Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ОРИОН СИТИ" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на организацию и проведение мероприятий направленных на "Содействие в подготовке и переподготовке специалистов в сфере государственной молодежной политики" (номер извещения 0173100003515000009) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Документация об Аукционе содержит требование, ограничивающее возраст организационной группы, что влечет ограничение количества участников закупки.
2. Понятие "система реализации ГМП" в документации об Аукционе не определяется Заказчиком, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
3. В Техническом задании документации об Аукционе некорректно определено место проведения мероприятий, что ограничивает число участников закупки.
4. Заказчиком в документации об Аукционе установлено технически неисполнимое требование, а именно: некорректно определена необходимая скорость высокоскоростного беспроводного интернета.
5. В Техническом задании документации об Аукционе не установлены требования к печатно-книжному формату учебно-методической литературы для участников закупки, при этом Заказчик "приводит отдельный ценовой показатель для указанной закупки, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе". Кроме того, Заказчиком в документацию об Аукционе включены различные объекты закупки, а именно: проведение мероприятия и поставка учебно-методических материалов, что ограничивает число участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 26.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 800 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 10.03.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "ПрофЭвент" с минимальным предложением о цене контракта 2 436 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе содержит требование, ограничивающие возраст организационной группы, что влечет ограничение количества участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
По мнению Заявителя, указанные Заказчиком в пункте 2 Технического задания документации об Аукционе дискриминационные возрастные ограничения организационной группы от 18 до 45 лет, не предусмотрены трудовым законодательством Российской Федерации и относятся к вопросам наличия трудовых ресурсов исполнителя.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является организация и проведение мероприятий направленных на "Содействие в подготовке и переподготовке специалистов в сфере государственной молодежной политики".
Учитывая, что Заказчиком на заседании Комиссии не представлено сведений о том, что указанное возрастное ограничение предусмотрено законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся объектом закупки, вышеприведенные требования в документации об Аукционе к наличию у участника закупки людей, входящих в состав организационной группы возраста от 18 до 45 лет, ограничивают количество участников закупки.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к возрасту участников организационной группы, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки.
2. По мнению Заявителя, в пункте 1 Технического задания документации об Аукционе Заказчик не поясняет значение понятия "система реализации ГМП", что нарушает положения Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что исходя из смысла Технического задания документации об Аукционе и объекта закупки понятие "система реализации ГМП" следует понимать как "система реализации государственной молодежной политики". Кроме того, со слов представителей Заказчика, ни у одного из участников закупки не возникло непонимание значения понятия "система реализации ГМП" при подаче заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем в адрес Заказчика не подавались запросы на разъяснение положений документации об Аукционе по указанному вопросу.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Техническом задании документации об Аукционе некорректно определено место проведения мероприятий, что ограничивает число участников закупки.
На заседании Комиссии, представитель Заявителя пояснил, что согласно в пункту 5 Технического задания документации об Аукционе, место проведения мероприятий "должно располагаться на территории г. Москвы в Южной части города". При этом место оказания услуг по Аукциону определено в документации об Аукционе как город Москва без уточнения административно-территориальных единиц. Таким образом, по мнению представителя Заявителя, данное территориальное ограничение является незаконным и ограничивающим количество участников закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе установлена "Южная часть города Москвы для расположения мест проведения мероприятий, согласно объекту закупки", в целях привлечения наибольшего количества участников закупки. Также представители Заказчика пояснили, что указанное требование установлено в соответствии с потребностями Заказчика и не ограничивает количество участников закупки.
При этом представителем Заявителя не представлено сведений, указывающих на то, что указанное требование ограничивает количество участников закупки и не позволяет подать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя, о том, что место проведения мероприятий, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, ограничивает число участников закупки, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено технически неисполнимое требование, а именно: некорректно определена необходимая скорость высокоскоростного беспроводного интернета.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: "использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии".
В пункте 5 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование: "На территории гостиницы должен предоставляться высокоскоростной беспроводной интернет (Wi-Fi со скоростью не менее 512 Мб/сек) без дополнительной оплаты".
На заседании Комиссии, представитель Заявителя сообщил, что установление данного требования неправомерно, поскольку, ни один участник закупки не сможет предоставить требуемую Заказчиком скорость, исчисляемую как "мегабайт в секунду" высокоскоростного беспроводного интернета, так как ни один провайдер интернета на территории Российской Федерации не представляет беспроводной интернет на указанной скорости.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя, и сообщили, что Заявителем не верно определяется сокращение "МБ/сек", и исчислять скорость интерната следует как "мегабит в секунду", что является приемлемой скоростью интернета для любого провайдера интернета на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пунктам 18 и 19 Приложения 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", скорость величин "бит" и "байт" в секунду имеет обозначение "бит/с" и "байт/с" соответственно.
