Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Примерный перечень психодиагностических методик Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Возраст |
Методика |
Применение |
Дошкольники | ||
Познавательное развитие, развитие основных психических функций
| ||
0-1 год |
Скрининг-диагностика психического развития ребенка 1 года жизни Э. Фрухт |
Психическое развитие детей |
2-7 лет |
Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик) |
Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста |
|
Мюнхенская функциональная диагностика развития |
Оценка общего психомоторного развития детей раннего возраста |
3-4 года |
Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Белопольская Н. Л.) |
Исследование интеллекта и поведения |
6 лет - 60 лет |
Тест "Прогрессивные матрицы Равена" |
Уровень невербального интеллектуального развития |
6-60 лет |
Тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю. А. Панасюка) |
Уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; потенциал обучаемости; уровня сохранности интеллекта |
6-7 лет |
Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной. |
Уровень интеллектуальных способностей: общая осведомленность, понимание количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей |
3-12 лет |
Комплект диагностических материалов "Лилия" О. Н. Усанова, изд. НПЦ "Коррекция" |
Диагностика нарушений психического развития у детей |
3-12 лет |
Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер |
Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей |
6-7 лет |
Тест школьной зрелости П. Кеэса в адаптации А. Г. Лидерса и В. Г. Колесникова |
Уровень развития восприятия, логического и пространственного мышления |
4,5 - 8 лет |
Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений) |
Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов |
6-17 лет |
Тест Тулуз-Пьерона |
Исследование особенностей внимания, психомоторного темпа |
5-9 лет |
Методика Пьерона-Рузера |
Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка |
с 5 лет |
Таблицы Шульте |
Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка |
с 5 лет |
Красно-черные таблицы Горбова |
Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка |
с 6 лет |
Методика диагностики уровня саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности. У. В. Ульенкова |
Изучение индивидуально-типических особенностей общей обучаемости |
4-11 лет |
Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова |
Оценка и исследование понятийного развития ребенка - уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака |
6,5 - 7 лет |
"Перцептивное моделирование" Л. А. Венгер |
Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями |
Дошкольники |
Методика "Последовательность событий" (модифицированная методика А.Н. Берштейна) |
Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению |
5-18 лет |
Тест Е. Торренса |
Уровень развития творческого (креативного) мышления, отдельные творческие способности - беглость, гибкость, оригинальность |
от 5 до 17 лет |
Креативные тесты Вильямса |
Предназначены для комплексной диагностики креативности у детей и подростков и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики |
5-10 лет |
Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа |
Диагностика одаренности |
от 2,5 до 12 лет |
Диагностический комплект Н.Я. Семаго, М.М. Семаго |
Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста |
Дошкольники и младшие школьники |
Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности Л.И. Переслени |
Позволяет определить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, соотношение в уровне развития познавательных и регуляторных функций, степень готовности к школьному обучению |
с 6,5-10 лет с трудностями усвоения программы общеобразовательной школы |
Методика исследования прогностической деятельности ("Угадайка") Л.И. Переслени и В.Л. Подопед |
Диагностика отклонений в умственном развитии, выявление психологической структуры интеллектуального дефекта |
3-7 лет |
"Эксперсс-диагностика в детском саду". Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко |
Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы |
Старший дошкольный и младший школьный возраст |
Сапожки. Н.И. Гуткина |
Исследует обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения |
Старший дошкольный и младший школьный возраст |
Методика "Домик". Н.И. Гуткина |
Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. |
Старший дошкольный и младший школьный возраст |
Аналогии. Н.И. Гуткина |
Предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления |
Старшие дошкольники и учащиеся 1-2 кл. |
Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой. Часть 1 |
Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе |
Дошкольный и младший школьный возраст |
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека |
Исследование готовности детей к обучению в школе |
6-7 лет |
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению. Н.И. Гуткина |
Позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению |
с 5 лет |
Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи). А.Л. Венгер |
Позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностировать психические заболевания. |
3-8 лет |
Методика "Исключение предметов (4-й лишний)". Белопольская Н.Л. |
