Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N АПЛ15-54
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Асташова С.В.
при секретаре Морозовой Н.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению закрытого акционерного общества "Ольгерд" о признании недействующими пунктов 2.1.2.1-2.1.2.1.5, 2.2.2-2.2.2.1.5, 2.3.2-2.3.2.1.5, 12 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125,
по апелляционной жалобе ЗАО "Ольгерд" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2014 г., которым в удовлетворении заявления общества отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей Министерства транспорта Российской Федерации Коновалова Д.В., Подосинникова А.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125, согласованным с Министерством внутренних дел Российской Федерации, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июня 2011 г., регистрационный номер 20903, и опубликованным 8 июня 2011 г. в "Российской газете", утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок).
ЗАО "Ольгерд" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Порядка в части, закрепляющей порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации в том числе силами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция) (пункты 2.1.2.1-2.1.2.1.5 - на федеральных автомобильных дорогах, пункты 2.2.2-2.2.2.1.5 - на автомобильных дорогах регионального или муниципального значения, пункты 2.3.2-2.3.2.1.5 - на автомобильных дорогах местного значения), а также в части, устанавливающей порядок осуществления весового и габаритного контроля на передвижных постах Госавтоинспекции (пункт 12). Как указал заявитель, порядок выполнения Госавтоинспекцией возложенных на нее обязанностей в силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в связи с чем Министерство транспорта Российской Федерации не вправе регулировать эти отношения. Пункт 12 Порядка, закрепляющий осуществление весового и габаритного контроля на передвижных постах Госавтоинспекции, противоречит пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах", согласно которому на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел. Порядок в оспариваемой части нарушает права и законные интересы ЗАО "Ольгерд", занимающегося автомобильной перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 12 Порядка. По мнению заявителя, вывод суда об отсутствии в постановлении Правительства Российской Федерации "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" запрета на использование передвижных постов весового контроля Госавтоинспекцией противоречит буквальному содержанию пункта 1 этого постановления. Кроме того, пункт 12 Порядка не согласуется с пунктами 2.1.2.1.1, 2.2.2.1.1 Порядка, которыми предусматривается возможность принятия решения об остановке транспортного средства лишь на стационарном пункте весового контроля.
ЗАО "Ольгерд" своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции, о времени и месте которого извещено надлежащим образом, не направило. Ходатайство заявителя об обеспечении участия в судебном заседании путем организации видеоконференц-связи судом отклонено, поскольку разрешение дела не требует установления фактических обстоятельств и связано с юридической оценкой оспариваемого в части нормативного правового акта.
В поступивших возражениях Министерство юстиции Российской Федерации просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагает обжалуемое решение суда законным и не подлежащим отмене.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Как правильно указал суд первой инстанции, Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, включая движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, делегировал в части 5 статьи 31 установление порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти.
Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, данное министерство уполномочено на осуществление названного нормативного правового регулирования (подпункт 5.2.53.31).
Оспариваемый заявителем пункт 12 Порядка закрепляет, что передвижные контрольные пункты за осуществлением международных автомобильных перевозок и передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и отвечающих определенным в этом пункте требованиям.
В силу пункта 19 части 1 статьи 12, пункта 20 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" полиция обязана осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и имеет право останавливать транспортные средства, проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы.
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, возлагает на Госавтоинспекцию обязанность по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов, а также наделяет ее правом запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов (подпункт "а" пункта 11, подпункт "е" пункта 12).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях органы внутренних дел (полиция) уполномочены возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 "Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов".
Следовательно, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами предусмотрены полномочия Госавтоинспекции осуществлять весовой и габаритный контроль транспортных средств, в связи с чем довод заявителя об отсутствии у Госавтоинспекции таких полномочий ошибочен.
Несостоятелен и довод заявителя о противоречии пункта 12 Порядка об осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств на передвижных постах Госавтоинспекции пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах". Данное постановление, согласно его преамбуле, принято в целях обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, выполняющих перевозки грузов и пассажиров, а также упорядочения деятельности контрольных органов, осуществляющих надзорные функции на автомобильных дорогах. Пункт 1 постановления, допускающий создание на федеральных и других автомобильных дорогах только стационарных постов органов внутренних дел, пунктов государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарных пунктов, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, не содержит запрета на создание передвижных постов Госавтоинспекции и осуществление на них весового контроля транспортных средств.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что оспариваемое предписание Порядка не согласуется с пунктами 2.1.2.1.1, 2.2.2.1.1 Порядка, является безосновательной. В силу пунктов 2.1.2.1.1, 2.2.2.1.1 Порядка решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении. Из приведенных положений следует, что они не содержат указания на то, что решение об остановке транспортного средства принимается лишь на стационарном контрольном пункте. Данные нормы касаются только возможности остановки транспортного средства на стационарном контрольном пункте при наличии предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении, и другие случаи остановки транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля не регулируют.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в обжалуемой части в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Ольгерд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
С.В. Асташов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N АПЛ15-54
Текст определения официально опубликован не был