Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена10 февраля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 18 февраля 2015 г.
Арбитражный суд в составе судьи Дранко Л. А.,
при ведении протокола судебного заседания Чернышевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга
к Федеральной антимонопольной службе России
Третьи лица: СПбГКУ "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса", ОАО "Единая электронная торговая площадка", Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга
о признании недействительными п. 1, 3 решения N П-567/14 от 20.08.2014 г.
при участии: от заявителя- Серебренникова Ю.А., удостоверение, по доверенности от 13.01.2015 г., от ответчика - Селиванов М.М., удостоверение, по доверенности от 02.12.2014 г. Установил:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Комитет, Уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании пунктов 1, 4 решения Комиссии Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 20.08.2014 по делу N П-567/14 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование доводов заявитель ссылается на несоответствие оспариваемого в части решения Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и нарушением им прав и интересов Комитета при осуществлении экономической деятельности, ограничением прав Комитета в части реализации полномочий Уполномоченного органа.
Согласно пункту 1 оспариваемого решения ФАС России признало в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, согласно пункту 3 оспариваемого решения подлежат передаче соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказ ФАС России материалы от 20.08.2014 по делу N П-567/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Представитель ФАС России просил в удовлетворении заявления отказать.
Рассмотрев материалы дела, дав оценку приведенным доводам и возражениям, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела,17.04.2014 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещении о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на выполнение работ по реконструкции канализационного коллектора и водоводов на ПВНС, строительство ПВНС и водоводов на г. Красное Село. III этап строительства. Строительство двух ниток водоводов от Волхонского шоссе до ПВНС. Строительство двух ниток водоводов от ПВНС до Дудергофского озера (извещение 0172200002514000014) (далее - аукцион).
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 22.05.2014, дата проведения аукциона в электронной форме - 26.05.2014.
13.05.2014 ООО РСК "Розенталь" обратилось в ФАС России с жалобой на положения аукционной документации.
ФАС России признала жалобу ООО РСК "Розенталь" необоснованной, в действиях Заказчика - СПбГКУ "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса", Уполномоченного органа признала нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (решение от 20.05.2014 N К-810/14).
ФАС России выдало предписание от 20.05.2014, согласно пункту 2 которого Уполномоченному органу, Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 20.05.2014 по делу N К-810/14 разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об аукционе.
Резолютивная часть решения по делу N К-810/14 была объявлена 20.05.2014, решение размещено на официальном сайте 23.05.2014.
Согласно пункту 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Федеральной Антимонопольной Службы России от 24.07.2012 N 498, решение Комиссии подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения жалобы по существу. При этом оглашается только его резолютивная часть.
Пунктом 3.39 Административного регламента определено, что резолютивная часть решения должна содержать:
- выводы Комиссии о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной, необоснованной;
- выводы Комиссии о наличии в действиях (бездействии) Заказчика, оператора электронной площадки, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организации, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки;
- выводы Комиссии о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, административного производства;
- сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;
- другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы и т.д.
Решение было принято 20.05.2014, предписание размещено на официальном сайте 23.05.2014.
Ввиду того, что решение и предписание были размещены на официальном сайте 23.05.2014 в 18:23 комиссия по осуществлению закупок Уполномоченного органа 22.05.2014 в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, извещением о проведении аукциона, аукционной документацией рассмотрела первые части заявок на участие в аукционе. Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0172200002514000014-1 от 22.05.2014 опубликован на официальном сайте 22.05.2014 в 16:15.
Согласно пункту 5 предписания ФАС России Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки необходимо в срок до 03.06.2014 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания.
Следовательно, ввиду того, что предписание не содержит указания о его незамедлительном исполнении, а в соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, согласно которой предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 статьи 99 Закона о контрактной системе, должно содержать лишь указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения, т.е. не содержит конкретную дату исполнения предписания, заказчику, уполномоченному органу, в пределах срока, до которого они обязаны представить в контрольный орган документальные доказательства исполнения предписания, не запрещено совершать действия направленные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Положения части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе содержат императивную норму лишь о запрете заключения контракта до даты исполнения предписания.
То есть, по мнению Комитета, Уполномоченный орган обязан был исполнить предписание ФАС не позднее 03.06.2014, запрет на совершение действий по продолжению процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание от 20.05.2014 по делу N К-810/14 не содержит.