Учитывая изложенное, невозможно сделать однозначный вывод о требуемом значении скорости передачи информации величины "Мб/сек", установленной в Техническом задании документации об Аукционе.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требований ненадлежащим образом не соответствует пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Аукциона, поскольку на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки и по причине того, что ни одной заявке, поданной на участие в Аукционе не отказано в допуске к участию в Аукционе аукционной комиссией Заказчика в связи с несоответствием указанному требованию.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Техническом задании документации об Аукционе не установлены требования к печатно-книжному формату учебно-методической литературы для участников закупки, при этом Заказчик "приводит отдельный ценовой показатель для указанной закупки, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе". Кроме того, Заказчиком в документацию об Аукционе включены различные объекты закупки, а именно: проведение мероприятия и поставка учебно-методических материалов, что ограничивает число участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пункт 4 Технического задания документации об Аукционе содержит следующее: "Каждый участник программы должен быть обеспечен комплектами учебно-методической литературы, отражающей социально-политические, информационно-аналитические, нормативно-правые, организационно-управленческие аспекты государственной молодежной политики. Кроме того, персональный комплект учебно-методической литературы должен включать пособия по вопросам профилактики экстремизма и конструктивному разрешению различных типов социальных конфликтов в молодежной среде. Наряду с электронными копиями учебно-методических пособий комплект должен содержать не менее 5 единиц учебно-методической литературы в печатном книжном формате общей стоимостью не более 1500 рублей, не менее 160 комплектов".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе установлены четкие критерии к учебно-методической литературе по ее направленности.
Вместе с тем, представители Заказчика также пояснили, что исходя из потребности Заказчика, формат учебно-методической литературы не определен и может определяться исполнителем самостоятельно при исполнении контракта. Вместе с тем, отдельный ценовой показатель для указанной закупки (общей стоимостью не более 1500 рублей) установлен в связи с необходимостью передачи учебно-методической литературы в качестве подарков участникам мероприятия для исключения передачи учебно-методической литературы как материально значимого имущества.
При этом, представители Заказчика пояснили, что проведение мероприятия и поставка учебно-методических материалов является функционально связанным объектом закупки, который подразумевает поставку учебно - методических материалов, имеющихся у Заказчика.
Учитывая, что цена заключаемого контракта определяется по итогам проведения электронного аукциона, установление ценового ограничения в документации о проведении Аукциона в отношении определенного товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, не предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. Следовательно, действия Заказчика, установившего указанное ограничение в документации об Аукционе, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, довод Заявителя, что действия Заказчика, выразившиеся в отсутствии в документации об Аукционе требований к печатно-книжному формату учебно-методической литературы для участников закупки и неправомерном объединение в один объект закупки, а именно: проведение мероприятия и поставка учебно-методических материалов противоречат требованиям Закона о контрактной системе и ограничивают число участников закупки, не нашел своего подтверждения.
6. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 11 Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком предъявляются следующие требования к пакетам (упаковке): "Пакет должен быть изготовлен полиэтилена, с боковыми швами. Марка полиэтилена пленки должна быть 15303-003; 10604-007; 10204-003. Сорт полиэтилена должен быть высший или первый или второй. Толщина пленки номинальная должна быть 70 - 100 мкм. Отклонение от номинальной толщины пленки должно быть не более 30% от толщины. Прочность пленки при растяжении в поперечном направлении должна быть не менее 130. Прочность пленки при растяжении в продольном направлении должна быть не менее 150 кгс/см2. Относительное удлинение пленки при разрыве в продольном направлении должно быть более 220%. Относительное удлинение пленки при разрыве в поперечном направлении должно быть более 350%. Статический коэффициент трения пленки должен быть 0,1 - 0,5. Марка пленки должна быть М; Т; СТ. Сорт пленки должен быть высший или первый. Кислородный индекс пленки должен быть более 17,05%. Коэффициент дымообразования пленки должен быть менее 1700 м2/кг".
Также пунктом 12 Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком предъявляются следующие требования к одноразовым стаканам: "Одноразовые стаканы, не менее 4 000 шт. Материал: пищевой полипропилен (низкого или среднего давления марки 21007; 21020; 21130; 01010; 01020, первого, второго или высшего сорта, с массовой долей летучих веществ от 0,09 до 0,15%); вспененный полистирол марки ПСМ-111; ПСМ-115; ПСМ-118; ПСМ-151, высшего или первого сорта (прочность при разрыве не менее 36,3 МПа, массовая доля остаточного стирола не более 0,15% от массы). Объем стакана не должен быть менее 200 мл. Максимальная температура наливаемой жидкости должна быть от +60 до +100°С. В упаковке должно быть не менее 50 шт. но не более 150 шт".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок химического состава веществ, используемых при изготовлении пакетов и пластиковых стаканов ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку ни одной заявке участников Аукциона не отказано в допуске к участию в Аукционе аукционной комиссией Заказчика по основаниям несоответствия товара требованиям, установленным в пунктах 11 и 12 Технического задания документации об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ОРИОН СИТИ" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе неправомерного требования в отношении возраста участников организационной группы, а также требования в отношении скорости высокоскоростного беспроводного интернета.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Передать материалы от 13.03.2015 по делу N К-179/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 марта 2015 г. N К-179/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был