Изучение особенностей мышления детей и взрослых, уровня развития и качественных характеристик процессов обобщения наглядного материала |
3-8 лет |
Методика образного мышления (MOM). Белопольская Н.Л. |
Диагностика интеллектуальной деятельности ребенка |
3-8 лет |
Методика "Понимание смысла сюжетных картинок". Белопольская Н. Л. |
Для исследования процесса понимания детьми дошкольного возраста явного и скрытого смысла сюжета |
3-8 лет |
Методика "Разрезные картинки". Белопольская Н.Л. |
Исследование целостного восприятия, возможности создавать и узнавать предметы |
6-7 лет |
Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма при поступлении в школу. Н.Л. Белопольская |
Исследование навыков чтения, письма и счета |
6-7 лет |
Графический диктант. Д.Б. Эльконин |
Исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого |
Особенности личностного развития
| ||
3,5 - 7 лет |
Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен |
Изучение тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях |
дошкольники, младшие школьники |
Карта наблюдения Д. Стотта |
Изучение эмоциональной и поведенческой сферы |
6-10 лет |
Методика самооценки "Дерево" Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко |
Изучение самооценки дошкольников и младших школьников |
6 - 7 лет |
"Лесенка" В.Г. Щур (модиф. А.М. Прихожан) |
Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой |
с 6,5 лет |
Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова) |
Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я-концепции |
6,5 - 7 лет |
Методика выявления характера атрибуции успеха /неуспеха (индивидуальная беседа) |
Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности |
5-12 лет |
Тест Рене Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой |
Изучение личности ребенка и особенностей отношения его к близким людям |
с 6 лет |
Моральные дилеммы (задачи Пиаже) |
Исследование развития действий нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации норм |
от 2,5 до 12 лет |
Контурный CAT М.М. Семаго |
Определение динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома |
от 2,5 до 12 лет |
Метаморфозы. Н.Я. Семаго |
Выявление особенностей эмоциональной сферы ребенка, позволяет определить проблемные зоны, выявить специфичный для ребенка тип аффективного реагирования (экстра- или интропунитивный), особенности межличностных отношений, представить характер и специфику психологических защит |
от 2,5 до 12 лет |
Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго |
Исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий |
5-7 лет |
Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) |
Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения |
6-7 лет |
Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) |
Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения |
Старший дошкольный и младший школьный возраст |
Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста |
Исследование мотивационной сферы |
от 4 до 11 лет |
Цветовая диагностика эмоций ребенка. О.А. Орехова |
Диагностика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации |
Дошкольный возраст |
Методика Ореховой О.А. "Домики" |
Диагностика степени дифференцированности-обобщённости эмоциональной сферы; духовных ценностей; деятельностных ориентации, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития. |
Дошкольный возраст |
Тест "Страхи в домиках" (модификация М. А. Панфиловой) |
Выявление страхов у детей и определение их характера. В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. |
4- 12 лет |
Методика исследования детского самосознания. Н. Л. Белопольская |
Исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста |
3-7 лет |
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина |
Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке |
Дошкольный возраст |
"Тест конфликтов" (Г. А. Волкова, А. Ю. Панасюк) |
Исследование эмоционального благополучия в дошкольном учреждении |
16-30 мес. |
Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возрастаМ-СНАТ |
М-СНАТ создан для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра (НАС) |
Речевое развитие
| ||
6-7 лет |
Методика Т. А. Фотековой "Пересказ прослушанного текста" |
Определение уровня речевого развития детей |
5-6 лет |
Лексико-грамматические конструкции. А. В. Семенович |
Комплексная диагностика и коррекции психоречевых нарушений у дошкольников со сложной структурой дефекта (общее недоразвитие речи, осложненное гиперактивностью) |
2-4 года |
Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. |
Предназначен для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза |
Старший дошкольный и младший школьный возраст |
Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О. Б. |
Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка |
Старший дошкольный и младший школьный возраст |
Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О. Б. |
Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка |
5-6 и 6-7 лет |
Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет Р. А. Кирьянова |
Обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, исследования речевых и неречевых функций. |
с 4 до 8 лет |
Методика "Логопедическое обследование детей". В.М. Акименко |
Диагностика речевого развития детей |
