Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "ЦНИИ ЭИСУ" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы "Комплексные исследования по совершенствованию системы планирования и управления реализацией государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" Шифр "Авиагоспрограмма-3" реализуемой в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" (номер извещения 0173100009514000395) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии, при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, выразившимися в необоснованном отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 27.02.2015 Комиссией, в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, рассмотрение жалобы перенесено на 02.03.2015.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.12.2014;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 220 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок - 13.02.215.
1. Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе, заявка на участие в Конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
На основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в Конкурсе, если участник Конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику Конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 13.02.2015 N 003/18-РАП-1ро, Конкурсной комиссией Заказчика отказано Заявителю в допуске к участию в Конкурсе по следующему основанию: "Комиссия установила, что в нарушении опубликованных единых требований к документам заявителей-участников закупки, а именно требования о наличии действующей лицензии (на дату подачи заявки на участие в конкурсе) на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, АО "ЦНИИ ЭИСУ" указанную лицензию не представило (в составе заявки имеется лицензия выданная на имя ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ"). Учитывая положения постановления Правительства РФ от 15.04.1995 г. N 333, которым установлен порядок допуска организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, АО "ЦНИИ ЭИСУ" было обязано в 15 дневный срок подать заявление в соответствующий орган о переоформлении лицензии в связи с реорганизацией ранее действовавшей организации, с организационно правовой формой - федеральное государственное унитарное предприятие (пункт 8 Положения), отсчет которого начался с 23.12.2014 г., т.е. с даты регистрации общества. Учитывая отсутствие подтверждающих документов АО "ЦНИИ ЭИСУ" о направлении заявления на переоформлении лицензии, представленная ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ" (ИНН 7703005750) лицензия N 24824 от 20.05.2014 не может считаться лицензией выданной АО "ЦНИИ ЭИСУ" (ИНН 7703824477), как того требует условия проведенного конкурса".
Согласно пункту 17 раздела II Информационной карты Конкурса Конкурсной документации к участникам закупки устанавливаются единые требования, в том числе: "1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющейся объектом закупки, а именно:
- наличие действующей (на дату подачи заявки на участие в конкурсе) лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
Изучив представленную на заседание Комиссии представителем Заказчика заявку Заявителя на участие в Конкурсе, Комиссия установила, что в заявке Заявителя на участие в Конкурсе представлена лицензия на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданная на имя федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления" (далее - ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ") на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну от 20.05.2014, регистрационный N24824.
Вместе с тем, в составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе содержится информация о том, что в отношении Заявителя производилась реорганизация в форме преобразования ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ" по результатам проведения которой ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ" реорганизовано в АО "ЦНИИ ЭИСУ". Следовательно, Заявитель, в соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правопреемником по всем правам и обязанностям ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности), лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 18 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 статьи 18 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не более чем на 5 лет. До переоформления лицензии (получения дубликата лицензии) предприятие осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более 60 дней.
В составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе содержится выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о создании АО "ЦНИИ ЭИСУ" от 23.12.2014 года.
Следовательно, на дату подачи Заявителем заявки на участие в Конкурсе - 10.02.2015 лицензия, выданная на имя ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ" на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, считалась действующей.
Учитывая вышеизложенное, действия Конкурсной комиссии неправомерно отказавшей Заявителю в допуске к участию в Конкурсе нарушают часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 20%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 40%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 40%).
В соответствии с положениями Конкурсной документации, по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено: "Качество работ (услуг)", где оценка заявок на участие в Конкурсе "производится путем изучения данных, представленных в форме 4.5 "Предложения о качественных, функциональных и технических характеристиках работы, учитывающие требования заказчика, изложенные в Разделе III конкурсной документации" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия). Для оценки заявок по показателю "Качество работ" каждой заявке на участие в конкурсе выставляется значение до 100 баллов".
Конкурсная комиссия оценивает предложение участника Конкурса по порядку и методологии выполнения работ, конкретных технических решений на предмет "достаточных сведений по порядку и методологии выполненных работ, достижению конкретных технических решений, позволяющих сделать выводы о порядке предпринимаемых Исполнителем действий, ходе их реализации". Вместе с тем, оценке подлежат "наиболее детализированные и содержательно проработанные предложения по порядку и методологии выполнения работ, достижению конкретных технических решений, их адекватности ожидаемым результатам с обоснованием их реализуемости".
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленных участниками закупки сведений по указанному показателю.
По критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен, в том числе показатель "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", согласно которому лучшим условием исполнения контракта является "наибольшее количество выполненных участником конкурса работ сопоставимого характера и объема, без штрафных санкций (подтверждается копиями актов сдачи-приемки выполненных работ или иными документами, подтверждающими выполнение работ). Конкурсная комиссия оценивает опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема путем изучения данных, представленных в форме 4.4 "Сведения о квалификации участника закупки" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия). Работами сопоставимого характера признаются выполненные за последние 10 лет (2005 - 2014 годы) близкие (аналогичные) предмету лота конкурса работы для авиационной и смежных отраслей промышленности. В расчет принимаются только завершенные работы. Работы, начатые до 2005 года и завершенные в период 2005 - 2014 годы, будут приняты к рассмотрению".
При этом, Конкурсная документация не содержит показателей, определяющих аналогичность ранее выполненных работ участниками закупки предмету Конкурса.
Действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации не надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "ЦНИИ ЭИСУ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 02.03.2015 N К-156/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 марта 2015 г. N К-156/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был