработаны таким образом, который обеспечивает системный подход в указанном законодательстве Союза, учитывая все соответствующие факторы шума.
(3) Шум от дорожного движения приносит вред здоровью множеством способов. Длительное напряжение от шума может истощать резервы физических сил человека, разрушать регулятивные способности функций органов и, таким образом, ограничивать их эффективность. Шум от дорожного движения представляет потенциальный риск для развития заболеваний и несчастных случаев, таких как высокое кровяное давление и острые сердечно-сосудистые заболевания. Необходимо продолжить исследование воздействия дорожного шума таким же способом, который предусмотрен в Директиве 2002/49/EC Европейского Парламента и Совета ЕС*(4).
(4) Директива 70/157/EЭC Совета ЕС*(5) гармонизировала различные технические требования государств-членов ЕС в отношении допустимого уровня шума моторных транспортных средств и их выхлопных систем в целях учреждения и работы внутреннего рынка. В целях должного функционирования внутреннего рынка и для обеспечения единообразного и согласованного применения по всему Союзу целесообразно заменить указанную Директиву настоящим Регламентом.
(5) Настоящий Регламент представляет собой отдельный Регламент в контексте процедуры одобрения типа согласно Директиве 2007/46/EC Европейского Парламента и Совета ЕС*(6). Соответственно, Приложения IV, VI и XI к указанной Директиве должны быть изменены.
(6) Директива 70/157/EЭC ссылается на Правила ЕЭК ООН N 51 - Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом*(7), которые определяют способ испытания для излучения шума, и на Правила ЕЭК ООН N 59 - Единообразные предписания, касающиеся одобрения сменных систем глушителей*(8). Будучи стороной Соглашения ЕЭК ООН от 20 марта 1958 г. относительно принятия единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, оборудования и запасных частей, которые могут быть установлены на колесные транспортные средства и/или использоваться в них, и условий для взаимного признания одобрений, выданных на основании данных предписаний*(9), Союз принял решение о применении указанных предписаний.
(7) Со времени ее принятия Директива 70/157/EЭC существенно изменялась несколько раз. Самое последнее снижение пределов уровня шума для моторных транспортных средств, введенное в 1995 г., не имело ожидаемого эффекта. Исследования показали, что способ испытаний, используемый согласно указанной Директиве, больше не отражает поведения при управлении транспортным средством в реальной жизни при движении в городе. В частности, как указано в Зеленой Книге о будущей политике в отношении шума от 4 ноября 1996 г., вклад шума от проката шин в общее излучение шума был недооценен при способе испытания.
(8) В связи с этим настоящий Регламент вводит способ испытания, отличный от того, который изложен в Директиве 70/157/ЕЭС. Новый способ должен основываться на способе испытания, опубликованном Рабочей группой по шуму ЕЭК ООН (GRB) в 2007 г., который включен в версию 2007 г. стандарта ISO 362. Результаты мониторинга обоих способов испытания, старого и нового, были представлены Европейской Комиссии.
(9) Новый способ испытания считается репрезентативным для уровня шума при обычных дорожных условиях, но он является менее репрезентативным для уровня шума при наихудших условиях. В этой связи необходимо установить в настоящем Регламенте дополнительные положения об излучении шума. Данные положения должны установить превентивные требования, которые будут распространяться на условия управления транспортным средством при реальном дорожном движении за пределами ездового испытательного цикла при одобрении типа и которые будут предотвращать сбой цикла. Указанные условия управления транспортным средством значимы с экологической точки зрения, и важно обеспечить, чтобы излучение шума транспортного средства при условиях уличной езды существенно не отличалось от того, которое может ожидаться от результата испытания при одобрении типа определенного транспортного средства.
(10) Настоящий Регламент также продолжает сокращать пределы уровня шума. Он должен учитывать новые более строгие требования к шуму для шин моторных транспортных средств, изложенные в Регламенте (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС*(10). Также должны быть учтены исследования, указывающие на раздражение и отрицательное воздействие на здоровье, возникающее в результате шума от дорожного движения, а также связанные с этим затраты и преимущества.