Дошкольный и младший школьный возраст |
"Методика обследования нарушений речи у детей". Г. А. Волкова |
Позволяет исследовать различные стороны речевой деятельности /фонетическую, лексическую, грамматическую, фонематические процессы, понимание речи/, а также неречевые расстройства в структуре дефекта |
5 лет 3 мес. - 7 лет 2 мес. |
Диагностико-коррекционная программа X. Бройера и М. Войффен |
Исследование речевого развития детей |
Школьники
| ||
Познавательное развитие, развитие основных психических функций
| ||
Младшие школьники |
Выбор по аналогии. Н. И. Поливанова, И. В. Ривина |
Выявление способности ребенка выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить её на другую систему по аналогии с первой. Выявляет аналитический компонент в структуре системного мышления. |
Младшие школьники |
Повороты фигур. Классификация. Н. И. Поливанова, И. В. Ривина |
Определение сформированности у ребёнка умения производить мысленные операции поворота с простыми геометрическими элементами. Методика выявляет образный компонент в структуре системного мышления. |
Младшие школьники |
Дополни набор. Н. И. Поливанова, И. В.Ривина |
Методика разработана для оценки такого аналитического компонента мышления, как умение ребёнка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных объектов |
С 7 лет |
Методика "Запоминание 10 слов" (по А. Р. Лурия) |
Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения |
8 - 11 лет |
Нейропсихологическая батарея Лурия - Небраска |
Исследование нейропсихологического функционирования, включая моторные, осязательные и визуальные навыки; слуховые способности; экспрессивную речь и понимание речи; чтение, письмо и арифметические навыки; ориентировку в пространстве, а также память и интеллект |
7-14 лет |
Методика совмещение признаков Когана |
Исследование умственной работоспособности. Диагностика устойчивости, переключения, распределения и объема внимания |
Младшие школьники |
"Полянки". А. Л. Венгер |
Диагностика уровня сформированности наглядно-образного мышления |
Младший школьный возраст |
Изучение словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене |
Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций |
5-18 лет |
Рисуночный тест Р. Силвер |
Проверка уровня понимания пространственных горизонтально-вертикальных и перспективных отношений, отношений формы и расстояния между объектами. |
С 7 лет |
Фигура Тейлора, Рея-Остеррица |
Исследование сформированности пространственных представлений, моторной координации |
7-9 лет |
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Замбицявичене Э. Ф. |
Определение уровня умственного развития детей |
10-11 лет |
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (адапт. М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой, Г. П. Логиновой) |
Уровень интеллектуального развития учащихся |
13-16 лет |
Школьный тест умственного развития (ШТУР) М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова и др. |
Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социально-психологическому нормативу |
16-17 лет |
АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития) К. М. Гуревич, М. К. Акимова и др. |
Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социально-психологическому нормативу |
13-60 лет |
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра |
Уровень развития вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации |
от 15 до 60 лет (имеющих образование не ниже среднего) |
Интеллектуальные тесты Айзенка (вербальный, числовой, пространственный) |
Оценка интеллектуальных способностей, нестандартности мышления, типа мышления, оценка памяти, уровня развития, внимания. |
Подростки |
Тест "Креативность" Н. Вишнякова |
Позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль |
8-11 кл. |
Опросник кретивности Рензулли |
Для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению |
8-10 кл. |
Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М). |
Предназначен для измерения интеллекта старшеклассников |
12-15 лет |
Подростковый интеллектуальный тест ПИТ СПЧ |
Определение уровня интеллектуального развития (общих умственных способностей), и структурных особенностей интеллекта. |
7-11 кл. |
Методика изучения физико-математических способностей. Самойлова-Ясюкова |
Изучение физико-математических способностей старшеклассников |
Младший школьный возраст |
Стандартизированная методика исследования навыков чтения СМИНЧ А. Н. Корнев |
Установление уровня сформированности навыка чтения, вычисляются коэффициенты техники чтения (КТЧ) и определяется их соответствие интеллектуальному развитию обследуемого ребенка |
Младшие подростки |
Тест "Нарисуй человека" Ф.Гудинаф |
Измерение уровня интеллектуального развития детей и подростков |
7-8 лет |
Диагностико-прогностический скрининг на начальных этапах обучения (Е. А. Екжанова) |
Диагностика уровня развития перцептивно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированность навыков самоконтроля, планирования и организации произвольной деятельности. Данные обследования позволяют оценить готовность детей к успешному обучению в начальной общеобразовательной школе иих возможности самостоятельного овладения сложной постоянно меняющейся окружающей действительностью |
3-6 классы |
Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Методика Л. А. Ясюковой. Часть 2. |
Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе |
Особенности личностного развития
| ||
С 8 лет |
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла |
Диагностика особенностей личности человека |
7- 14 лет |
Тест школьной тревожности Филлипса |
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой |
|
|
|
6-9 лет |
Прихожан А. М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (на основании методики Amen E.W., Renison N.) |
Для диагностики школьной тревожности |
7-12 лет |
Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А. М. Прихожан) |
Изучение тревожности как относительно устойчивого образования |
с 1 кл. |
Методика "Дом - Дерево - Человек" Дж. Бук |
Изучение аффективной сферы личности, ее потребностей, уровень психосексуального развития |
8-10 лет |
Методика "Кто прав?" (Г. А. Цукерман и др.) |
Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) |
6,5 - 8 лет |
Задание "Рукавички" (Г. А. Цукерман) |
Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества |
8-17 лет |
|
Изучение уровня притязаний и самооценки школьников |
с 9 лет |
Тест "Социальный интеллект" Дж. Гилфорда |
Диагностика способностей в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения |
10 -16 лет |
Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч. Д. Спилбергера, выполненный А. Д. Андреевой) |
Изучение эмоционального отношения к учению |
4- 11 кл. |
Методика изучения отношения к учебным предметам Г. Н. Казанцевой |
Изучение отношения к учебным предметам, выявление предпочитаемых учебных предметов, причин предпочтительного отношения к ним, изучение мотивов учения |
Школьный возраст |
Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) |
Изучение мотивов: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, аффилиации, престижа, избегания неудачи, содержание учения, процесс учения, коммуникативные, творческой самореализации, достижения успеха |
7-12 лет |
Сказочный проективный тест (К. Колакоглоу) |
Оценка личностной динамики ребенка, личностных черт в их взаимосвязи |
9-11 лет |
Тест диагностики мотивации достижения у детей (МД-решетка Шмальта) (Афанасьева Н. В.) |
Тест позволяет получить данные о выраженности мотивации достижения ребенка в различных сферах деятельности |
С 10 лет |
Цветовой тест отношений. А. М. Эткинд |
Изучение эмоциональных компонентов отношений личности, выявление эмоционального отношения школьников к учителю, одноклассникам |
12 лети старше |
Шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерс, Р. Даймондом, адапт. Т. В. Снегиревой |
Диагностика состояний школьной адаптации-дезадаптации, особенностей представления школьника о себе |
1-11 кл. |
Опросник "Саморегуляция" для педагогов А. К. Осницкий |
Определение уровня сформированности регуляции у школьников |
с 10 лет |
Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена |
Изучение структуры мотивационно-смысловой сферы школьников, временную перспективу будущего |
5-11 кл. |
Тест аксиологической направленности школьников А. В. Капцов |
Диагностика ценностной сферы |
с 16 лет |
Многошкальная опросная методика В. И. Моросановой "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) |
Диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля: показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности |
с 14 лет |
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) |
Определение уровня состояния агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины (угрызения совести) |
12 -16 лет |
Шкала "Я-концепции" Е. Пирс, Д. Харрис адаптация А. М. Прихожан |
Изучение общего уровня самоотношения подростка, отношения к себе в следующих сферах: поведение, интеллект, ситуация в школе, внешность, тревожность, общение, удовлетворенность жизненной ситуацией, положение в семье, уверенность в себе |
10- 16 лет |
Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан |
Определение уровня личностной тревожности |
4-13 лет |
Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н. В. Тарабриной) |
Исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. |
с 15 лет |
Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н. В. Тарабриной) |
Определения степени агрессивности подростка и взрослого человека, как тенденции враждебно реагировать на большинство высказываний, действий, поступков. Также методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности и удовлетворению потребностей личности. |
Подростки и взрослые |
"Тест юмористических фраз" (ТЮФ) А. Г. Шмелев. |
Определение наиболее напряженных и фрустрированных потребностей человека - источник его нервно-психического неблагополучия |
7-17 лет |
Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург) |
Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива |
16 до 55 лет |
"Личностный опросник ММРI" |
Для углубленной диагностики психологических особенностей личности взрослых людей. |
Старшие школьники |
Методика "Личностная агрессивность и конфликтность". Ильин Е. П., Ковалев П. А. |
Выявление в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности |
Подростки (младшие и старшие) |
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н. В. Гришиной) |
Методика предназначена для определения способов реагирования на конфликтные ситуации |
Подростки (младшие и старшие) |
