Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Рекомендации
для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика юридического лица"
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2015 г. N ММВ-7-6/86@)
Данный документ описывает правила работы налогоплательщика с Интернет-сервисом "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"
1. Общие сведения
1.1. Возможности "Личного кабинета налогоплательщика юридического лица"
"Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" позволяет налогоплательщику - юридическому лицу:
- направлять документы, сформированные в электронном виде, для государственной регистрации юридических лиц или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в налоговый орган для осуществления процедур государственной регистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ;
- направлять в налоговый орган пакет документов, подготовленный заранее с использованием иных программных средств, содержащий сообщения налогоплательщика по форме N С-09-2 об участии в российских и иностранных организациях;
- получать услуги по постановке и снятию с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесению изменений в сведения об обособленном подразделении на основании формализованных электронных сообщений налогоплательщика (российской организации) по формам N С-09-3-1, С-09-3-2, 1-6-Учет, 3-Учет;
- получать услуги по постановке и снятию с учета российской организации в качестве налогоплательщика ЕНВД на основании формализованных электронных заявлений налогоплательщика по формам N ЕНВД-1, ЕНВД-3, 3-Учет;
- получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, об исполненных налоговым органом решениях на зачет и на возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм, о наличии невыясненных платежей, о принятых решениях об уточнении платежа, об урегулированной задолженности (отсроченной, рассроченной, реструктуризированной, инвестиционному налоговому кредиту), о суммах НДС, заявленных к возмещению, о платежах, списанных с расчетного счета налогоплательщика и не поступивших в бюджет, по которым обязанность налогоплательщика признана исполненной, о неисполненных налогоплательщиком требованиях на уплату налога и других обязательных платежей, о мерах принудительного взыскания задолженности (неисполненные решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и имущества, неисполненные инкассовые поручения, решения о приостановлении операций по счетам);
- составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение невыясненного платежа, заявления на уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в оформлении, заявления о зачете/возврате переплаты;
- получать уведомление налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе;
- составлять и направлять в налоговые органы заявления для инициирования сверки расчетов с бюджетом;
- получать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- подавать запрос на получение справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (на бумажном носителе);
- подавать запрос на получение выписки операций по расчетам с бюджетом, перечня бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году (в электронном виде);
- получать выписку из ЕГРЮЛ (на бумажном носителе, в электронной форме) в отношении самого себя;
- получать выписку из ЕГРН (о себе) в электронной форме;
- получать информацию о ходе исполнения его заявлений и запросов, получать электронные документы, составленные налоговым органом по направленным заявлениям;
- составлять и направлять обращение в ФНС России в целях совершенствования налогового законодательства, деятельности ФНС России, информирования о нарушениях законодательства и прав налогоплательщика, с целью получения разъяснений в случае отображения в "Личном кабинете налогоплательщика юридического лица" недостоверных или вызывающих вопросы данных об образовании юридического лица, о постановке на учет организации, о расчетах с бюджетом, а также в случае возникновения проблем по работе подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" в целом, предложений по ее совершенствованию.
Подробный состав функций приведен в "Руководстве пользователя подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", размещенном на сайте ФНС России.
Для подготовки комплекта документов при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а также при государственной регистрации создания ЮЛ, учредителем которого является данное ЮЛ, может быть использовано специальное программное обеспечение подготовки документов "Подготовка пакета электронных документов для государственной регистрации" (ППЭДГР), размещенное на сайте ФНС России. Данное программное обеспечение можно скачать по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/program/all/form_reg/.
Для подготовки пакета документов, содержащего сообщения налогоплательщика по форме N С-09-2 об участии в российских и иностранных организациях; пакета документов по формам N С-09-3-1, С-09-3-2, 1-6-Учет, 3-Учет для осуществления действий, связанных с постановкой, снятием с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесением изменений в сведения об обособленных подразделениях; пакета документов по формам ЕНВД-1, ЕНВД-3, 3-Учет для осуществления действий, связанных с постановкой, снятием с учета российской организации в качестве налогоплательщика ЕНВД, может быть использовано специальное программное обеспечение подготовки документов "Налогоплательщик ЮЛ", размещенное на сайте ФНС России. Данное программное обеспечение можно скачать по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/program/ul/nal_ul/
1.2. Технические условия подключения
Технические условия подключения приведены в "Руководстве по установке и настройке программного обеспечения для работы с электронной подписью на портале "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (Приложение N 2 к настоящим Рекомендациям).
2. Подготовка к работе
2.1. Требования к квалифицированному сертификату ключа проверки электронной подписи
Для подключения к личному кабинету налогоплательщик должен получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее КСКПЭП) в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России, и соответствующий требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ. КСКПЭП должен быть выдан на руководителя организации либо лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации по сведениям ЕГРЮЛ, либо лицо, имеющее действующую доверенность с полными полномочиями.
Обязательным условием является наличие в КСКПЭП ИНН юридического лица.
Для управляющей компании КСКПЭП должен содержать ФИО руководителя управляющей компании и реквизиты той организации, управление которой осуществляется (ИНН, ОГРН).
Могут быть использованы КСКПЭП, выданные для представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
При формировании Информационного сообщения о доверенности в программе необходимо выбирать код КНД = 1167005 ("Информационное сообщение о представительстве в отношениях, регламентируемых закон. о налогах"). Другой формат информационного сообщения не принимается. Доверенность должна быть с полными правами (доверенность для сдачи НБО не подходит для регистрации Личного кабинета).
