Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Краткая характеристика программ
1. Программа "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, переживших насилие, в том числе сексуальное"
Актуальность и перспективность
В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью приобретают государственное значение. Неизбежное последствие экстремальных ситуаций - разрушение базовой потребности человека (потребности в безопасности), разрушение стабильности картины мира. Это приводит к тяжелым отсроченным последствиям (невротизация, депрессивные состояния, потеря веры в себя и, самое главное, потеря перспектив) и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп.
Как правило, психологические последствия социальных действий в чрезвычайных ситуациях оказываются иногда более значимыми по своим социально-психологическим результатам, чем сами события. Эти выраженные отсроченные социально-психологические последствия - потеря веры в эффективность государственных структур, политических лидеров, в само государство и т.д. - являются психологическим базисом, без которого невозможно эффективное функционирование государства.
Под психологической безопасностью мы понимаем комплекс социальных и административных мероприятий, направленных на создание такого социально-психологического климата в обществе, который обеспечивает психологическое здоровье и формирует психологическую устойчивость населения, направлен на поддержку стабильности состояний сознания и деятельности.
С учетом данного понятия ясно, насколько важную роль в обеспечении безопасности играет образование. В основе своей именно образовательная среда включает особенности, которые определяют значимость и специфику решения вопросов обеспечения безопасности детства. Стабильные условия особенно важны для ребенка, который во многом зависит от взрослого, как в своих действиях, так и в возможностях справиться с той или иной ситуацией. Все это говорит о том, что образовательное пространство в школе и вне ее (во время каникул) должно обеспечивать решение не только образовательных задач, но и удовлетворение названной базисной потребности, являющейся основополагающей для функционирования, как для отдельного ребенка, так и для всего сообщества.
Это важно понимать, учитывая все возрастающие запросы на профилактические занятия с психологом, связанные с формированием навыков психологически безопасного поведения у детей в ситуациях повышенного риска.
Интегративность образовательной среды проявляется в том, что психологическую безопасность можно рассматривать на нескольких уровнях:
- на уровне общества - как характеристику национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов и целей всего населения страны, фактическое обеспечение качества жизни и здоровье людей;
- на уровне локальной среды обитания - это семья, ближайшее окружение, группа друзей, коллеги;
- на уровне личности, где возникает аспект переживания своей защищенности либо незащищенности, наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям, где можно говорить о понимании и представлении о психологическом насилии и о совладании с его психотравмирующими формами, где есть конкретные поведенческие акты, способствующие (или препятствующие) нарушению безопасности другого, саморазрушению или конструктивному устойчивому развитию.
Актуальность деятельности психологических центров в направлении формирования психологической безопасности подтверждается тем, что до настоящего времени остается открытой проблема предупреждения угроз безопасности образовательных учреждений, как профилактической меры, препятствующей их возникновению, и соответственно, предотвращению нанесения ущерба личности. В связи с этим возникает необходимость создания и повышения эффективности системы безопасности образовательных учреждений и, как следствие, общества в целом.
Психологическая профилактика на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений работы психологической службы образования и позволяет решать следующие задачи:
- формирование стрессоустойчивого поведения;
- развитие навыков конструктивного выхода из кризисных и конфликтных ситуаций;
- коррекция агрессивного поведения;
- формирование и развитие нравственной структуры личности.
Главная цель профилактической работы - становление и развитие нравственного сознания детей, лежащего в основе всех действий человека, формирующего их нравственный облик как личностей.
Именно для помощи обучающимся, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, необходимо создавать психолого-педагогические программы, направленные на формирование культуры безопасности жизнедеятельности, умения предвидеть опасности и действовать в сложной обстановке, сознательно и ответственно подходить к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Основополагающими документами при написании программы стали:
1. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2008 года). [Электронный ресурс] / Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA'W_2875/
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ). [Электронный ресурс] / Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http:/base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc:base=LAW:n=147353:fl d=134;dst=429 4967295:md=0.8457371406897478:from=154793-0
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".[Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/12183577/
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-1". [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал "Гарант".
URL: http://ww.garant.ru/produсts/ipo/prime/doc/70314727/#ixzz3HcAAjB81
6. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г. N 1060. Зарегистрирован в Минюсте России от 11 февраля 2013 г. N 26993
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761. [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566
8. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р). [Электронный ресурс] / Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http:/base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146497
9. Должностная инструкция педагога-психолога.
Методологической и теоретической основой программы послужили:
1. Принцип системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, К. К. Платонов);
2. Принципы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, В.Я. Ляудис и др.);
3. Понимание безопасности в контексте изучения проблем национальной безопасности (Л. И. Шершнев, А. Н. Сухов, И. Н. Панарин, В. И. Митрохин, А. Б. Василенко, A. С. Проскурин, И. Н. Папкин, И. И. Пацакула, А. С. Галанов);
4. Трактовка безопасности образовательных учреждений с позиций структурного, технологического и организационного подхода (И. А. Баева, Е. В. Бурмистрова, А. Н. Сухов, Н. Ладзина, А. Н. Занковский.