Патохарактерологический диагностический опросник по А. Е. Личко (ПДО) |
Изучение акцентуированности (заострённости) некоторых черт характера |
Подростки (младшие и старшие) |
"Уровень субъективного контроля" Д. Роттера (в адаптации Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М.Эткинда) |
Изучение сформированного у испытуемого уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями |
Подростки (младшие и старшие) |
Тест "Субъективное время" - классическая психофизиологическая проба |
исследование субъективного восприятия времени человеком |
9-11 кл. |
"Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков" (МПДО) С. И. Подмазина |
Применяется с целью выявления личностных особенностей подростков |
7-15 лет |
"Подростковый личностный опросник" (Junior EPQ) Г. Айзенк |
Предназначен для определения типа личности (экстраверт, интроверт, амбиверт) |
Подростки |
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орел |
Позволяет оценить склонность подростков к двигательной расторможенности, патологическому фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии |
5-11 кл. |
Выявление суицидального риска у детей. А. А. Кучер, В. П. Костюкевич |
Выявление признаков суицидального поведения |
старше 10 лет и взрослыми |
Тест Сонди. Диагностика эмоционального состояния, влечений и потребностей |
Диагностика содержания и структуры человеческих побуждений, оценка эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности различных заболеваний, профессиональных, сексуальных и криминальных предпочтений |
Средний и старший школьный возраст |
Модифицированная анкета мотивации "Анкета для определения школьной мотивации" Н. Г. Лускановой |
Диагностика школьной мотивации для учащихся среднего старшего звена. Модифицированный текст анкеты содержит вопрос об отношении ребёнка к классному руководителю. Данная анкета может быть использована для скрининговой оценки уровня школьной мотивации |
|
Графическая методика "Кактус". М. А. Панфилова |
Изучение состояния эмоциональной сферы, наличия агрессивности, ее направленности, интенсивности |
|
Графическая методика "Человек под дождем". Е. Романова и Т. Сытько |
Диагностика способности человека преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, диагностика личностных резервов и особенностей защитных механизмов |
7-11 лет |
Тест "Рука". Э. Вагнер |
Диагностика агрессивности. В варианте теста для детей до 11 лет могут быть выделены следующие основные оценочные категории: Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность). |
Подростки, взрослые |
Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания подростков и взрослых (ПВИ-ПВ). Н. Л. Белопольская |
Метод позволяет диагностировать нарушения формирования самосознания |
Школьный возраст |
Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Методика Л. А.Ясюковой. Часть 2. |
Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников |
Межличностные отношения
| ||
4-11 кл. |
Социометрия |
Изучение особенностей социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы |
3-10 лет |
Детский Апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак); |
Выявление ведущих потребностей и мотивов, особенностей восприятия и отношения ребенка к родителям, особенностей взаимоотношений ребенка с сиблингами, содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка, особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов, агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации, динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников. |
подростки |
"Подростки о родителях" (модификация "ADOR" Шафера) |
Изучение установок, поведения и методов воспитания детей родителями так, как видят их дети в подростковом возрасте |
с 12 лет |
Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре) |
Оценивает уровень семейной сплоченности и уровень семейной адаптации |
с 12 лет |
Тест интеллектуального потенциала (ТИП) |
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны -родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны - с позиции детей. |
Школьный возраст |
Незаконченные предложения (диагностический комплекс проективного интервью В. Михала) |
Диагностика отношений ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. |
Профессиональная направленность
| ||
9-11 кл. |
Активизирующий опросник "Перекресток" Н. С. Пряжников |
Формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив |
9-11 кл. |
Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Голланда) |
Исследование профессиональных интересов и предпочтений человека |
Старшие школьники |
"Карта интересов". А. Е. Голомшток, в модиф. О. Г. Филимоновой |
Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. |
Старшие школьники |
"Матрица выбора профессии". Г. В. Резапкина |
Изучение профессиональной направленности |
Старшие школьники |
Ориентационный опросник "Диагностика направленности личности" В. М. Басса (Опросник Смекала-Кучера) |
Определение направленности личности в профессиональной сфере. Исследование особенностей личности |
Старшие Школьники |
Профориентационная диагностика: "Ориентир" (от института "Иматон"), |
Диагностика профессиональных склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи и взрослых людей |
С подросткового возраста |
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Е. А. Климов |
