Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 марта 2015 г. N 304-КГ14-4815 Суд отменил постановления апелляционного и кассационного судов и оставил в силе решение суда первой инстанции, поскольку в случае, когда при совершении товарообменных операций не производилось выплат денежных средств за поставленную продукцию, в связи с чем удержание налога оказалось невозможным, на налоговом агенте лежит обязанность исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В 2009 г. организация, осуществлявшая ответственное хранение материальных ценностей мобилизационного резерва, произвела освежение его запасов (выпуск и закладку материальных ценностей).

Налоговый орган решил, что она неправомерно не исполнила обязанность налогового агента при выпуске материальных ценностей из государственного резерва. Он доначислил ей НДС и начислил пени.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что у налогового органа не было оснований как для доначисления НДС, так и для начисления пеней.

Апелляционная и кассационная инстанции правильно отметили, что запасы материальных ценностей государственного резерва составляют казну Российской Федерации.

При выпуске материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в него равного количества аналогичных материальных ценностей организация, выступая в качестве налогоплательщика, обязана при определении налоговой базы по НДС учесть операцию по поставке ею материальных ценностей в государственный резерв. А в отношении операций по выпуску товаров из него - исчислить и уплатить НДС, реализуя полномочия налогового агента.

Как указала кассационная инстанция, если при совершении товарообменных операций не выплачивались денежные средства за поставленную продукцию, в связи с чем удержать налог было невозможно, налоговый агент обязан исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Поэтому суд признал, что у налогового органа не было оснований для доначисления организации НДС.

Такая позиция соответствует положениям НК РФ. Вместе с тем вывод апелляционной и кассационной инстанций о правомерности начисления пеней является ошибочным.

Начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов.

Принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих пеней возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет.

Таким образом, при отсутствии у налогового агента возможности удержать налог ввиду отсутствия соответствующих выплат основания для начисления ему пеней НК РФ не установлены.

Пеня не может использоваться как санкция за нарушение порядка уведомления о факте совершения товарообменной операции, поскольку имеет иную правовую природу.