Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ФГБОУ ВПО "Воронежский ГАУ" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Заказчик) при проведении конкурсной комиссией Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку и подготовку к утверждению стандартов по лотам N 2.5, N 2.9, N 2.50 (номер извещения 0173100009215000019) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не содержащий приложений с информацией предложений участников Конкурса в отношении объекта закупки, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.01.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта:
по лоту N 2.5 - 11 730 000 рублей;
по лоту N 2.9 - 1 556 664 рублей;
по лоту N 2.50 - 5 517 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе:
по лоту N 2.5 подано 4 заявки от участников закупки;
по лоту N 2.9 подано 3 заявки от участников закупки;
по лоту N 2.50 подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе:
по лоту N 2.5 допущено 4 участника закупки;
по лоту N 2.9 допущено 3 участника закупки;
по лоту N 2.50 допущено 2 участника закупки;
6) дата вскрытия конвертов с заявками - 26.02.2015;
7) победителями Конкурса признаны следующие участники:
по лоту N 2.5 - участник с порядковым N 4 с предложением о цене контракта 11 730 000 рублей;
по лоту N 2.9 - участник с порядковым N 2 с предложением о цене контракта 1 200 000 рублей;
по лоту N 2.50 - участник с порядковым N 1 с предложением о цене контракта 5 517 000 рублей.
1. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе Протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.03.2015 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения) не содержит предусмотренных Законом о контрактной системе приложений с информацией о предложении участника Конкурса в отношении объекта закупки.
Следовательно, действия Заказчика, разместившего Протокол рассмотрения без приложений с информацией о предложении участника Конкурса в отношении объекта закупки Конкурса нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах) (Значимость критерия: 60%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 40%).
Согласно пункту 56 Информационной карты Конкурсной документации, критерии оценки и величины их значимости, а также показатели, раскрывающие содержание критерий оценки рассчитываются в соответствии со следующей таблицей:
Показатели критерия 2 (Максимальный балл равен 100) |
Баллы |
2.1 Соответствие уровня квалификации персонала участника конкурса тематике работы и требованиям конкурсной документации (форма 4 раздела IV) |
0-40 |
2.2 Опыт выполнения работ по тематике (сведения о производственной деятельности за последние 5 лет) (форма 4 раздела IV) |
0-30 |
2.3 Деловая репутация участника закупки (форма 4 раздела IV) |
0-20 |
2.4 Наличие у Участника конкурса системы менеджмента качества в области деятельности, связанной с тематикой работы |
0-10 |
Совокупная значимость всех критериев |
100% |
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель 2.2).
По Показателю 2.2 оценке подлежит количество выполненных участником конкурса за последние 5 лет работ в области, являющейся предметом лота конкурса.
В соответствии с Протоколом рассмотрения по лоту N 2.50 "Разработка и подготовка к утверждению стандартов в области наилучших доступных технологий" по Показателю 2.2 заявке с порядковым номером 1 присвоено 30 баллов, заявке с порядковым номером 2 присвоено 0 баллов. По итогам рассмотрения заявок участнику Конкурса с порядковым номером 1 присвоено первое место, участнику Конкурса с порядковым номером 2 - второе место.
По лоту N 2.5 "Разработка стандартов в области менеджмента знаний и промышленной автоматизации" по Показателю 2.2 заявке с порядковым номером 1 присвоено 30 баллов, заявке с порядковым номером 2 присвоено 4 балла, заявке с порядковым номером 3 присвоено 0 баллов, заявке с порядковым номером 4 присвоено 29 баллов. По итогам рассмотрения заявок участнику Конкурса с порядковым номером 1 присвоено четвертое место, участнику Конкурса с порядковым номером 2 присвоено второе место, участнику Конкурса с порядковым номером 3 присвоено третье место, участнику Конкурса с порядковым номером 4 присвоено первое место.
По лоту N 2.9 "Разработка и подготовка к утверждению стандартов в области "бережливого производства" по Показателю 2.2 заявке с порядковым номером 1 присвоено 18 баллов, заявке с порядковым номером 2 присвоено 30 баллов, заявке с порядковым номером 3 присвоено 0 баллов. По итогам рассмотрения заявок участнику Конкурса с порядковым номером 1 присвоено третье место, участнику Конкурса с порядковым номером 2 присвоено первое место, участнику Конкурса с порядковым номером 3 присвоено второе место.
Вместе с тем, все заявки участников Конкурса по лоту N 2.5, лоту N 2.9, лоту N 2.50 содержат информацию об опыте выполненных работ.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Конкурсной комиссией при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе принимался к рассмотрению и оценке исключительно опыт выполненных работ по разработке национальных стандартов, иной опыт выполненных работ, например, по разработке профессиональных стандартов не подлежал оценке Конкурсной комиссией.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Показатель 2.2 не содержит показателей, определяющих сопоставимость ранее выполненных работ сопоставимого характера и объема, вследствие чего из предмета оценки по указанному показателю, не следует, что участнику закупки для получения оценки по данному показателю следовало приложить в составе заявки на участие в Конкурсе документы, подтверждающие опыт разработки исключительно национальных стандартов.
При этом Комиссия установила, что при пересчете итогового рейтинга заявок без учета Показателя 2.2 итоговый рейтинг заявок на участие в Конкурсе по лотам N 2.5 и N 2.50 подлежит изменению и влияет на ранжирование мест присвоенных участникам Конкурса. Вместе с тем, пересчет итогового рейтинга заявок на участие в Конкурсе по лоту N 2.9 без учета Показателя 2.2 не повлиял на результаты оценки участников Конкурса, поскольку, итоговый рейтинг заявок на участие в Конкурсе не изменился.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Деловая репутация участника закупки" (далее - Показатель 2.3) в соответствии с которым "Присвоение количества баллов заявкам по Показателю 2.3 осуществляется членами Комиссии по осуществлению закупок на основе рассмотрения представленных участниками конкурса документов, характеризующих их деловую репутацию в соответствии с данными формы 4.4 (пункт 4), исходя из максимального значения показателя 2.3 - 20 баллов.
Порядок расчета: - отсутствие положительных отзывов - 0 баллов; - до 5 положительных отзывов - 10 баллов; - от 5-ти до 15 - 15 баллов; - более 15 - 20 баллов".
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок по Показателю 2.3 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Наличие у Участника конкурса системы менеджмента качества в области деятельности, связанной с тематикой работы" (далее - Показатель 2.4) в соответствии с которым "Заявке, в которой представлены сведения о наличии у Участника конкурса системы менеджмента качества в области деятельности, связанной с тематикой работы, присуждается 10 баллов, в случае отсутствия в заявке сведений о такой системе - присуждается 0 баллов".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Конкурсная документация по Показателю 2.4 не содержит определения области деятельности, связанной с тематикой работы, в которой у участника закупки применяется система менеджмента качества, подлежащая оценке Конкурсной комиссией.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлен в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе по лоту N 2.9 не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГБОУ ВПО "Воронежский ГАУ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 16.03.2015 по делу N К-192/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Гриненко |
Члены Комиссии: |
Д.А. Строганова |
|
А.В. Выскребенцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2015 г. N К-192/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был