А так же теоретические подходы к изучению аспектов суицидального поведения: Э. Дюркгейм, В. Штерн, Р. Рингел, В. Франки, Н. Фабероу, Э. Штейдерман, К. Меннингер, B. П. Кащенко, А. Кочетов, В. В. Лебединский; изучение суицидальных действий у подростков: А. Е. Личко, А. А. Александров, Л. Я. Жезлова, Е. М. Вроно, Н. А. Ратинова, А. Г. Амбрумова.
Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Одним из видов отклоняющегося поведения детей является суицидальное поведение - намеренное лишение себя жизни. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, основана на профилактической деятельности, и ее приоритетным направлением является формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни, толерантное отношение к жизненным проблемам, устойчивость в сложных жизненных ситуациях, позитивное мышление.
Выделяют следующие виды профилактической работы в образовательном учреждении: первичная, вторичная и третичная, которые имеют свою целевую аудиторию, цели и задачи. Работа по профилактике должна проводиться не только с учащимися, но и с родителями и с педагогами.
Практическая направленность
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, проводится в рамках вторичной профилактики, целью которой является раннее выявление данной группы обучающихся и работа с ними в целях разрешения кризисной ситуации.
Также было выявлено, что составление и реализация программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, переживших насилие, в том числе сексуальное, для многих образовательных учреждений остается проблемой. Зачастую данные программы не являются комплексными, не соответствуют выявленным проблемам несовершеннолетнего, направлены только на ребенка, не включают работу с семьей и родителями. Некоторые образовательные учреждения ограничиваются только выявлением обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, и не осуществляют психологическую поддержку и коррекцию, что обусловлено уровнем подготовленности специалистов и отсутствием методической оснащенности данного вида профилактической работы.
Таким образом, данная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию переживших насилие, в том числе сексуальное, могла бы помочь в решении данной проблемы.
Цель и задачи
Цель программы - оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, попавших в трудную жизненную ситуацию, переживших насилие, в том числе сексуальное, в преодолении кризисной ситуации.
Задачи:
- социально-психологическая поддержка обучающихся;
- коррекция эмоционального состояния и поведения обучающихся;
- формирование конструктивных способов решения сложных жизненных ситуаций, адаптивных копинг-стратегий;
- повышение социально-психологической компетентности родителей;
- формирование у родителей навыков поддерживающего поведения.
Адресат
Обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию, пережившие насилие, в том числе сексуальное, и их родители.
Продолжительность программы
Продолжительность программы может варьировать от 3 до 6 месяцев.
Программа состоит из двух этапов:
1. Психологическое обследование
2. Психологическая коррекция.
Второй этап "Психологическая коррекция" содержит два блока:
- консультирование обучающихся и их родителей;
- тренинги для обучающихся и их родителей.
Программа может включать не все блоки. В зависимости от анализа ситуации, диагностируемых проблем, возможностей образовательного учреждения и желания обучающихся и их родителей, набор блоков может варьировать.
Требования к результату усвоения программы
Планируемые результаты реализации программы:
- улучшение и стабилизация эмоционального состояния обучающихся;
- сформированность конструктивных способов решения сложных жизненных ситуаций, адаптивных копинг-стратегий;
- повышение уровня социально-психологической компетентности родителей;
- сформированность у родителей навыков поддерживающего поведения.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя промежуточную и итоговую оценку.
Промежуточная оценка достижения планируемых результатов:
- самооценка эмоционального состояния обучающегося;
- экспертная оценка родителей эмоционального состояния и поведения ребенка. Итоговая оценка достижения планируемых результатов включает в себя диагностику эмоционального состояния обучающегося с помощью диагностической методики "Цветовой тест" М. Люшер.
Программа: "Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением"
Актуальность и перспективность
Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию: меняются стереотипы поведения в обществе, нормативные и ценностные ориентации, непрерывно возрастает интенсивность стрессовых ситуаций, что вызывает состояние психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения. Без определенных жизненных навыков подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска, в том числе таким опасным для здоровья, как употребление психоактивных веществ. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку. Происходит неуклонное "омоложение" употребления ПАВ, возраст приобщения к данным веществам снижается до 8 - 10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий. Это возросшая смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих болезней: СПИД, инфекционный гепатит, венерические болезни, туберкулез и другие заболевания.
За последние годы ситуация в области профилактики ПАВ изменилась. От декларативного признания необходимости профилактической активности общество переходит к позиции решительных действий (реализация разнообразных программ, акций и т.п.). Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков и имеет целью предупредить начало употребления ПАВ, усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления, и уменьшить факторы риска употребления психоактивных веществ.
