Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(обязательное)
Биомеханические воздействия на пользователей водных горок (перегрузка и скорость)
Б.1 Направления вектора перегрузки
Общепризнанная международная классификация основных направлений вектора перегрузки относительно осей тела человека представлена на рисунке Б.1.
Б.2 Допустимые значения перегрузок
В зависимости от продолжительности их воздействия допустимые значения перегрузок для пользователей водной горки, не имеющих ограничений по возрасту и состоянию здоровья, приведены в таблице Б.1.
Таблица Б.1 - Максимально допустимые значения перегрузок
Перегрузка G, g |
Продолжительность воздействия, с |
4 |
<0,1 |
2,6 |
g - ускорение свободного падения (g = 9,81 ).
Б.3 Риски возникновения перегрузок на водных горках
Чрезмерные перегрузки могут возникнуть, прежде всего, на экстремальных водных горках при опасном сочетании высокой скорости и сложной траектории трассы спуска.
Наиболее неблагоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему организма человека оказывает перегрузка, направленная по вектору - ("таз - голова"). Поэтому для пользователей водных горок необходимо исключить или максимально уменьшить перегрузку в указанном направлении, в том числе путем установления разрешенных и запрещенных поз тела при спуске по трассе. Например, при спуске и погружении на экстремальных водных горках следует запретить позу "лежа головой вперед".
Большая часть водных горок аквапарков представляет собой семейные аттракционы, которые характеризуются умеренными скоростями спуска и в этом отношении не представляют значительной опасности риска перегрузок. Однако такие риски могут возникнуть в результате наличия чрезмерно крутых виражей трассы спуска, неудачных конструктивных решений соединения участков трассы, состоящих из профилей разной формы, а также нарушений режима подачи воды на трассу.
Решение о необходимости инструментальных измерений для оценки риска перегрузки следует принимать на основании анализа такого риска. При этом может быть использован расчетно-экспериментальный метод определения значения перегрузки.
Б.4 Измерение перегрузок
Инструментальное измерение перегрузок выполняют согласно ГОСТ Р 53130. При этом датчик, регистрирующий перегрузку, располагают вплотную к центру тяжести объекта (манекена или испытателя).
Б.5 Измерение скорости
Для измерения и записи скорости спускающихся по трассе пользователей следует использовать переносной прибор, размещаемый на манекене или испытателе. Диапазон измерения скорости должен составлять от 0 до 20 м/с, а частота измерений - не менее 200 Гц.
Примечание - Измерения ускорения и скорости следует проводить преимущественно синхронно.
Погрешности прибора для измерения скорости в сухих условиях и при температуре 20°С не должны превышать 10%.
Прибор для измерения скорости следует закреплять в центре тяжести объекта (манекена или испытателя).
Результаты следует зафиксировать в протоколе.
Б.6 Расчетно-экспериментальное определение перегрузки
Результаты инструментального измерения скорости спуска (Б.5) могут быть использованы для расчетного определения перегрузки.
Расчет выполняют по формуле
, (Б1)
где G - перегрузка, выраженная в единицах g, с учетом воздействия инерционных и гравитационных сил;
V - максимальная скорость спуска на анализируемом участке трассы (по результатам измерения), м/с;
r - радиус кривизны анализируемого участка трассы, м;
g - ускорение свободного падения, .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.