1. Представление недостоверных сведений в ходе административного расследования по делу о нарушении Закона о закупках, влечет привлечение лица, ответственного за предоставление сведений в контролирующий орган, к административной ответственности.
ООО (далее - Заказчик) проведен запрос предложений в неэлектронной форме на проведение регламентированной процедуры по выбору победителя на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэродрома" (далее - Запрос предложений).
Один из участников закупки обратился в ФАС России с жалобой на действия заказчика, комиссии заказчика. Комиссия ФАС России рассмотрела указанное обращение и выявила нарушения Закона о закупках.
На основании части 1 статьи 25 Закона о конкуренции, пункта 6.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", ФАС России наделен полномочиями запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России.
Письмом ФАС России от 11.12.2014 N 5083 о запросе информации были истребованы дополнительные необходимые материалы, которые надлежало предоставить в трехдневный срок с момента получения указанного запроса.
Согласно полученному ответу от 16.01.2015 (далее - Письмо), истребованные материалы были направлены в ФАС России по почте.
Согласно Письму, ответственным лицом Заказчика за утверждение документации о проведении Запроса предложений является председатель единой закупочной комиссии П.
Вместе с тем, согласно представленным документам, Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг Общества с ограниченной ответственностью "Управление строительства инфраструктурных объектов", утвержденным протоколом Общего собрания участников ООО N 2 от "25" марта 2013 г. (далее - Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 7.2 части 7 Положения о закупке Заказчик создает Единую закупочную комиссию по организации закупок товаров, выполнению работ и оказанию услуг для нужд Заказчика (далее - ЕЗК).
В соответствии с пунктом 7.3 части 7 Положения о закупке основными функциями ЕЗК является, в том числе, утверждение извещения и необходимой документации для конкретной процедуры закупки.
Кроме того, согласно титульному листу документации о Запросе предложений, указанная документация утверждена на заседании Единой закупочной комиссии.
Таким образом, непредставление в антимонопольный орган информации, а равно представление в антимонопольный орган недостоверной информации по законному требованию антимонопольного органа, нарушают часть 1 статьи 25 Закона о конкуренции.
Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП, за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), предусмотрена административная ответственность.
Согласно Письму, ответственным лицом Заказчика за представление истребованной информации в федеральный антимонопольный орган является генеральный директор ООО Б.
Таким образом, в действиях генерального директора ООО Б., не представившего в федеральный антимонопольный орган истребованные документы и сведения, а равно представившего заведомо недостоверные сведения (информацию), содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 11.03.2015 г. по делу N АК075-15)
2. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона о закупках заказчики, не разместили в порядке, установленном Законом о закупках, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона о контрактной системе.
ОАО проведен открытый отбор организации, способной выполнить поставку полуприцепов-цистерн для нужд Отделений ОАО (далее - Закупка).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Согласно части 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона о закупках заказчики, не разместили в порядке, установленном Законом о закупках, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Вместе с тем, на момент осуществления Закупки правовой акт, регламентирующий правила закупки Заказчика, не размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Кроме того, из материалов дела следует, что при осуществлении Закупки Заказчик не руководствовался требованиями Закона о контрактной системе, в том числе, в части выбора способа осуществления Закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в неприменении норм Закона о контрактной системе при осуществлении Закупки содержится нарушение части 4 статьи 8 Закона о закупках.
Согласно части 3 статьи 7.32.3 КоАП, за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 13.03.2015 г. по делу N АК520-14)
3. В случае внесения изменений в договор, заключенный по итогам закупки, такие изменения должны быть размещены на официальном сайте в срок, предусмотренный Законом о закупках.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ он устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ установлено, что в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
В соответствии с частью 10 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам проведения запроса коммерческих предложений на выполнение подрядных работ по ремонту кровли здания ОАО, между ОАО и ООО заключен договор N 694 от 25.08.2014 (далее - Договор).
В связи с изменением срока исполнения, объема работ, а также цены Договора, 02.10.2014 между ОАО и ООО заключено дополнительное соглашение N 1 к Договору (далее - Дополнительное соглашение).
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте, сведения об изменении срока исполнения, объема работ, а также цены Договора, установленные Дополнительным соглашением, размещены в единой информационной системе только 12.11.2014, то есть по истечении десятидневного срока со дня внесения изменений в Договор, что является нарушением пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 7.32.3 КоАП, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела и по итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2014 г. по делу N АК500/14)
4. Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должен размещать в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 10 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт), сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных ФГУ по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства за отчетный период - май 2014 года размещены Заказчиком на Официальном сайте только 05.08.2014, что является нарушением пункта 19 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП (в редакции закона, действовавшего на момент совершения правонарушения), за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 7.32.3 КоАП, предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, действия юридического лица ФГУП, выразившиеся в нарушении сроков размещения на Официальном сайте информации о закупке, размещение которой предусмотрено пунктом 19 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, а именно размещение на Официальном сайте сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства за май 2014 позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, нарушают пункт 19 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 КоАП.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.11.2014 г. по делу N АК402/14)
5. Нарушение срока размещения сведений об изменении условий контракта, заключенного по итогам закупки, является нарушением Закона о закупках.
ОАО провело запрос котировок на поставку множественной инженерной системы и расходных материалов (далее - запрос Котировок).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
В соответствии с пунктом 10 статьи 8 Закона о закупках до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам проведения запроса Котировок между ОАО и ООО заключен договор N 811 от 17.04.2014.
В связи с изменением объема поставки, а также цены договора 30.10.2014 между ОАО и ООО заключено Дополнительное соглашение N 2 к Договору N 811 от 17.04.2014.
Вместе с тем, в нарушение пункт 5 статьи 4 Закона о закупках сведения об изменении объема поставки, а также цены договора N 811 от 17.04.2014, установленные дополнительным соглашением N 2 от 30.10.2014 размещены в единой информационной системе только 12.12.2014, то есть по истечении десяти дней со дня внесения изменений в договор.
Таким образом, действия должностного лица, не разместившего в срок сведения об изменении объема поставки, а также цены договора в единой информационной системе, нарушают пункт 5 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 3 статьи 7.32.3 КоАП, нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 13.03.2015 г. по делу N АК104-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.