Главная отличительная черта профилактической работы - разъяснение подросткам не только медицинских последствий употребления ПАВ, но и последствий социальных. Кроме того, разработка нового специфического похода к профилактике злоупотребления ПАВ предполагает обучение подростков новым формам поведения, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания
На сегодняшний день во всех регионах Российской Федерации в соответствии с приказом министра образования РФ от 23.03.99 г. N 718 приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений признана комплексная профилактика по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами. Основополагающим документом, определяющим приоритеты в деятельности органов и учреждений образования в сфере антинаркотической профилактической работы, направленной на предупреждение наркомании, алкоголизма в основных сферах жизнедеятельности детей и молодежи, стала разработанная по приказу Минобразования России Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Концепция была одобрена решением коллегии Минобразования России от 08.02.2000 г. N 3/1 и решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 г.
Опыт профилактической работы (А.Я. Варга, Н.В. Вострокнутов, Е.А Кошкина) показал, что крайне быстрая деградация личности людей с наркотической зависимостью и объективная трудоемкость и долговременность восстановительных медико-психолого-педагогических реабилитационных воздействий, имеющих даже при качественном проведении низкую эффективность, требуют смещения основной направленности антинаркотической деятельности с лечения и реабилитации наркозависимых на предупреждение возникновения наркотизации, то есть приоритетной должна являться именно первичная профилактика.
При этом первичная профилактическая помощь должна обеспечиваться не только психологическими методами, ориентированными на развитие личностных ресурсов учащихся, но и методами, направленными на формирование у них ценностного отношения к здоровому образу жизни, воспитание культуры, привитие нравственных и моральных ценностей.
Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики стал ключевым моментом в решении создать такую программу, которая могла бы решить несколько задач. Это занятость детей в досуговое время, организация полноценного отдыха детей. Учитывая особенности и новообразования подросткового возраста, стремление к общению, стремление понять себя и окружающий мир программа должна включать в себя межличностное общение и предупреждение возникновения у подростка установки на наркотизацию.
Нормативно-правовые документы, использованные при составлении программы: Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, одобренная Министерством образования России и решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000, Федеральный закон "О наркотических средствах и психоактивных веществах" (1997), Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999), Федеральный закон "Об образовании" (2012).
Программа предусматривает привлечение специалистов (медицинских работников, сотрудников УВД, госнаркоконтроля и др.), а также осуществление взаимодействия с классными руководителями учащихся, родителями, и администрацией образовательных учреждений.
Практическая направленность
Работа по данной программе направлена на сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних и предполагает использование интегративного подхода, который включает как информирование участников по проблеме, так и повышение уровня саморегуляции психоэмоционального состояния у подростков, формирование у них социальных навыков, организацию деятельности, альтернативной потреблению психоактивных веществ.
Работа осуществляется при взаимодействии с образовательными учреждениями, в котором обучаются дети (классный руководитель), а также родителями/законными представителями несовершеннолетних.
Цель и задачи
Цель программы - сдерживание вовлечения подростков в прием психоактивных веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок, стимуляции личностного роста и творчества у несовершеннолетних.
Задачи:
- информирование подростков о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними;
- стабилизация психоэмоционального состояния (обучение навыкам вербализации своих чувств, преодоления негативных эмоциональных состояний), обучение навыкам саморегуляции, изменение стереотипов эмоционального реагирования;
- развитие внутренних критериев самооценки, формирование позитивного самовосприятия и самоотношения (обретение уверенности в своей жизненной позиции и поступках);
- формирование здорового жизненного стиля.
Адресат: подростки 14-16 лет.
Продолжительность программы
Программа состоит из трех этапов:
1. Мотивационно-диагностический, направленный на формирование интереса к рассмотрению подростками данной проблемы и определение исходного уровня информированности подростков по данной проблеме, а так же выявление особенностей эмоционально-личностной и поведенческой сферы подростков.
2. Деятельностный, состоящий из десяти тренинговых занятий, продолжительностью 1,5 часа каждое. Реализуется в сроки от 1,5 до 2,5 месяцев в зависимости от частоты встреч.
3. Оценочный (контроль за реализацией программы).
Требования к результату усвоения программы
Реализация данной программы будет способствовать расширению позитивно настроенной части молодежи, устойчивой к действию стрессогенных факторов, а также формированию ценности здорового образа жизни и оптимального стиля поведения у несовершеннолетних. Улучшение психического здоровья подростков, развитие у них перцептивных способностей (лучшее знание себя, другого человека и тех отношений, которые возникают), умений в сфере общения, адекватных к различным ситуациям установок поможет снизить риск возникновения ситуаций вовлечения несовершеннолетних в употребление ПАВ. Подростки могут применять навыки, приобретенные на занятиях, в различных жизненных ситуациях. Эти основные навыки включают в себя: принятие решений, решение проблем, творческое и критическое мышление, эффективное общение, навыки личных взаимоотношений, самоосознание, сопереживание, умение управлять эмоциями и справляться со стрессом.