(11) Значения общих пределов должны быть снижены в отношении всех источников шума моторных транспортных средств, в том числе всасывания воздуха в силовом агрегате и выхлопа, учитывая вклад шин в снижение шума, указанное в Регламенте (ЕС) 661/2009.
(12) Глава III Регламента (ЕС) 765/2008 Европейского Парламента и Совета ЕС*(11), в соответствии с которой от государств-членов ЕС требуется осуществление надзора за рынком и контроля за продукцией, поступающей на рынок Союза, применяется к продукции, подпадающей под действие настоящего Регламента.
(13) Шум представляет собой разноплановое явление с множественными источниками и факторами, которые влияют на шум, воспринимаемый людьми, и на воздействие данного шума на них. Уровень шума транспортного средства частично зависит от окружающей среды, в которой используется транспортное средство, в частности, от качества дорожной инфраструктуры, поэтому требуется более интегрированный подход. Директива 2002/49/ЕС требует периодического составления стратегической карты шума в отношении inter alia автомагистралей. Информация, представленная на данных картах, могла бы создать основу будущей исследовательской работы в отношении шума окружающей среды в общем и шума от дорожного покрытия в частности, а также лучшей практики руководства по развитию технологического качества дорог и при необходимости классификации типов дорожного покрытия.
(14) Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды*(12) установила рамки экологической политики в Союзе на период 2002 - 2012 гг. Указанная программа призывала к действиям в сфере шумового загрязнения для существенного сокращения количества людей, на которых в течение продолжительного периода времени регулярно воздействует шум среднего уровня, в частности, от дорожного движения.
(15) Технические меры, направленные на сокращение уровня шума моторного транспортного средства, должны соответствовать группе конкурентных требований, таких как те, которые направлены на снижение шума и выброса загрязняющих веществ и на повышение безопасности, сохраняя данное транспортное средство максимально дешевым и эффективным. При попытке выполнения всех этих требований и нахождения баланса между ними автомобильная промышленность слишком часто сталкивается с пределами того, что в настоящее время является технически осуществимым. Разработчикам транспортных средств неоднократно удавалось раздвинуть границы, используя новые инновационные материалы и методы. Законодательство Союза должно установить ясную правовую базу для инноваций, которые могут быть внедрены в разумный период времени. Настоящий Регламент устанавливает такие рамки и тем самым обеспечивает прямые льготы для инноваций, соблюдая потребности общества, никаким образом не ограничивая экономическую свободу, которая является крайне необходимой для промышленности.
(16) Шумовое загрязнение представляет собой в основном локальную проблему, но требует решения по всему Союзу. Первый шаг устойчивой политики шумового излучения должен заключаться в разработке мер по сокращению уровня шума источника. Так как объектом настоящего Регламента является источник шума, которым являются моторные транспортные средства, и, учитывая, что этот источник шума по определению является мобильным, одних только национальных мер недостаточно.
(17) Предоставление информации по излучению шума потребителям и государственным органам имеет потенциал влияния на решения, касающиеся покупок, и ускоряет переход к более тихому автомобильному парку. Соответственно, производители должны предоставлять информацию об уровнях шума транспортных средств в пункте продаж и в техническом рекламном материале. Маркировка, такая же, как маркировки, используемые для информации о выбросах , потреблении топлива и шуме от шин, должна информировать потребителей об излучении шума транспортным средством. Европейская Комиссия должна осуществить оценку воздействия относительно условий маркировки, применяемых к уровням загрязнения воздуха и шумового загрязнения, и относительно информации для потребителей. Указанная оценка воздействия должна учитывать различные типы транспортных средств, подпадающие под действие настоящего Регламента (включая электрические транспортные средства), а также воздействие, которое такая маркировка может иметь на транспортную промышленность.
(18) Для сокращения шума от дорожного движения государственные органы должны иметь возможность ввести меры и льготы, способствующие использованию более тихих транспортных средств.