Выявление склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий |
с 12 лет |
Тест механической понятливости Д. Беннета |
Выявление технических способностей |
Старшие школьники |
Анкета "Ориентация" А. Н. Степанов, И. Л. Соломин, С. В. Калугин |
Позволяет выявить профессиональные склонности и представления о собственных профессиональных способностях учащихся старших классов, а также взрослого населения |
Старшие школьники |
Опросник "Определение профессиональных склонностей" (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной) |
Диагностика профессиональных склонностей респондентов |
9-11 кл. |
Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (автор Кабардова Л. Н.) |
Определение предпочтительной сферы профессиональной деятельности (по классификации Б. А. Климова), обоснованность или необоснованность профессионального плана консультируемого |
Речевое развитие
| ||
с 7 кл. |
Методика Эббенгауза "Заполнение пропущенных в тексте слов" |
Выявление развития речи, продуктивности ассоциаций, проверка критичности мышления |
Младший школьный возраст |
Оценка способа чтения с помощью теста оперативных единиц чтения ТОПЕЧ А. Н. Корнев |
Определение типа слогов, с тренировки которых необходимо начинать работу, и слоговой сложности слов, доступных ребенку для чтения на данном этапе |
Младший школьный возраст |
Диагностика развития письменной речи Корнева |
Проверка уровня сформированности навыка письма |
Младший школьный возраст |
Т. А. Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников |
Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей |
Взрослые
| ||
|
Методика PARI. Е. Шефер |
Методика PARI (parental attitude research instrument - методика изучения родительских установок) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) |
|
"Психологический портрет родителя (Г .В. Резапкина)" |
Позволяет построить "портрет" родителя по следующим шкалам: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль воспитания, уровень субъективного контроля. |
|
Шкала проявления тревожности. Ж. Тейлор |
Выявление уровня личностной тревожности испытуемого |
|
Краткий отборочный тест Вандерлика |
Определение интегрального показателя общих способностей |
|
Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. И. Л. Соломин |
Методика психосемантической диагностики скрытой мотивации предназначена для выявления содержания и структуры потребностей человека, мотивов различных видов деятельности, осознанных и неосознаваемых отношений |
|
Методика "Диагностика мотивации к достижению успеха". (Т. Эллерс) |
Диагностика мотивации к достижению успеха |
|
Теппинг-тест (авт. Е. П. Ильин) |
Определение свойств нервной системы и коэффициента функциональной асимметрии |
|
Методика диагностики межличностных отношений (авт. Т. Лири) |
Исследование представлений субъекта о себе и идеальном "Я", изучение взаимоотношений в малых группах |
|
В. Н. Сысоев. Оценка общей работоспособности |
Позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надёжность |
|
"Диагностический тест личностных расстройств В. П. Дворщенко" (издательство "Речь"). |
Диагностика личностных расстройств, а также клинические проявления этих расстройств и их диагностические критерии. |
|
Методика выявления уровня самооценки "Матрица лидерства". Е. В. Сидоренко |
Методика предназначена для использования в тренинге и коучинге для самопознания и саморазвития. |
|
Экспресс-опросник "Индекс толерантности". Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова |
Предназначен для диагностики общего уровня толерантности |
|
Уровень притязаний Хоппе |
Изучение личностных особенностей: самолюбие, самооценка, уровень притязаний, а также адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха. |
|
Цветовой тест Люшера |
Позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов |
|
Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) |
Предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании |
|
Тест "Семейная социограмма" Э. Г. Эйдемиллер |
Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье -прямой или опосредованный |
|
Эйдемиллер Э. Г. Методика аутоидентификации акцентуаций характера. |
Изучение акцентуаций характера. |
|
Анализ семейного воспитания (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер) |
Позволяет определить нарушения процесса воспитания и установить некоторые причины этих нарушений |
|
Экспресс-диагностика семейного состояния. Р. В. Овчарова |
Методика позволяет быстро оценить общую семейную тревожность и уровень выраженности чувств вины, тревоги и нервно-психического напряжения в семейных отношениях |
|
Самооценка психических состояний по Г. Айзенку |
Диагностика психических состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. |
18-50 лет (образование не ниже среднего) |
"Определение общих способностей" Г. Айзенк |
Оценка интеллектуальных способностей, нестандартности мышления |
|
Методика "Выявление коммуникативных и организаторских склонностей" КОС-2. В. А. Федоришин |
Выявление коммуникативных и организаторских склонностей личности |
|
Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкина |
Выявление степени выраженности социально-психологических установок |
|
Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС - методика исследования самоотношения) С. Р. Пантилеев |