2. Программа "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов"
Актуальность и перспективность
Предлагаемая программа является психолого-педагогической коррекционно-развивающей программой дополнительного образования и адресована педагогам-психологам, работающим с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Программа также может быть использована педагогами-психологами образовательных учреждений для проектирования дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ребенком (после его пребывания в ППМС-центре) уже в реальных условиях его обучения и воспитания.
Программа направлена на решение проблем повышения эффективности организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска (высока вероятность возникновения школьной соматической и психофизической дезадаптации), 85% детей-воспитанников детских садов и школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Число учащихся начальной школы, не справляющихся со стандартной школьной программой, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза.
Следовательно, в современной ситуации перед педагогами-психологами встают основополагающие задачи:
- своевременного выявления детей с ОВЗ;
- проведения психодиагностического исследования с целью определения содержания и методов коррекционного воздействия;
- индивидуализации коррекционных программ;
- организации психологического сопровождения ребёнка в рамках выбранного образовательного маршрута.
Для обеспечения непрерывности коррекционно-развивающей работы необходимо организовать дальнейшее сопровождение ребенка в реальных условиях его обучения и воспитания.
Для каждого ребенка, прошедшего углубленную диагностику в условиях ППМС-центра, разрабатываются индивидуально-ориентированные рекомендации по организации дальнейшего ППМС сопровождения в реальных условиях его обучения и воспитания. При этом обязательно учитываются ресурсы ОУ (кадровые: наличие специалистов сопровождения /педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога/, наличие консилиума в образовательном учреждении).
Индивидуально ориентированные рекомендации служат основой для разработки программы психологического сопровождения ребенка. На основе индивидуально ориентированных рекомендаций в ОУ проектируется программа психологического сопровождения ребенка.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Данная программа построена на основе возрастного и культурно-исторического подходов к пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка. Мы исходим из следующих идей:
- психика ребёнка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого;
- психика имеет свою логику развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур;
- психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определённым возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;
- психика человека - феномен культурного происхождения;
- активность, инициативность и субъектность - важнейшие условия полноценного развития ребёнка;
- состояние развития никогда не определяется только его актуальным уровнем, необходимо учитывать и созревающие функции, или зону ближайшего развития, причём последней отводится главная роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребёнка уровнем его актуального развития;
- среда является источником развития ребёнка;
- одно и то же воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу различных возрастных особенностей;
- обучение является движущей силой развития ребёнка, или "обучение ведёт за собой развитие", но лишь такое обучение, которое связано с зоной ближайшего развития ребёнка.
Кроме того, теоретической базой программы также стали:
- идея Л.С. Выготского, А.Р. Лурия об основных закономерностях психического развития "аномального" ребёнка;
- идея Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте;
- идея триединства теории, диагностики и коррекции, сформулированная М.М. Семаго;
- идея М.Р. Битяновой о необходимости психологического сопровождения развития ребёнка.
Термин "сопровождение", по М. Битяновой, подразумевает:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
- создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
- создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Идея психологического сопровождения состоит в том, что необходимо проектировать образовательную среду, исходя из общегуманистических представлений, о необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с учетом возрастных нормативов развития, основных новообразований возраста как критериев адекватности образовательных воздействий в логике собственного развития ребенка, приоритетности его развития, целей и ценностей.
Практическая направленность
В данной программе представлены технологии организации психологического сопровождения ребенка с проблемами в развитии, трудностями в обучении и социальной адаптации как в условиях ППМС-центра, так и в реальных условиях, непосредственно по месту его пребывания.
Необходимость разработки данной программы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в ППМС-помощи, и, с другой стороны, дефицитом эффективных коррекционно-развивающих программ, направленных на обеспечение психологического сопровождения данной категории детей в реальных условиях их обучения и воспитания с учетом их психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей. Особые трудности для педагогов-психологов вызывает ценностно-смысловой этап проектирования коррекционно-развивающей программы (проблемный анализ, гипотеза, постановка цели и задач, определение методов психодиагностического исследования, формулирование ожидаемых результатов), который является основополагающим в организации психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.
Цель и задачи
Цель программы: определение путей и направлений развивающей и коррекционной работы в отношении ребёнка с ОВЗ в условиях образовательного учреждения/ППМС-центра.
Задачи программы:
выявление актуального и ближайшего уровней развития ребёнка;
проектирование коррекционно-развивающей программы (исходя из результатов психодиагностического исследования);
отслеживание динамики развития ребенка в условиях ППМС-центра, корректировка программы;
проектирование индивидуально-ориентированных рекомендаций для организации дальнейшего психологического сопровождения ребёнка в реальных условиях его обучения и воспитания.
Цель коррекционно-развивающих занятий: развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения в школе, с учётом актуального уровня развития ребёнка, его резервных возможностей.
