Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 февраля 2015 г. N 03-11-06/2/6553
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
На основании статьи 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
При этом общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Учитывая, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, который предусмотрен пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса, то есть тот же порядок, что и на вновь созданные организации.
В частности, вновь возникшее юридическое лицо при соблюдении положений пункта 3 статьи 346.12 Кодекса может в установленный срок подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, указав в нем выбранный объект налогообложения ("доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов").
Таким образом, организация, реорганизованная путем преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, до указанной реорганизации применявшая упрощенную систему налогообложения, переход на данный специальный налоговый режим может осуществить в порядке, установленном пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса.
Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса. Данный перечень расходов является закрытым.
Расходы по оплате задолженности за реорганизованные путем преобразования организации в вышеуказанный перечень расходов не включены и, соответственно, не могут учитываться вновь созданными в данном случае организациями при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, следует иметь в виду, что Кодексом не предусмотрено учитывать в целях применения упрощенной системы налогообложения положения пункта 2.1 статьи 252 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса по учету расходов вновь созданных и реорганизованных организаций.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России но вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При преобразовании юрлица возникает новое юрлицо. В связи с этим на него распространяется порядок перехода на УСН, установленный для вновь созданной организации. А именно - юрлицо может в установленный срок подать в инспекцию заявление о переходе на УСН, указав в нем выбранный объект налогообложения: "доходы" или "доходы минус расходы".
НК РФ установлен перечень затрат, учитываемых на УСН. Он является закрытым. Оплата задолженности за реорганизованную путем преобразования организацию в него не включена. Следовательно, она не учитывается вновь созданным юрлицом.
Кроме того, НК РФ не предусмотрено применять в целях УСН положения по учету расходов вновь созданных и реорганизованных организаций при исчислении прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 февраля 2015 г. N 03-11-06/2/6553
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", март 2015 г. N 6, в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера", июль 2015 г., N 7 (часть II)