Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 8-АПГ14-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" о признании недействующим приложения N 1 к приказу Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10 декабря 2013 г. N 127-вс/во "Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение и на транспортировку сточных вод на 2014 год" по апелляционным жалобам открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" и Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 30 октября 2014 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" Кропотова А.В., Смирновой Л.Е., представителя Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Филиппова О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Ярославльводоканал" обратилось в Ярославский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента вступления решения суда первой инстанции в законную силу приложения N 1 к приказу Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10 декабря 2013 г. N 127-вс/во "Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение и на транспортировку сточных вод на 2014 год" (далее - приказ от 10 декабря 2013 г. N 127-вс/во).
Решением Ярославского областного суда от 30 октября 2014 г. приложение N 1 к приказу Департамента от 10 декабря 2013 г. N 127-вс/во признано недействующим со дня вступления решения суда первой инстанции в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент) и общество обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами.
Департамент в апелляционной жалобе просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Общество в апелляционной жалобе просит изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании оспариваемого приказа недействующим также и по другому основанию, а именно: при установлении тарифов на 2014 год регулирующим органом в составе финансовых потребностей не предусмотрены недополученные доходы за 2010 год в размере 143 011,8 тыс. руб.
В возражениях прокуратура Ярославской области не соглашается с доводами апелляционной жалобы общества и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное, обоснованное, вынесенное при правильном применении норм права и с учётом фактических обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с Положением о Департаменте энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утверждённым постановлением Правительства Ярославской области от 9 августа 2012 г. N 709-п, Департамент является органом исполнительной власти на территории Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием.
Приказом Департамента от 10 декабря 2013 г. N 127-вс/во установлены тарифы на питьевую, техническую воду, транспортировку питьевой воды, водоотведение и транспортировку сточных вод на 2014 год. Приложением N 1 к указанному приказу установлены тарифы на питьевую, техническую воду и водоотведение для общества на 2014 год (с разбивкой на календарные периоды).
Данный приказ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным 13 декабря 2013 г. в печатном издании "Документ-Регион", N 99, а также зарегистрированным в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 11 декабря 2013 г., номер 01-3528.
Посчитав, что установленный тариф является экономически необоснованным, регулируемая организация обратилась в областной суд с требованием о признании оспариваемого приказа недействующим в той части, в какой при установлении тарифов для общества объём реализации услуг по холодному водоснабжению принят в размере, превышающем 61 953,1 тыс. куб.м, объём реализации услуг по техническому водоснабжению принят в размере, превышающем 11 939,2 тыс. куб.м, объём реализации услуг по водоотведению и очистке сточных вод принят в размере, превышающем 58 164,5 тыс. куб.м, а также в той части, в какой при определении финансовых потребностей не учтены расходы на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на услуги по питьевому водоснабжению в размере 5 000 тыс. руб., на услуги по водоотведению и очистке сточных вод в размере 15 740,65 тыс. руб.; уменьшены расходы на капитальный ремонт на услуги по питьевому водоснабжению в размере 5 000 тыс. руб., на услуги по водоотведению и очистке сточных вод в размере 15 740,65 тыс. руб.; исключены расходы по статье "Услуги производственного характера" в размере 7 562 тыс. руб.; исключены прочие доходы на сумму 26 351 тыс. руб.; исключены расходы на услуги кредитных учреждений (банков) по процентам на пополнение оборотных средств в размере 3 174 тыс. руб.; не предусмотрены недополученные доходы за 2010 год в размере 143 011,8 тыс. руб.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления общества, посчитав, что при утверждении тарифа Департаментом не учтена динамика отпуска воды и приёма сточных вод за последние три года, а также исключена часть экономически обоснованных расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В целях реализации положений названного федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В силу пунктов 2, 32 Основ ценообразования и пунктов 8, 9 Правил тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, и вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определённые в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчётов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учёта и статистической отчётности регулируемой организации за три предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
В силу пункта 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчётности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на техническую воду устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объёмы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние три года.