Задачи коррекционно-развивающих занятий:
снижение эмоционального дискомфорта,
формирование готовности к общению со взрослым,
развитие потребности в сотрудничестве,
развитие коммуникативных навыков,
развитие психических процессов.
Адресат
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста при следующих типах отклоняющегося развития (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго):
- тотальное недоразвитие высших психических функций (ВПФ) всех типов (простой уравновешенный тип, тормозимо-инертный тип, аффективно-неустойчивый тип);
- парциальная несформированность ВПФ всех типов (преимущественно когнитивного компонента, регуляторного компонента, смешанного типа);
- темпов задержанный тип развития (гармонический инфантилизм);
- неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм).
Программа может быть использована для оказания помощи детям с социальной и/или педагогической запущенностью.
Продолжительность программы
Реализация программы предполагает организацию работы в трех основных направлениях:
- диагностико-аналитическом;
- коррекционно-развивающем;
- проектно-консультативном.
Программа включает 20 коррекционно-развивающих занятий. Организация психологического сопровождения далее, в условиях образовательного учреждения, будет зависеть от сложности структуры дефекта, специфики нарушений, потенциала ребенка, кадровых ресурсов и тех психолого-педагогических условий, которые могут создать специалисты образовательного учреждения.
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации программы у Ребенка будет отмечаться положительная динамика психического развития, а именно:
- стабилизируется эмоциональное состояние Ребенка, снизится уровень тревожности;
- снизится количество конфликтов, разрешаемых "силовым" способом, повысится стремление выражать свои потребности в доступной для общения форме;
- повысится познавательный интерес и готовность к взаимодействию со взрослыми;
- повысится уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, пространственных и временных представлений), создающих основу для успешного обучения Ребенка в школе.
При условии соблюдения технологии организации психологического сопровождения ребенка педагог-психолог сможет:
- достоверно определить уровень актуального развития и выявить резервные возможности Ребенка;
- спроектировать индивидуально ориентированную программу коррекционно-развивающей работы с Ребенком, которая учитывает его психофизические и индивидуально-типологические особенности;
- разработать индивидуальные рекомендации для организации дальнейшего сопровождения Ребёнка в реальных условиях его обучения и воспитания.
3. Программа "Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии"
Актуальность и перспективность
В раннем возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать. Ребенок зависим от взрослого, а родители и педагоги - его главные авторитеты. Огромные возможности профилактики и коррекции отклонений в психомоторном развитии лежат в осознанном отношении родителей к проблеме психомоторного развития детей в раннем возрасте. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране требуют новых подходов в работе с родителями.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Ранний возраст- это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущим показателем физического и умственного здоровья детей в раннем возрасте является психомоторное развитие. В настоящее время педагоги и психологи отмечают, что среди детей раннего возраста резко увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в психомоторном развитии.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Своевременная адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения его психофизического и психомоторного развития и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения. В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для скорейшего выявления отклонений и планирования индивидуальных мер их коррекции и профилактики. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в этот период детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.
Проблема изучения психомоторных свойств у детей не нова. В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию психомоторных свойств как компонента психомоторики человека.
В центре внимания ученых находятся исследование психомоторных свойств силы, ловкости и выносливости, применения гимнастики и массажа в раннем возрасте (Е.Н. Вавилова, К.Д. Губерт, М.Г. Рысс); изучение психомоторного развития детей с ограниченными возможностями (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева); выявление показателей нервно-психического развития детей от рождения до 3 лет, в том числе и показателей развития психомоторики (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Е.А. Стребелева, Э.Л. Фрухт); разработка ранней диагностики нервно-психического развития (Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора). Особое значение имеют работы Е.Е. Антипова и Б.А. Никитюк, изучавших адекватность задаваемых упражнений анатомо-физиологическим возможностям организма детей раннего возраста. Работы М.А. Васильевой, Л.А. Венгера, М.Ф. Литвиновой посвящены психомоторному развитию детей раннего возраста в детских дошкольных учреждениях. В ряде исследований указывается на значение музыкальных занятий для развития психомоторных свойств ребенка (Н.А. Ветлугина, М.А. Палавандишвили, К.В. Тарасова, Н.В. Теплов). Как отмечают Е.В. Ларечина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, в практике работы с детьми и родителями детей раннего возраста существует потребность в разработке комплексных программ, предполагающих формирование психомоторных свойств детей в раннем возрасте.
Практическая направленность
Увеличивается потребность в создании комплексных развивающих психолого-педагогических программ, направленных на развитие и профилактику проблем психомоторного развития детей раннего возраста, а также компенсацию психофизического развития детей раннего возраста с отклонениями в развитии с активным участием в них родителей.
При разработке программы использовались рекомендации Министерства Образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" от 14.03.2000 г. N 65/23-16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.
Цель и задачи
Целью разработанной нами программы является развитие психомоторных свойств ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии.