Выявление структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения |
|
Опросник определения акцентуации характера (Шмишек) |
Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента |
|
"Ценностные ориентации". М. Рокич |
Позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни" |
|
Методика диагностики типологий психологической защиты (Р. Плутчик, в адаптации Л. И. Вассермана) |
Определение основных типов эго-защиты |
|
Личностный дифференциал |
Изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений |
|
Исследование индивидуальных коппинг-стратегий. Э. Хайм |
Изучение типа поведения, реагирования на сложную ситуацию, борьбу со стрессом, диагностика копинг стратегий |
|
Методика "Копинг - поведение в стрессовых ситуациях" (адаптированный вариант методики Н. С. Эндлера, Д. А. Паркера) |
Определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий (решение задач, эмоциональные реакции, избегание). |
|
Определение индекса групповой сплоченности (Сишора) |
Определение групповой сплоченности |
|
Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности Д. Рассел и М. Фергюссон |
|
|
Методика диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерс, Р. Даймонд |
Изучение коммуникативных способностей человека |
|
Опросник "Конструктивно-деструктивная семья" Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис |
Диагностика отклонения семьи от конструктивного направления |
|
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В. В. Столин) |
Диагностика родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними |
|
Методика рисуночных метафор "Жизненный путь" И. Л. Соломин |
Позволяет устанавливать эмоциональное состояние человека, выявлять особенности темперамента и характера, личностные проблемы и возможные способы их решения, определять представлений о своей жизни и отношений к ней, формулировать цели и планировать пути их достижения. |
|
Диагностика индивидуально-типологических свойств Л. Н. Собчик |
Определение типологических особенностей, ведущих черт харак-ра |
|
"Диагностика склонности к агрессивному поведению". Ассингер А. |
Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами и легло ли им общаться с ним |
|
Магомед-Эминов М. Ш. Тест-опросник мотивации достижения |
Предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих в структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию (СП) и страха отвержения (СО) |
|
Маховер К. Проективный рисунок человека. |
Метод анализа личности, основанный на интерпретации рисунков человеческой фигуры |
|
Овсяник Л. М. Тест "Якоря карьеры". |
Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: професная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство |
|
Симонов В. П. Диагностика задатков и склонностей личности |
Определение задатков и склонностей личности в одной из шести сфер |
|
Моторная проба Шварцландера (уровня притязаний) |
Предназначена для определения уровня притязаний личности |
|
Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" А. Н. Волковой |
Исследование отношения супругов к основным сферам семейной жизни: осознанию общности интересов -чувству "мы", эмоциональной поддержке, внешней привлекательности партнера, родительским обязанностям, профессиональным интересам каждого из супругов, хозяйственно-бытовым обязанностям. |
|
Опросник "Взаимодействие взрослый - ребенок" (ВВР) (автор Марковская И. М.) |
Диагностика особенностей взаимодействия родителей и детей |
|
Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В. Е. Каган, И. П. Журавлева) |
Диагностика отношения взрослых членов семьи к болезни ребенка, оценка эффективности семейной психотерапии |
|
Тест-опросник Стеляу |
Исследование основных свойств нервной системы, темперамент |
|
Тест Мюнстерберга |
Направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости |
|
Метод определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки (опросник Р. Гордона) |
Для оценки способности и контроля произвольного оперирования и манипулирования пространственными представлениями. |
|
Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС) (Методика А. Б. Леоновой) |
Диагностика характерных причин и негативных проявлений стресса в конкретных видах труда |
Компьютерные программы
| ||
|
Оценка уровня развития детей от 2 месяцев до 3 лет KID-RCDI-2000 |
|
|
Ко-терапевтическая компьютерная система КЕЛЛИ-98 |
|
|
Автоматизированная экспресс-профориентация "Ориентир" |
|
|
"1С: Школьная психодиагностика" |
|
|
Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования. НейроСофт Психотест |
|
|
"Сталкер" - комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения |
|
|
Программный комплекс Лонгитюд- ЭДК |
|
|
Комфорт-ЛОГО - программно-индикаторный комплекс для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств |
|
|
Методика экспресс-диагностики суицидального риска "Сигнал" |
|
|
Компьютерная диагностическая батарея "ЭФФЕКТОН" |
|
|
Компьютерный комплекс методик диагностики и развития "Психология в школе" |
|
|
Программа компьютерной обработки блока психологических тестов "Диагностика личностных отклонений подросткового возраста" составители: Ледина В. Ю., Портнова А. А. |
|
|
Компьютерные диагностические комплексы "Профнавигатор", "Профориентатор" |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.