(19) Экологические преимущества от гибридных транспортных средств и электромобилей вылились в результате в значительное сокращение шума, излучаемого указанными транспортными средствами. Данное сокращение устранило важный источник звукового сигнала, на который полагаются слепые и слабовидящие пешеходы и велосипедисты среди прочих участников дорожного движения и который предупреждает о приближении, присутствии и об отъезде таких транспортных средств. Как следствие, промышленность разрабатывает звуковую систему оповещения транспортного средства (AVAS*(13)) для компенсации отсутствия данного звукового сигнала в гибридных транспортных средствах и электромобилях. Работа такой звуковой системы оповещения транспортного средства (AVAS), установленной на транспортные средства, должна быть гармонизирована. При разработке звуковой системы оповещения транспортного средства (AVAS) необходимо учитывать общее воздействие шума в населенных пунктах.
(20) Европейская Комиссия должна изучить потенциал активных систем безопасности в более бесшумных транспортных средствах, таких как гибридные транспортные средства и электромобили, что должно в большей степени послужить цели повышения безопасности уязвимых участников дорожного движения в городских зонах, таких как слепые, слабовидящие и глухие пешеходы, велосипедисты и дети.
(21) Уровень шума транспортного средства оказывает прямое влияние на качество жизни граждан Союза, в частности, в городских зонах, в которых в малых количествах присутствуют или отсутствуют электрический или подземный общественный транспорт или инфраструктура для велосипедистов и пешеходов. Также необходимо учитывать цель удвоения количества пользователей общественным транспортом, которую Европейский Парламент установил в своей резолюции от 15 декабря 2011 г. о Дорожной карте к единой европейской транспортной зоне - На пути к конкурентоспособной и эффективно использующей ресурсы транспортной системе*(14). Европейская Комиссия и государства-члены ЕС должны в соответствии с принципом субсидиарности содействовать продвижению общественного транспорта, пешеходных зон и зон для велосипедистов для сокращения излучения шума в городских зонах.
(22) Уровень шума транспортного средства частично зависит от того, каким образом оно используется, а также от того, как оно обслуживается после покупки. В этой связи необходимо принять меры для повышения информированности населения в Союзе о том, как важно придерживаться ровного стиля вождения и соблюдать пределы скорости, действующие в каждом государстве-члене ЕС.
(23) Для упрощения законодательства Союза об одобрении типа вместе с рекомендациями отчета CARS 21 2007 г. целесообразно основой для настоящего Регламента принять Правила ЕЭК ООН N 51 в отношении способов испытания и N 59 в отношении сменных систем глушителей.
(24) Чтобы Европейская Комиссия могла адаптировать отдельные требования Приложений I, IV, VIII и X к настоящему Регламенту к техническому прогрессу, полномочия по принятию актов в соответствии со Статьей 290 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) должны быть делегированы Европейской Комиссии в отношении изменения тех положений указанных Приложений, которые относятся к способам испытаний и уровням шума. Особенно важно, чтобы Европейская Комиссия проводила соответствующие консультации во время подготовительной работы, в том числе на уровне экспертов. Европейская Комиссия при подготовке и составлении актов делегированного законодательства должна обеспечить одновременную, своевременную и соответствующую передачу релевантных документов Европейскому Парламенту и Совету ЕС.
(25) Так как цель настоящего Регламента, а именно установление административных и технических требований для одобрения типа ЕС всех новых транспортных средств в отношении их уровня шума и сменных систем глушителей, а также их компонентов, получивших одобрение типа как отдельные технические единицы и предназначенных для указанных транспортных средств, не может в достаточной степени быть достигнута государствами-членами ЕС, и поэтому может, по причине масштаба и результатов деятельности, быть эффективнее достигнута на уровне Союза, Союз может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленным в Статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, установленным в данной Статье, настоящий Регламент не выходит на пределы того, что необходимо для достижения указанной цели.
(26) Вследствие применения новых регулятивных рамок, установленных согласно настоящему Регламенту, Директива 70/157/EЭC должна быть отменена,
Приняли настоящий Регламент:
Совершено в Страсбурге 16 апреля 2014 г.