Для достижения поставленной нами цели решаются следующие задачи:
1. Развитие координации движений детей раннего возраста за счет использования музыкально-ритмических упражнений.
2. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с использованием музыкального сопровождения и продуктивно-творческих заданий.
3. Развитие чувства ритма у детей раннего возраста с применением музыкально-ритмических и дидактических игр.
4. Психолого-педагогическое сопровождение родителей с целью обучения способам развития психомоторных свойств детей раннего возраста.
Адресат
Адресатом программы являются дети раннего возраста с отклонениями в развитии и их родители.
Продолжительность программы
Продолжительность программы составляет 9 месяцев в течение учебного года с сентября по май. Учебная программа теоретического раздела для родителей рассчитана на 17,5 час, практического - на 52,5 часов. Общее время ведения программы - 70 часов.
Требования к результату усвоения программы
Планируемыми результатами реализации программы являются: сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста с отклонениями в развитии; положительные изменения в развитии психомоторных качеств (координации движений, мелкой моторики и чувства ритма) и познавательного развития детей раннего возраста с отклонениями в развитии; позитивное эмоциональное состояние детей; повышение педагогической компетентности родителей детей раннего возраста с отклонениями в развитии.
4. Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних обучающихся в уголовном и гражданском процессе на этапах следствия, дознания, судопроизводства и исполнительного производства"
Актуальность и перспективность
Все действующие на сегодняшний день международные конвенции и законодательные акты направлены на соблюдение прав человека. Базисными являются принципы, обеспечивающие охрану детско-подросткового населения, находящегося в сложных ситуациях, в том числе и в пенитенциарных условиях. Организацией Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека определено, что одной из основных целей, указанных Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, является "осуществление эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростками, находящимися в конфликте с законом".
Государство должно признавать право каждого ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется, или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека и основным свободам других. Государство обязано обеспечить, чтобы каждый ребёнок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, или обвиняется в его нарушении, среди прочих имел такие гарантии, как презумпция невинности, пока его вина не будет доказана согласно закону; незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него; свобода от принуждения к даче свидетельских показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний, а также полное уважение к его личной жизни на всех стадиях разбирательства.
Безусловно, российские законодательные акты (УК РФ, УПК РФ, УИК РФ) базируются на тех же принципах, что и существующие международные конвенции. Однако даже в самых оптимальных социальных условиях ситуация привлечения к уголовной ответственности подростка, его арест, содержание под стражей, проводимые с ним судебно-следственные действия, вынесение приговора, лишение свободы, сопровождающиеся потерей привычного окружения, нарушением личного пространства, необходимостью постоянно находиться под наблюдением администрации учреждений исполнения наказаний, погружение в среду, где существуют традиции, ориентированные на взаимоотношения с позиции силы, всегда были и остаются стрессом, травматическим переживанием угрожающего характера ВОЗ среди психических расстройств, связанных с любым стрессом, в первую очередь выделяет непсихотические депрессии, которые являются преобладающими среди всех психических расстройств и занимают второе место в возрастной группе подростков и молодёжи старше 15 лет.
В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Самым неотложным и актуальным является изучение того, как ведет себя личность при столкновении с неожиданными жизненными трудностями и к каким стратегиям прибегает, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения. Сила воздействия стрессовых факторов пенитенциарной системы велика ещё и потому, что у несовершеннолетнего индивида мало возможностей самому определять свою судьбу или эти возможности значительно ограничены. Подростки с присущей им личностной незрелостью, неопределённостью в поступках, попадая в ситуацию привлечения к уголовной ответственности, следствия и суда, а после вынесения обвинительного приговора и доказывания вины, попадая в систему исполнения наказания, являются одной из наиболее уязвимых групп, находящихся в пенитенциарной системе.
Анализ психологической, социологической, философской и медицинской литературы показывает, что кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию подростков в общество и в дальнейшем оказывает негативное влияние на социально-психологическую адаптацию. В связи с этим, актуальным является решение проблемы психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации, вызванной вовлеченностью в уголовный или гражданский процесс на этапах следствия, дознания, судопроизводства и исполнительного производства.
Пенитенциарный стресс - стресс, связанный с отбыванием наказания в исправительном учреждении, отрицательно влияющий на психику индивида. Вопрос влияния пенитенциарного стресса на формирование различных психических расстройств довольно актуален в нашей стране, так как привлечение подростка к уголовной ответственности, применение меры пресечения, связанной с содержанием в учреждениях УИС, ожидание и вынесение приговора, исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, являются для него сильными психотравмирующими обстоятельствами, исключительно угрожающего характера, которые могут привести к возникновению ассоциированных со стрессом психогений (тем более, что сам пубертатный возраст является фактором риска психогенно обусловленных расстройств).
