Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Инвест-Консалт" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального дорожного агентства (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным дорожным агентством (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реализации тематики Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства на 2014 - 2016 годы (тема N 12) (номер извещения 0173100005714000069) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 04.03.2015 N 2 (далее - Протокол 1) не содержит предусмотренных Законом о контрактной системе приложений с информацией о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки.
2. Заказчиком размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) два протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, противоречащих друг другу по содержанию, при этом указанные протоколы не содержат информацию о периоде и времени проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
3. Конкурсной комиссией необоснованно присвоена низкая оценка в баллах заявке Заявителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" порядка оценки, установленного в Конкурсной документации. Кроме того, по мнению Заявителя, в Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте - 29.12.2014;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 36 600 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 5 участников закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "Коллиерз Интернешнл" с предложением о цене контракта 33 900 000 рублей.
1. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Конкурсная комиссии осуществила процедуру рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе и составила Протокол 1 в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Протокол 1 не содержит предусмотренных Законом о контрактной системе приложений с информацией о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, составившей Протокол 1, не соответствующий законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация о месте, дате, времени проведения рассмотрения и оценки таких заявок.
Согласно доводу жалобы Заявителя, на Официальном сайте размещено два различных по содержанию протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе: Протокол 1 и протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 05.03.2015 N ПРО1 (далее - Протокол 2). При этом Протокол "на сайте www.zakupki.gov.ru имеет другую дату - 04.04.2015".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Протокол 2 заполняется в электронной форме на Официальном сайте путем внесения необходимой информации в поля для заполнения, при этом номер протокола и дата протокола присваивается автоматически при его публикации, Протокол 1 является текстовым файлом протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, составленного и подписанного членами Конкурсной комиссии в период проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе и имеет название на Официальном сайте "Протокол 2 от 04-04-2015". Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Протокол 1 содержит дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 04.03.2015.
Также на заседании Комиссии установлено, что Протокол 1 и Протокол 2 содержат идентичные результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Заказчиком установлена дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 04.03.2015.
На заседании Комиссии установлено, что в Протоколе 2 указаны дата и время проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок: "Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе были проведены в срок с даты вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе 04.03.2015 12:00 по адресу Российская Федерация, 129085, Москва, Бочкова, 4".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Следовательно, указанный в части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не является субъектом контроля, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, проводятся проверки.
3. В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений, в том числе - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Следовательно, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Также, по мнению Заявителя в Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком конкурсе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. По истечении указанных в части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 03.03.2015. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 16.03.2015 (вх. от 16.03.2015 N 24293/15), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Конкурсная комиссия необоснованно присвоила низкую оценку в баллах заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", а также о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен критерий оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ":
"Для оценки заявок по указанному показателю используется следующая шкала оценки:
N Перечень значений шкалы оценки заявки (предложения) по показателю "Качество работы" Количество баллов, присуждаемое заявке (предложению) за определенное значение, предложенное участником открытого конкурса
Предложение участника открытого конкурса по порядку выполнения работы для достижения требований, целей и задач работы, установленных техническим заданием:
1. 1) Предложение направлено на достижение целей работы, при этом существенно расширяет исходные требования, изложенные в Техническом задании.
2) Из представленного описания очевидно достижение положительного результата
3) Предложение содержит сведения о способах (методике) выполнения предложенных требований, отличается высокой степенью обоснованности применяемых в исследовании методов и /или технических решений, обеспечивающих воспроизводимость и достоверность результатов.
4) Предложение соответствует действующим нормативным документам, современным практикам, методикам и стандартам, использующимся в предметной области.
5) В предложении не содержится логических или методических ошибок и противоречий, которые могут повлиять на качество или сроки работ. 70 - 100 баллов
2. 1) Предложение направлено на достижение целей работы, изложенных в Техническом задании.
2) Из представленного описания может быть сделан вывод о частичном достижении положительного результата.
3) Предложение не содержит сведения о способах (методике) выполнения предложенных требований, либо применяемые в исследовании методы и /или технические решения, обеспечивающие воспроизводимость и достоверность результатов, недостаточно обоснованы.
4) Предложение соответствует действующим нормативным документам, современным практикам, методикам и стандартам, использующимся в предметной области.
5) В предложении содержатся незначительные логические или методические ошибки и противоречия, которые могут повлиять на качество или сроки работ. 40 - 69 баллов
3. 1) Предложение направлено на достижение целей работы, изложенных в Техническом задании.
2) Из представленного описания достижение положительного результата неочевидно.
3) Предложение не содержит сведения о способах (методике) выполнения предложенных требований, либо применяемые в исследовании методы и /или технические решения, обеспечивающие воспроизводимость и достоверность результатов не обоснованы.
4) Предложение соответствует действующим нормативным документам и стандартам, но не учитывает современные практики и методики, использующиеся в предметной области.
5) В предложении содержатся значительные логические или методические ошибки и противоречия, которые могут повлиять на качество или сроки работ. 10 - 39 баллов
4. 1) Представлено только скопированное техническое задание.
2) Либо описание выполнения работ не соответствует целям и задачам работы либо из представленного описания невозможно сделать вывод о достижении положительного результата работы. 0 - 9
Комиссия проводит оценку заявок на участие в конкурсе по показателю "Качество работ" путем изучения степени детализации и содержательной проработанности предложений участников закупки в части предлагаемого порядка и методологии выполнения работ, конкретных технических решений, их адекватности ожидаемым результатам работ с обоснованием их эффективности и реализуемости, наличия предложений дополнительных работ, новизной научно-исследовательских решений.
Каждый член Конкурсной комиссии по результатам сравнения между собой предложений участников конкурса присваивает заявке на участие в конкурсе по показателю "Качество работ" от 0 до 100 баллов в зависимости от степени детализации и содержательной проработанности предлагаемого порядка и методологии выполнения работ, конкретных технических решений, их адекватности ожидаемым результатам работ с обоснованием их эффективности и реализуемости, наличия предложений дополнительных работ, новизной научно-исследовательских решений".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию оценки.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Инвест-Консалт" обоснованной в части не указания Конкурсной комиссией в Протоколе 1 приложений с информацией о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки.
2. На основании части 4 статьи 105, части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе не рассматривать довод ООО "Инвест-Консалт" в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", а также довод на положения Конкурсной документации. ООО "Инвест-Консалт" вправе обжаловать действия Заказчика, Конкурсной комиссии в судебном порядке.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела от 23.03.2015 N К-215/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2015 г. N К-215/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был