От имени Европейского Парламента
Председатель
M. SCHULZ
От имени Совета ЕС
Председатель
D. KOURKOULAS
*(1) REGULATION (EU) No 540/2014 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 16 April 2014 on the sound level of motor vehicles and of replacement silencing systems, and amending Directive 2007/46/EC and repealing Directive 70/157/EEC (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 158, 27.05.2014.
*(2) ОЖ N C 191, 29.06.2012, стр. 76.
*(3) Позиция Европейского Парламента от 6 февраля 2013 г. (еще не опубликована в ОЖ) и позиция Совета ЕС в первом чтении от 20 февраля 2014 г. (еще не опубликована в ОЖ). Позиция Европейского Парламента от 2 апреля 2014 г. (еще не опубликована в ОЖ).
*(4) Директива 2002/49/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 июня 2002 г. об оценке и контроле шума окружающей среды (ОЖ N L 189, 18.07.2002, стр. 12).
*(5) Директива 70/157/EЭC Совета ЕС от 6 февраля 1970 г. о сближении законодательства государств-членов ЕС в отношении допустимого уровня звука и разрешенных выхлопных системах моторных транспортных средств (ОЖ N L 42, 23.02.1970, стр. 16).
*(6) Директива 2007/46/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 5 сентября 2007 г. устанавливающая правовые основы для одобрения моторных транспортных средств и прицепов к ним, а также систем, компонентов и отдельных технических единиц, предназначенных для таких транспортных средств (Рамочная Директива) (ОЖ N L 263, 09.10.2007, стр. 1).
*(7) Правила ЕЭК ООН N 51 - Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом (ОЖ N L 137, 30.05.2007, стр. 68).
*(8) Правила ЕЭК ООН N 59 - Единообразные предписания, касающиеся официального одобрения сменных систем глушителей (ОЖ N L 326, 24.11.2006, стр. 43).
*(9) Решение 97/836/EC Совета ЕС от 27 ноября 1997 г. в связи с присоединением Европейского Сообщества к Соглашению ЕЭК ООН, касающемуся принятия единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, оборудованию и запасных частей, которые могут быть установлены или использованы на колесных транспортных средствах, и условиям взаимного признания одобрений, выданных на основе предписаний ("Пересмотренное Соглашение 1958 г.") (ОЖ N L 346, 17.12.1997, стр. 78).
*(10) Регламент (EC) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. относительно требований к одобрению типа для общей безопасности моторных транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических единиц, предназначенных для них (ОЖ N L 200, 31.07.2009, стр. 1).
*(11) Регламент (EC) 765/2008 Европейского Парламента и Совета ЕС от 9 июля 2008 г., устанавливающий требования к аккредитации и надзору в отношении продукции, размещаемой на рынке, и отменяющий Регламент (EЭC) 339/93 (ОЖ N L 218, 13.08.2008, стр. 30).
*(12) Решение 1600/2002/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 22 июля 2002 г. о Шестой программе действий Сообщества в области окружающей среды (ОЖ N L 242, 10.09.2002, стр. 1).
*(13) Acoustic Vehicle Alerting Systems - прим. ред.
*(14) ОЖ N C 168 E, 14.06.2013, стр. 72.
*(15) Правила N 85 ЕЭК ООН - Единообразные предписания, касающиеся одобрения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение моторных транспортных средств категорий M и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги (ОЖ N L 326, 24.11.2006, стр. 55).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 540/2014 от 16 апреля 2014 г. об уровне шума моторных транспортных средств и сменных систем глушителей, а также об изменении Директивы 2007/46/EC и об отмене Директивы 70/157/ЕЭС
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза и применяется с 1 июля 2016 г.
Пункт 3.1.1 Приложения II применяется с 1 июля 2019 г.
Часть B Приложения XI применяется с 1 июля 2027 г.
Переводчик - Дедушева О.М.
Текст перевода официально опубликован не был; текст регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 158, 27.05.2014.