Особенную тревогу вызывает тот факт, что пенитенциарному стрессу подвергаются обучающиеся подросткового возраста. Отрочество - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. В этот период наиболее значимо групповое общение, так как принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Желание добиться признания со стороны сверстников приводит к тому, что подросток стремится соответствовать их требованиям, что, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие. Особенно на поведение подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Как известно, в основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема отверженности. От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. При отверженности переживания могут быть негативными, если подросток адекватно осознает свое положение, либо неадекватными позитивными, выполняющими защитную функцию, если подросток оценивает свое положение как благополучное. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания. От подлинного одиночества следует также отличать "квазиодиночество" - чувство, которое переживают многие подростки. Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с тем, что подросток чувствует себя непохожим на других. Это вызывает у него амбивалентные переживания: одновременно привлекает и отталкивает его. В этом смысле переживание себя как "изгоя", мысленное проигрывание и примеривание к себе этой роли оказывается значимым для развития Я-концепции подростка.
Содержание Я-концепции характеризуют две составляющие: 1) "присоединяющая", обеспечивающая объединение индивидуума с другими людьми, и 2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной уникальности. Последняя обеспечивает определенную привлекательность роли "изгоя". С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бывает связано также стремление любой ценой утвердить свое лидирующее положение, которое может принимать достаточно уродливые, а временами и опасные формы.
Столкновение норм, принятых в группе сверстников, с требованиями взрослых нередко становится причиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом он не хочет огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их. Все вышеперечисленные возрастные особенности необходимо учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних обучающихся в уголовном и гражданском процессе на этапах следствия, дознания, судопроизводства и исполнительного производства.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Основополагающими документами при написании программы стали:
1. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2008 года). [Электронный ресурс] / Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ). [Электронный ресурс] / Справочная правовая система КонсультантПлюс.
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW:n= 147353;fld=134:dst=429 4967295;rnd=0.8457371406897478;from=154793-0
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".[Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/12183577/
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-1". [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал "Гарант".
URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70314724/#ixzz3HcAAjB8I
6. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г. N 1060. Зарегистрирован в Минюст России от 11 февраля 2013 г. N 26993
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761. [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566
8. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р). [Электронный ресурс] / Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146497
9. Должностная инструкция педагога-психолога.
Методологической и теоретической основой программы послужили:
1. Принцип системного подхода в психологии (Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов);
2. Принципы деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцов, В. Я. Ляудис и др.);
3. Понимание безопасности в контексте изучения проблем национальной безопасности (Л.И. Шершнев, А.Н. Сухов, И.Н. Панарин, В.И. Митрохин, А.Б. Василенко, А.С. Проскурин, И.Н. Папкин, И.И. Пацакула, А.С. Галанов);
4. Трактовка безопасности образовательных учреждений с позиций структурного, технологического и организационного подхода (И. А. Баева, Е. В. Бурмистрова, А. Н. Сухов, Н. Ладзина, А. Н. Занковский).
5. Теоретические подходы к изучению проблем саморегуляции, стрессоустойчивости, конфликтологии Г. Селье, С. Маросановой, В. Анцупова, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцова, Е.А. Корсунского, А. А. Реан, Т.Д. Дубовицкой, Е.С. Романовой и др.).
Данная программа психолого-педагогического сопровождения направлена на минимизацию пенитенциарного стресса, переживаемого несовершеннолетними, вовлеченными в уголовный или гражданский процесс на этапах следствия, дознания, судопроизводства и исполнительного производства. А так же программа ориентирована на решение таких задач, как снижение тревожности и социальной дезадаптации, повышение стрессоустойчивости.
Цель и задачи
Цель программы: развитие психологической устойчивости к кризисным ситуациям. Задачи программы:
1. Снижение тревожности учащихся.
2. Отреагирование негативных эмоциональных состояний и снижение эмоционального напряжения учащихся.
3. Формирование конструктивных копинг-стратегий в преодолении кризисных ситуаций учащимися.
4. Содействие овладению учащимися приемами саморегуляции.
Адресат: учащиеся 13-15 лет, вовлеченные в уголовный или гражданский процесс на этапах следствия, дознания, судопроизводства и исполнительного производства.
Продолжительность программы: программа рассчитана на 36 часов в течение полугодия. Продолжительность одного занятия - 2 часа. Программа состоит из трех этапов:
I этап (констатирующий) - первичная диагностика
II этап (формирующий) - организация и проведение психолого-педагогических мероприятий.
III этап (контрольный) - итоговая диагностика.
Требования к результату усвоения программы
Планируемые результаты реализации программы:
Промежуточные:
- снижение тревожности и эмоционально напряжения учащихся,
- развитие стратегий совладеющего поведения, направленных на преодоление кризисных ситуаций
- овладение учащимися основными приемами саморегуляции.
Итоговый результат: психологическая устойчивость учащихся к кризисным ситуациям.
