Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2015 г. N 63-АПГ14-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" о признании недействующими отдельных положений закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 г. N 95-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа" по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на решение суда Ненецкого автономного округа от 27 октября 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Главы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Федоровой Т.В., представителей администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Маличина А.В. и Голговской А.В., поддержавших доводы жалобы, возражения на жалобу представителя администрации Ненецкого автономного округа Лыковой И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
11 сентября 2014 г. принят Собранием депутатов Ненецкого автономного округа и 19 сентября 2014 г. подписан Губернатором Ненецкого автономного округа закон Ненецкого автономного округа N 95-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа" (далее - закон НАО от 19 сентября 2014 г. N 95-ОЗ), который опубликован 22 сентября 2014 г. в официальном печатном издании округа "Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа", N 34 (326), часть 2.
Статьи 1, 5 и 6 Закона НАО от 19 сентября 2014 г. N 95-ОЗ определяют предмет регулирования и перечень полномочий органов местного самоуправления городского округа и муниципальных образований Ненецкого автономного округа, которые перераспределяются органам государственной власти округа, соответственно.
Статьёй 8 закона НАО от 19 сентября 2014 г. N 95-ОЗ предусмотрено, что в целях организации перераспределения полномочий, указанных в статьях 2-6 названного закона, со дня его официального опубликования до 1 января 2015 г. устанавливается переходный период (пункт 1).
В переходный период органы государственной власти Ненецкого автономного округа определяют и (или) формируют исполнительные органы государственной власти Ненецкого автономного округа, которые будут осуществлять полномочия, указанные в статьях 2-6 этого закона, принимают нормативные правовые акты, необходимые для осуществления таких полномочий (пункт 2).
Исполнительные органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия, указанные в статьях 2-6 названного закона, с 1 января 2015 г. (пункт 3).
Органы местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа передают исполнительным органам государственной власти Ненецкого автономного округа муниципальные учреждения как имущественные комплексы и другое имущество, находящееся в муниципальной собственности и необходимое исполнительным органам государственной власти Ненецкого автономного округа для осуществления полномочий, указанных в статьях 2-6 этого закона, в соответствии с федеральным законодательством (пункт 4).
Глава муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - МО "Город Нарьян-Мар") Федорова Т.В. обратилась в суд с заявлением о признании приведённых законоположений регионального нормативного правового акта противоречащими федеральному законодательству и недействующими, мотивируя тем, что оспариваемые нормы в отношении МО "Город Нарьян-Мар" противоречат части 6 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, а также законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Определением суда первой инстанции от 27 октября 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Суда Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2014 г., производство по делу в части требований о признании недействующими статей 1, 5 и 6 закона НАО от 19 сентября 2014 г. N 95-ОЗ прекращено, поскольку приведённые нормы согласно пункту 2 статьи 9 названного закона вступают в силу с 1 января 2015 г.
Решением суда Ненецкого автономного округа от 27 октября 2014 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Нарьян-Мар" просит судебное постановление отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, администрацией Ненецкого автономного округа и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, сделал правильный вывод об отсутствии противоречий оспариваемой нормы закона субъекта Российской Федерации федеральному законодательству в связи со следующим.
Согласно пункту 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", введённому Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Аналогичные правовые предписания предусмотрены пунктом 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться в том числе имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статье 26.3 названного федерального закона.
Таким образом, к собственности субъекта Российской Федерации может быть отнесено имущество, необходимое для осуществления полномочий, перераспределённых на основании соответствующего закона субъекта Российской Федерации между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из содержания пункта 4 статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 г. N 95-ОЗ следует, что региональный законодатель не устанавливает перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности и подлежащего передаче исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации для осуществления полномочий, указанных в статьях 2-6 названного закона, не определяет сроков и порядка такой передачи, а содержит предписание о том, что имущество, необходимое органам государственной власти Ненецкого автономного округа для осуществления перераспределённых полномочий, подлежит передаче органами местного самоуправления округа в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством, то есть приведённая норма является бланкетной.
При таком положении Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда о том, что указанная норма закона субъекта Российской Федерации не противоречит положениям пункта 1.2 статьи 17 и пункта 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ, статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ссылался заявитель.
Является правильным заключение суда о соблюдении порядка принятия регионального закона, обоснование которого подробно и мотивированно изложено в судебном постановлении.
Не могут повлечь отмену обжалуемого решения и доводы апелляционной жалобы о том, что суд при рассмотрении настоящего дела вышел за пределы заявленных требований, дав правовую оценку всем пунктам статьи 8 закона НАО от 19 сентября 2014 г. N 95-ОЗ, поскольку, как это усматривается из поданного в суд первоначального заявления и дополнений к нему, приводились основания для признания названной статьи недействующей полностью ввиду нарушения предписаний, содержащихся в Европейской хартии местного самоуправления, а положений пункта 4 этой же статьи ввиду его противоречия иному федеральному законодательству. В материалах дела отсутствует оформленный в установленном порядке отказ от заявленных требований и, как следствие, определение суда о его принятии в соответствии со статьёй 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, тем более, что в силу части 3 статьи 252 названного кодекса отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечёт за собой прекращение производства по делу.
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам не находит поводов для её удовлетворения и отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение суда Ненецкого автономного округа от 27 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2015 г. N 63-АПГ14-6
Текст определения официально опубликован не был