Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ЭКСПОСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по формированию стенда Федерального агентства по туризму на международной туристской выставке "ИНТУРМАРКЕТ", Россия, г. Москва (номер извещения 0173100006515000005) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно по критерию "цена контракта" установлена ненадлежащая формула, по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не раскрыто понятие "наиболее детализированного и содержательно проработанного предложения".
2. В Конкурсной документации установлен невыполнимый срок оказания услуг по согласованию текста на фризах, ограничивающий количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 03.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 503 504 рубля;
3) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "Евроэкспо-Стэнд" с предложением о цене контракта 4 133 132 рубля.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (Значимость критерия: 60%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (от 0 до 100 баллов)" (Значимость критерия: 40%).
По критерию "Цена контракта" установлено: "оценка заявок производится расчетным путем:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "цена контракта" определяется по формуле:
,
где:
- рейтинг, присуждаемый заявкам, по стоимостному критерию "цена контракта";
- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
- значение критерия "цена контракта".
Рейтинг, присуждаемый заявкам, определяется умножением полученных баллов на значимость критерия в процентах".
Исходя из указанного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации критерий "Цена контракта" не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен следующий показатель:
"Качество Услуг" по которому установлено: "По каждой заявке конкурсная комиссия оценивает качество услуги, предлагаемой участником конкурса на основе представленной информации в заявке на участие в конкурсе. Более высокий балл соответствует более высокому качеству Услуги. Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, представленных в заявке Участника согласно формам, приведенным в Приложении 1 к заявке на участие в конкурсе.
Комиссия оценивает степень детализации и содержательной проработанности предложения в отношении объекта закупки, в том числе комиссия оценивает предложение в отношении закупки на соответствие содержания предложения участника закупки по предмету закупки: требованиям, предъявляемым к объекту закупки; полноте, обоснованности, достоверности представленной информации. Максимальное значение баллов по данному показателю - 100 баллов.
Баллы по показателю "Качество Услуг" выставляются следующим образом:
100 баллов: за предоставление наиболее детализированного и содержательно проработанного предложения в отношении объекта закупки, наиболее полно отвечающего потребностям Заказчика и содержащего (в совокупности) описание организации услуги по предмету закупки, в том числе: описание общего подхода к оказанию услуги; описание ожидаемых результатов оказываемой услуги с учетом выполнения всех требований Технического задания, описание методологии оказания услуги, в том числе, описание каким образом будут выполняться требования Технического задания, обоснованность сроков, технологии оказания услуги, обоснованность необходимых для оказания услуги ресурсов, в том числе перечень документов, входящих в комплект, предоставляемый по итогам оказания услуги.
50 баллов: за предоставление проработанного предложения в отношении объекта закупки, содержащего (в совокупности) описание организации услуги по предмету закупки, в том числе: описание общего подхода к оказанию услуги; описание ожидаемых результатов оказываемой услуги с учетом выполнения всех требований Технического задания, описание методологии оказания услуги, в том числе, описание каким образом будут выполняться требования Технического задания, обоснованность сроков, технологии оказания услуги, обоснованность необходимых для оказания услуги ресурсов, в том числе перечень документов, входящих в комплект, предоставляемый по итогам оказания услуги.
10 баллов: за предоставление предложения в отношении объекта закупки, содержащего (в совокупности) описание организации услуги по предмету закупки, в том числе: описание каким образом будут выполняться требования Технического задания, перечень документов, входящих в комплект, предоставляемый по итогам оказания услуги.
0 баллов: за предоставление предложения в отношении объекта закупки не содержащего описания организации услуги по предмету закупки."
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заявителем в Конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на выбор победителя Конкурса, поскольку победителем признан участник Конкурса предложивший наименьшую цену контракта.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в пункте 4.5 Технического задания, Конкурсной документации при указании срока согласования с Заказчиком текста на фризах не менее чем за один месяц до начала выставки, Заказчиком допущена техническая ошибка.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации "срок согласования с Заказчиком текста на фризах не менее чем за один месяц до начала выставки" не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭКСПОСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе,
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 02.03.2015 N К-154/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 марта 2015 г. N К-154/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был