Как следует из экспертных заключений, объёмные показатели на 2014 год определены в размере, соответствующем данным показателям в 2012 году, однако динамика снижения объёмов поставки указанных видов услуг за последние три года Департаментом не учтена.
Довод Департамента о том, что оценка показателей объёмов услуг на 2014 год произведена с учётом среднего значения объёмов услуг за три года, не может быть принят, поскольку противоречит пункту 29 Основ ценообразования.
Признавая обоснованными доводы заявителя об исключении Департаментом части экономически обоснованных расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения, суд первой инстанции руководствовался пунктом 38 Основ ценообразования, согласно которому при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учётом особенностей, предусмотренных пунктом 44 данного документа; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчётной предпринимательской прибыли гарантирующей организации, а также пунктом 40 Основ ценообразования, в соответствии с которым в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, и пунктом 51 Основ ценообразования, устанавливающим, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчётные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объём ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Как установлено судом, в нарушение перечисленных норм Основ ценообразования при расчёте экономически обоснованных расходов, прибыли и необходимой валовой выручки, анализа их экономической обоснованности, сравнительном анализе принятых показателей, при расчёте размера тарифа на услугу водоотведения, оказываемую обществом на 2014 год, расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, уменьшены экспертом на 15 740, 65 тыс. руб. При этом, как видно из пояснений эксперта, приведённых в таблице, с расчётными ценами и экономическим обоснованием объёма ремонтных работ капитального характера, представленными в предложении регулируемой организации, эксперт согласился.
Рекомендации эксперта при определении для общества тарифа на водоотведение, питьевое и техническое холодное водоснабжение правлением Департамента приняты в полном объёме. Затраты на капитальный ремонт в заявленном регулируемой организацией размере - 40 578 тыс. руб. - также Департаментом признаны.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал на то, что оснований для снижения данных расходов у Департамента не имелось.
Одновременно судом первой инстанции установлено, что при расчёте экономически обоснованных расходов, прибыли и необходимой валовой выручки, анализа их экономической обоснованности, сравнительном анализе принятых показателей, расчёте размера тарифа на услугу холодного водоснабжения питьевой водой, оказываемую обществом на 2014 год, экспертом расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем уменьшены на 5 000 тыс. руб. При этом экономическая обоснованность, а также расчёт расходов на капитальный ремонт в заявленном обществом размере - 63 311 тыс. руб., экспертом, а впоследствии правлением Департамента были приняты.
Таким образом, суд посчитал, что у Департамента не имелось оснований для снижения расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Иные доводы общества суд отклонил, в том числе ссылаясь на правомерность изложенных в экспертном заключении выводов относительно экономической необоснованности отдельных расходов.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования "недополученные доходы" - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.
Судом установлено, что при расчёте тарифа на 2014 год общество просило учесть недополученные доходы за 2010 - 2012 годы в сумме 614 104 тыс. руб. (в том числе за 2010 год - 143 011, 8 тыс. руб.). Указанные недополученные доходы, как отмечает общество, возникли в связи с оказанием им услуг в объёме меньшем, чем было определено Департаментом при установлении тарифа на соответствующий год.
Суд исследовал материалы, представленные обществом в подтверждение недополученных доходов.
Как установлено судом, заявление о возмещении убытков от 26 июня 2013 г., а также приложенные к нему таблицы анализа за 2010 - 2012 годы по сравнению с данными при установлении тарифа подтверждают лишь поставку услуг по холодному водоснабжению питьевой и технической водой, а также водоотведению в объёме меньшем, чем это предусмотрено при установлении тарифа. Однако заявитель не доказал, что снижение объёма поданной воды или принятых сточных вод возникло по причинам, не зависящим от него. Таких доказательств обществом представлено не было, поэтому у Департамента не возникло установленной в пункте 15 Основ ценообразования обязанности по учёту размера недополученных доходов прошлых периодов регулирования при установлении тарифа на 2014 год.
Доводы апелляционных жалоб Департамента и общества исследованы при рассмотрении дела, однако не нашли своего подтверждения и не опровергают правильности выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
С учётом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 30 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" и Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 8-АПГ14-11
Текст определения официально опубликован не был