Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 марта 2015 г. N 03-03-07/11015
Вопрос: О документальном подтверждении в целях налога на прибыль командировочных расходов на наем жилого помещения.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу подтверждения расходов первичными учетными документами и сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.
На основании статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на наем жилого помещения.
Согласно статье 313 Кодекса налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе учесть расходы на командировки, в частности на наем жилого помещения при их подтверждении первичными учетными документами, оформленными в установленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативно-правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу Закона о бухучете каждый факт хозяйственной жизни оформляется первичным учетным документом. Формы таких документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, ведущего бухучет. В Законе установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.
В целях налогообложения прибыли командировочные затраты относятся к прочим расходам в связи с производством и реализацией, включая затраты на наем жилья. При этом расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Данные налогового учета могут быть подтверждены в т. ч. первичными учетными документами.
По мнению Минфина России, налогоплательщик вправе учесть командировочные расходы на наем жилого помещения, если они будут подтверждены первичными учетными документами, оформленными в установленном порядке.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 марта 2015 г. N 03-03-07/11015
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 31 марта 2015 г. - 6 апреля 2015 г. N 13