Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный экспертно-правовой центр агропромышленного комплекса" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организационно техническому экспертному документальному и консультационному сопровождению процедур определения поставщика для нужд Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (номер извещения 0173100004315000011) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсная комиссии, Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии, Заказчика:
1. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 25.02.2015 N ПВК1 (далее - Протокол) не содержит информацию об условиях исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе;
2. Заказчиком утверждена Конкурсная документация, не соответствующая требованиям Закона контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 04.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 960 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "КОНКУРЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" с предложением о цене контракта 960 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная комиссия при вскрытии конвертов с заявками на участие в Конкурсе "не объявила условия исполнения контракта в отношении критерия оценки "Качественные характеристики объекта закупки" и не внесла сведения об условиях исполнения контракта, являющихся критерием оценки заявок на участие в Конкурсе в Протокол.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Конкурсная комиссии осуществила процедуру вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и составила Протокол в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Протокол не содержит надлежащей информации об условиях исполнения контракта, указанных в заявке на участие в Конкурсе и являющихся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе в отношении критерия оценки заявок "Качественные характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, составившей Протокол, не соответствующий законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нарушают часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 25.02.2015. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 05.03.2015 (вх. от 05.03.2015 N 21402/15), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не подлежит рассмотрению Комиссией.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 40%;
2) Качественные характеристики объекта закупок - Значимость критерия: 60%.
По критерию "Качественные характеристики объекта закупок" установлены показатели "Технические предложения содержания услуг, включающие в себя пути и методы решения задач по оказанию услуг по организационно - техническому, экспертному, документальному и консультационному сопровождению процедур определения поставщика для нужд Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации", "Дополнительные предложения, направленные на безусловное достижение цели оказания услуг по организационно - техническому, экспертному, документальному и консультационному сопровождению процедур определения поставщика для нужд Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации".
Оценка по показателю критерия оценки "Технические предложения содержания услуг, включающие в себя пути и методы решения задач по оказанию услуг по организационно - техническому, экспертному, документальному и консультационному сопровождению процедур определения поставщика для нужд Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" осуществляется "путем сравнения условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе на соответствие требованиям Технического задания части III Конкурсной документации, и выявления лучших технических предложений, включающих пути и методы решения задач по оказанию услуг по организационно - техническому, экспертному, документальному и консультационному сопровождению процедур определения поставщика для нужд Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации на предмет их адекватности ожидаемым результатам, эффективности и обоснованности.
Каждый член Конкурсной комиссии по результатам сравнения между собой условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, присваивает заявке на участие в конкурсе от 0 до 80 баллов. Максимальное значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке будет считаться лучшим".
Оценка по показателю критерия оценки "Дополнительные предложения, направленные на безусловное достижение цели оказания услуг по организационно - техническому, экспертному, документальному и консультационному сопровождению процедур определения поставщика для нужд Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" осуществляется "путем анализа и оценки дополнительных предложений по порядку и содержанию оказываемых услуг, направленных на безусловное достижение цели оказанию услуг по организационно - техническому, экспертному, документальному и консультационному сопровождению процедур определения поставщика для нужд Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, в пределах предложенной участником конкурса цены контракта с обоснованием их необходимости и путями реализации. Анализ и оценка дополнительных предложений осуществляется Конкурсной комиссией на предмет их адекватности ожидаемым результатам, эффективности и обоснованности.
Каждый член Конкурсной комиссии по результатам сравнения между собой условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, присваивает заявке на участие в конкурсе от 0 до 20 баллов. Максимальное значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке будет считаться лучшим".
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках, а также зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленными участниками закупки сведениями по критерию "Качественные характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный экспертно-правовой центр агропромышленного комплекса" обоснованной в части не указания Конкурсной комиссией в Проколе информации об условиях исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки на участие в открытом конкурсе и являющихся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
2. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный экспертно-правовой центр агропромышленного комплекса" на положения Конкурсной документации.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела от 11.03.2015 N К-169/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 марта 2015 г. N К-169/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был