Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Лизуновой А.Б.,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Строгановой Д.А.,
ведущего консультанта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Выскребенцевой А.В.,
при участии представителей Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Романенко О.В., ООО "Оптовая торговая компания" Плесовских С.О.,
рассмотрев жалобу ООО "Оптовая торговая компания" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению для молодых соотечественников - победителей конкурсов на знание истории и культуры России учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!" (номер извещения 0173100006015000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выбравшего неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытого конкурса.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 52 456 300 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок - 26.03.2015.
На основании части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" Закона о контрактной системе. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системы.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
Согласно Извещению о проведении Конкурса закупка услуг отнесена к коду 74.87.17.990, наименование кода: "Услуги, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие, не включенные в другие группировки" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД).
Разделом 4 части 10 "Техническая часть" Конкурсной документации установлен следующий перечень услуг, требуемый к закупке:
"1. Формирование рабочей группы по проведению для молодых соотечественников - победителей конкурсов на знание истории и культуры России учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!".
2. Разработка единого логотипа учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!".
3. Разработка программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" для трех заездов (г. Санкт-Петербург и окрестности; г. Москва и окрестности; г. Казань и окрестности).
4. Реализация программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" для трех заездов (г. Санкт-Петербург и окрестности; г. Москва и окрестности; г. Казань и окрестности).
5. Бронирование билетов для проезда участников из стран проживания до г. Санкт - Петербурга и обратно (335 человек), г. Москвы и обратно (350 человек), до г. Казани и обратно (315 человек).
6. Приобретение билетов для проезда участников из стран проживания до г. Санкт - Петербурга и обратно (335 человек), г. Москвы и обратно (350 человек), до г. Казани и обратно (315 человек).
7. Рассылка билетов в представительства Россотрудничества за рубежом для распространения среди участников поездок.
8. Обеспечение страхования гражданской ответственности, жизни и здоровья всех участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
9. Рассылка копий страховых полисов в представительства Россотрудничества за рубежом для распространения среди участников поездок.
10. Подготовка инструкций (памяток) для участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по организации проезда.
11. Рассылка в представительства Россотрудничества за рубежом инструкций (памяток) для участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по организации проезда.
12. Обеспечение трансфера участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" при маршрутах с пересадкой в случае вылета из разных аэропортов или отправления с разных вокзалов.
13. Обеспечение трансфера участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по маршрутам "аэропорты/вокзалы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани - гостиницы в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани" и "гостиницы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани - аэропорты/вокзалы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани".
14. Обеспечение проживания участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" и сопровождающих в гостиницах в г. Санкт - Петербурге (335 человек), г. Москве (350 человек), г. Казани (315 человек).
15. Обеспечение горячим трехразовым питанием участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" и сопровождающих в гостиницах в г. Санкт - Петербурге (335 человек), г. Москве (350 человек), г. Казани (315 человек).
16. Организация фуршетов в рамках проведения заключительных мероприятий (дискотек) в гг. Москве (350 человек), Санкт-Петербурге (335 человек), Казани (315 человек).
17. Транспортное обслуживание участников в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани и их окрестностях при реализации программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
18. Обеспечение информационными брошюрами участников каждого заезда учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
19. Обеспечение сувенирной продукцией победителей конкурсов / викторин в рамках заключительных мероприятий (дискотек) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
20. Обеспечение участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" раздаточной продукцией
21. Оформление (заполнение) визовых анкет для участников в установленной Консульским департаментом МИД России форме.
22. Обеспечение информационного сопровождения мероприятия".
Вместе с тем, услуги, оказываемые в рамках исполнения контракта, к примеру, услуги по предварительному заказу билетов на автомобильный (автобусный) транспорт, транспортные услуги, услуги по предварительному заказу билетов на воздушный транспорт, соответствуют коду ОКПД 63 "Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; услуги туристических агентств", также, к примеру, услуги по предоставлению мест для временного проживания и сопутствующие услуги, соответствуют коду ОКПД 55 "Услуги гостиниц и ресторанов", которые включены в Перечень.
Следовательно, Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме открытого конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме Конкурса, не соответствуют части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Оптовая торговая компания" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 25.03.2015 N К-222/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 марта 2015 г. N К-222/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был