Система оценки достижения планируемых результатов
Диагностические методики:
1. Госпитальная шкала тревоги и депрессии (в адаптации М.Ю. Дробижева, 1993 г.).
2. Тест Копинг-стратегии (Р. Лазарус).
3. Тренинги с биологической обратной связью с использованием устройства психофизиологического тестирования "Психофизиолог" и "Реакор".
4. Проективная методика "Человек под дождем".
5. Методика изучения стилевой саморегуляции поведения (В.И. Моросанова, Е. М. Коноз).
5. Программа "Психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, в том числе в приемных семьях
Актуальность и перспективность
Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, диктуют необходимость использования специальных мер для развития и усиления "Я" подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме.
В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н.М. Неупокоева, Е.И. Афанасенко, И.А. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г.М. Лямина, М.И. Попова, А.Л. Лихтарников и др.) дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения.
Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Подростки в этом возрасте негативно воспринимают собственное тело, внешность, у них отсутствует ценность здоровья, плохо развиты навыки самостоятельно принимать ответственные решения в социально опасных ситуациях. Их поведение характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Особенностью детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие в их жизненном опыте травмирующих ситуаций (жестокое обращение, потеря родителей и т.п.). Психотравма является событием, которое изменяет систему отношений детей и подростков, приводит к дезадаптации в сфере общения и поведения.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. За последние 40 лет государство пытается справиться с все возрастающей волной сиротства ("социального" сиротства), развивая разные формы опеки и попечительства. Тем не менее, модель помещения детей в интернатные учреждения (детские дома, школы-интернаты) все еще является доминирующей.
Особенно остры и тяжелы эти проблемы для выпускников сиротских учреждений. Сложно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям, лишенным попечения родителей, результат не всегда соответствует ожиданиям и затраченным силам и средствам. Существуют причины, которые трудно преодолеть в данной системе общественного воспитания. Опыт педагогов, работающих в детских домах, данные психологических, социологических исследований показывают, что при выходе из стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни в обществе.
Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, мозаичности развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у подростков из приемных семей нередко носит осложненный характер.
Программа опирается на теории привязанности (Р. Шпиц, Дж. Боулби) и депривации развития (И. Лангмейер, З. Матейчек). Выделенные авторами формы психической депривации позволяют определить основные психологические причины тех трудностей, которые испытывает ребенок-сирота. Результаты отечественных исследований (В.С. Мухина, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых) служат основанием для признания того факта, что институциональные условия неадекватны потребностям ребенка, тормозят психическое развитие, способствуют расстройствам привязанности, возникновению депривационной симптоматики.
В программе соединены элементы тренинга личностного роста, обучающего тренинга и различные психологические упражнения, используемые в тренинговьгх программах (С.В. Кривцова, К. Фопель, Г.А. Цукерман). При разработке программы принимались во внимание работы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты групповой и индивидуальной работы с семьей (А.Я. Варга, Д.В. Винникот, К. Рудестам, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер).
Содержание программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Б. Ананьева с учетом возрастных особенностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш.А. Амонишвили) ребенка.
Согласно подходу гуманистической психологии ребенок не объект воздействий взрослого, не "сырье" для формирования чего бы то ни было, ребенок - субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление. Задача программы - не формировать человека по заданным образцам, а помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.
Для любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его взрослым. Формирование опыта "принятия" и "равноправия" является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части программы.
Кроме того, в программе использовались подходы и взгляды гештальт-терапии и арт-терапии, особенно при обращении к эмоциональной сфере, к переживаниям и состояниям участников.
Практическая направленность
Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной социализации.
Программа относится к виду коррекционно-развивающих психолого-педагогических программ.
Цель и задачи
Цель программы - содействие успешной социальной адаптации подростков, оставшихся без попечения родителей (воспитанников интернатных учреждений или живущих в условиях приемной семьи).
Задачи программы:
расширение личностных ресурсов;
гармонизация эмоциональной сферы;
повышение социально-психологической компетентности подростка.
Адресат
Программа предназначена для подростков, оставшихся без попечения родителей.
Продолжительность программы
Программа психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот рассчитана на 30 часов, занятия проводятся один раз в неделю, длительностью 1,5 часа.
Требования к результату усвоения программы
Планируемые результаты реализации программы:
осознание ценности "Я", оптимизация самооценки;
снижение вероятности отклонений в поведении;
усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;
расширение репертуара просоциальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя входную, промежуточную и итоговую оценку.
Входная оценка достижения результатов включает самооценку участников и экспертную оценку воспитателя.
Промежуточная оценка достижения планируемых результатов состоит из наблюдений ведущего тренинга за изменениями в поведении, словах, способах разрешения трудностей каждого подростка и рефлексия прошедшего занятия.
Итоговая оценка достижения планируемых результатов включает в себя повторную самооценку участников и экспертную оценку воспитателей, отзывы участников о программе, рисунок на тему "Я до и после тренинга".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.