26.05.2014, в пределах срока, установленного для представления в ФАС России доказательств исполнения пункта 2 предписания - 03.06.2014, в соответствии с действующим законодательством на официальном сайте был опубликован протокол проведения электронного аукциона N 0172200002514000014-2 от 26.05.2014, в установленные аукционной документацией сроки, с учетом положений Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок Уполномоченного органа рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе и подвела итоги электронного аукциона (протокол от 28.05.2014 N 0172200002514000014-3).
Протокол от 28.05.2014 не был размещен на официальном сайте в связи с ограничением оператором электронной площадки функционала по размещению протокола. На основании вышеизложенного, Комитет полагает, что указанные действия комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа были осуществлены в строгом соответствии с нормами действующего законодательства о контрактной системе, правовые основания для не рассмотрения вторых частей заявок отсутствовали, запрет на рассмотрение вторых частей заявок и предписания о необходимости отмены протоколов предписание от 20.05.2014 по делу N К-810/14 не содержит.
Согласно пункту 2 предписания ФАС России от 20.05.2014 по делу N К-810/14 необходимо:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 20.05.2014 по делу N К-810/14 разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об аукционе.
Вместе с тем, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" признан утратившим силу с 01.01.2014 в связи с принятием Закона о контрактной системе, в этой связи привести документацию об аукционе в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов не представляется возможным.
Согласно пункту 2.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 N 1095 "О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга" (далее - Постановление) в целях централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга на Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга, государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга при осуществлении ими закупок с начальной (максимальной) ценой контракта (общей ценой контрактов при проведении совместных конкурсов (совместных аукционов) от 50 млн руб., путем проведения конкурсов и аукционов для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих централизованные закупки в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона о контрактной системе, с начальной (максимальной) ценой контракта от 50 млн руб.
В соответствии с пунктом 4.2.6 Положения об организации деятельности заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением, заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупке.
Следовательно, вопросы разработки и внесения изменений в аукционную документацию не относятся к компетенции Уполномоченного органа.
Ввиду того, что Заказчиком было принято решение не вносить изменения в аукционную документацию (протокол заседания комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа от 28.05.2014) и обжаловать решение ФАС России от 20.05.2014 по делу N К-810/14 в Арбитражный суд города Москвы, а ФАС России указала на необходимость приведения документации в соответствии с требованиями утратившего силу нормативного правового акта, уполномоченный орган не мог разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, а также дате проведения аукциона.
Положения о необходимости отмены всех протоколов Уполномоченным органом предписание от 20.05.2014 по делу N К-810/14 не содержит.
Оспариваемым решением от 20.08.2014 N П-567/14 ФАС России признала в действиях Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, согласно которому при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
То есть, часть 22 статьи 99 Закона о контрактной системе определяет полномочия контрольного органа, которые он вправе реализовать путем выдачи соответствующего предписания.
Неисполнение предписания контрольного органа не является нарушением Уполномоченным органом пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе. Право контрольного органа выдать предписание Уполномоченным органом не нарушалось.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" определено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Ввиду того, что в действиях Уполномоченного органа отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе, а именно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, п. 1 решения ФАС России от 20.08.2014 N П-567/14 не соответствует Закону о контрактной системе нарушает законные права и интересы Комитета, указанное решение в оспариваемой части, следует признать недействительным.
Кроме того, решение и предписание ФАС России от 20.05.2014 по делу N К-810/14 признаны недействительными вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2014 по делу А40-91961/2014.
Между тем. сам по себе оспариваемый пункт 3 данного решения не может нарушать каких-либо прав или законных интересов заявителя, поскольку из него не следует однозначно, что в отношении заявителя будет возбуждено дело об административном правонарушении и он будет привлечен к административной ответственности. Несоответствие данного пункта законодательству судом также не установлено.
Руководствуясь статьями 4, 65, 71, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, на основании ст.ст. 99 и 106 Закона о контрактной системе, суд решил:
Признать недействительным п. 1 решения Федеральной антимонопольной службы России от 20.08.2014 г. по делу N П-567/14, в части Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга.
В остальной части в удовлетворении заявления - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
Л.А. Дранко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2015 г. N А40-192203/14-79-1601
Текст решения официально опубликован не был