Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2015 г. N 5-АПГ15-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Новикова С.Ю. на решение Московского городского суда от 8 сентября 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - автодорожного путепровода на 36 км Киевского направления МЖД для осуществления мероприятий по реконструкции ж/д переезда на 36 км ПК 10 Киевского направления, участок Внуково - Бекасово, станция Крекшино/улица Центральная, деревня Крекшино, поселение Марушкинское города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 873-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Новикова С.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения жалобы представителей правительства Москвы Аветисянца Э.Л., Дмитриева О.О. и Сараева Д.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлёвой Н.М., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
24 декабря 2013 года правительством Москвы принято постановление N 873-ПП, пунктом 1 которого утверждён проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - автодорожного путепровода на 36 км Киевского направления МЖД для осуществления мероприятий по реконструкции ж/д переезда на 36 км ПК 10 Киевского направления, участок Внуково - Бекасово, станция Крекшино/улица Центральная, деревня Крекшино, поселение Марушкинское города Москвы (далее - Проект планировки).
Постановление правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 873-ПП и приложение к нему опубликованы 30 декабря 2013 года в Вестнике Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск N 34.
Новиков С.Ю., являющийся собственником земельного участка, вошедшего в состав планируемой территории, обратился в суд с заявлением о признании недействующим Проекта планировки в части утверждения границ земельного участка 1.2. согласно таблице 4 "Характеристики земельных участков, установленных проектом межевания" и утверждения плана межевания территории поселения ... города Москвы, а также в части плана границ территорий общего пользования и линейных объектов, плана границ зон с особыми условиями использования территории, плана зон планируемого размещения объектов капитального строительства и плана границ территорий общего пользования и линейных объектов.
Заявление мотивировано тем, что Проект планировки в оспариваемой части противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, а постановление правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 873-ПП принято с нарушением установленной процедуры принятия и нарушает его права как собственника земельного участка, расположенного на территории, на которой планируется размещение автодорожного путепровода.
Решением Московского городского суда от 8 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит и считает его правильным.
Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 41 данной главы Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию (части 1 и 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов (часть 5.1. статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены особенности регулирования отношений, возникающих в связи с присоединением территорий к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
В силу частей 1-3 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ решение о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением таких объектов федерального значения, для размещения которых соответствующие полномочия Российской Федерации не передаются субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве), принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Подготовка документации по планировке территории, указанной в части 1 настоящей статьи, и её утверждение осуществляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Документация по планировке территории, указанная в части 1 настоящей статьи, утверждается без проведения публичных слушаний.
Постановлением правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 873-ПП утверждён оспариваемый Проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - автодорожного путепровода на присоединённой в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ к городу Москве территории.
Трасса линейного объекта улично-дорожной сети планируется к размещению в Новомосковском административном округе города Москвы в районе СНТ "Крекшино ГПЗ-1", на территории которого расположен принадлежащий заявителю на праве собственности земельный участок, имеющий вид разрешённого использования "для садоводства".
Суд, установив, что постановление правительства Москвы от 24 декабря 013 года N 873-ПП принято в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ, утверждённый им Проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети соответствует требованиям градостроительного законодательства, а сам линейный объект включён правительством Москвы в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединённых территориях, правильно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
Утверждения Новикова С.Ю. в апелляционной жалобе о том, что Проект планировки не соответствует требованиям градостроительного законодательства, являются необоснованными.
Анализ содержания проектной документации свидетельствует о её соответствии приведённым выше положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, требованиям статьи 41 закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", а также Положению о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, утверждённому постановлением правительства Москвы от 6 апреля 2010 года N 270-ПП.
Принятию постановления правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 873-ПП предшествовало включение указанного линейного объекта в адресную инвестиционную программу города Москвы постановлениями правительства Москвы от 10 сентября 2012 года N 467-ПП и от 10 сентября 2013 года N 591-ПП.
В этой связи нельзя признать обоснованными доводы апелляционной жалобы Новикова С.Ю. о том, что постановление правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 873-ПП было принято до вступления в законную силу 1 января 2014 года постановления правительства Москвы от 10 сентября 2013 N 591-ПП.
Ссылки заявителя в апелляционной жалобе на отсутствие доказательств публикации материалов по обоснованию Проекта планировки необоснованны, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такие материалы утверждению, а соответственно, и опубликованию не подлежат.
Нельзя признать обоснованными и доводы апелляционной жалобы Новикова С.Ю. о том, что в проектной документации в нарушение части 5.1. статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29 октября 2002 года N 150, которым утверждена Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, не отображены предполагаемые к изъятию земельные участки, поскольку из буквального толкования этой нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что содержание проекта межевания может включать отображение границ не только существующих, но и подлежащих образованию земельных участков, что и было осуществлено в данном случае.
Доводы апелляционной жалобы Новикова С.Ю. о нарушении постановлением правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 873-ПП его прав собственника земельного участка и расположенного на нём строения в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка необоснованны.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Статья 1 протокола N 1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюдён баланс публичных и частных интересов.
Глава 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ, регламентирующая особенности резервирования земель и изъятия земельных участков на присоединённых территориях, предусматривает, в том числе возмещение рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причинённых его изъятием.
Правительство Москвы, принимая постановление от 24 декабря 2013 года N 873-ПП и утверждая документацию по планировке объекта улично-дорожной сети, правомерно осуществило реализацию своих полномочий как орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности, что прямо предусмотрено статьями 26, 41, 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данное постановление правительства Москвы, являясь первой стадией реализации документов территориального планирования, предшествующей принятию решений о резервировании земель и изъятию земельных участков, в силу статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ служит основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о видах разрешённого использования земельных участков.
Таким образом, оно не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, принято компетентным органом в рамках реализации государственных полномочий в сфере градостроительной деятельности и прав заявителя не нарушает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 8 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Новикова С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2015 г. N 5-АПГ15-1
Текст определения официально опубликован не был