2.2. Прохождение проверок выполнения условий доступа к личному кабинету
Налогоплательщик устанавливает и настраивает программное обеспечение, необходимое для получения доступа к "Личному кабинету налогоплательщика юридического лица", в соответствии с Руководством по установке и настройке программного обеспечения для работы с электронной подписью на портале "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица".
Для проверки выполнения условий доступа к "Личному кабинету налогоплательщика юридического лица" нужно выполнить следующие действия:
- подключить носитель электронной подписи к компьютеру;
- перейти по адресу http://lk3.nalog.ru/check.php;
Откроется страница проверки условий подключения к "Личному кабинету налогоплательщика юридического лица":
Для того чтобы начать проверку необходимо нажать кнопку "Начать проверку". В процессе выполнения проверок могут появиться следующие сообщения:
Нужно нажать кнопку "Yes".
Нужно нажать кнопку "Да".
В процессе выполнения проверок пользователю будет предложено указать (выбрать) сертификат из хранилища "Личные", ввести пароль к хранилищу ключей (pin-код ключа или пароль для контейнера).
В случае успешного прохождения всех проверок появится кнопка "Перейти в Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", по которой осуществляется переход на главную страницу портала "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", в случае если пользователь уже зарегистрирован в "Личном кабинете налогоплательщика юридического лица". Иначе осуществляется переход на страницу регистрации пользователя в "Личном кабинете налогоплательщика юридического лица".
2.3. Получение доступа к "Личному кабинету налогоплательщика юридического лица"
Получение доступа к "Личному кабинету налогоплательщика юридического лица" осуществляется руководителем ЮЛ либо лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации по сведениям ЕГРЮЛ, либо лицом, имеющим действующую доверенность с полными полномочиями, либо руководителем управляющей компании.
При первом входе в "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" необходимо пройти процедуру регистрации.
Регистрация руководителем организации, либо лицом имеющим право действовать без доверенности от имени организации по сведениям ЕГРЮЛ:
1. Подключить носитель электронной подписи (дискету, e-token с сертификатом) к компьютеру.
2. Перейти по ссылке http://lk3.nalog.ru.
3. Выбрать в появившемся окне сертификат, ввести pin-код.
4. Заполнить форму регистрации в "Личном кабинете налогоплательщика юридического лица", для этого:
ознакомиться с текстом Соглашения об открытии доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (Приложение N 1 к настоящим Рекомендациям) и подписать его своей электронной подписью;
ввести адрес электронной почты;
ввести код с картинки;
нажать "Далее".
Регистрация лицом, имеющим действующую доверенность с полными полномочиями:
1. Подключить носитель электронной подписи (дискету, e-token с сертификатом) к компьютеру.
2. Перейти по ссылке http://lk3.nalog.ru.
3. Выбрать в появившемся окне сертификат, ввести pin-код.
4. Заполнить форму регистрации в "Личном кабинете налогоплательщика юридического лица", для этого:
ознакомиться с текстом Соглашения об открытии доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (Приложение N 1 к настоящим Рекомендациям) и подписать его своей электронной подписью;
ввести адрес электронной почты;
ввести код с картинки;
нажать "Далее";
5. Выбрать способ ввода доверенности:
вручную;
загрузить информационное сообщение о доверенности;
нажать "Далее";
Доступ в Личный кабинет налогоплательщика юридического лица при наличии управляющей компании организует руководитель управляющей компании следующим образом:
1. Подписывает соглашение с ключом квалифицированной электронной подписи, выданным на руководителя управляющей компании, с данными той организации, доступ в Личный кабинет которой необходимо получить.
2. Посредством сервиса "Администрирование" (см. раздел 2.4. Подключение к "Личному кабинету налогоплательщика юридического лица" пользователей, не являющихся руководителями организации) при наличии у представителя Вашей организации действующего ключа квалифицированной электронной подписи (выданного удостоверяющим центром, аккредитованным в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ) предоставляет доступ путем добавления пользователя.
В случае успешного завершения регистрации отобразится страница, представленная на Рис. 5. На появившейся странице будут отражены сведения, введенные ранее, для проверки данных организации.
На электронный адрес пользователя в течение нескольких минут придет уведомительное письмо, содержащее ссылку активации. Электронный адрес при необходимости можно изменить сразу и запросить повторно ссылку активации на новый электронный адрес, либо его можно изменить при следующем входе в Личный кабинет. Также при следующем входе можно направить повторный запрос на активацию, если ссылка не была получена (Рис. 6).
В течение двух часов на адрес электронной почты, указанный при регистрации пользователя в "Личном кабинете налогоплательщика юридического лица", должно поступить сообщение о подключении к "Личному кабинету налогоплательщика юридического лица". Если сообщение не поступило в течении двух часов, то необходимо сформировать обращение в службу технической поддержки (ссылка расположена в подвале страницы).
Для активации пользователя необходимо перейти по ссылке, указанной в электронном сообщении (обязательно использовать один из поддерживаемых браузеров, если поддерживаемый браузер не является браузером по умолчанию, то необходимо скопировать адрес ссылки из почтового сообщения и вставить его в адресную строку поддерживаемого браузера).
Информационное наполнение "Личного кабинета" после прохождения процедуры регистрации может занять до трех дней.
При последующих входах в "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", после успешной регистрации, достаточно:
подключить носитель электронной подписи (дискету, e-token с сертификатом) к компьютеру;
перейти по ссылке https://lk3.nalog.ru;
выбрать в появившемся окне сертификат;
ввести pin-код.
При входе руководителем организации, либо лицом имеющим право действовать без доверенности от имени организации по сведениям ЕГРЮЛ с новым сертификатом, сертификат обновляется автоматически. Если сертификат перевыпускается для пользователя, не являющегося руководителем организации или пользователя, который регистрировал организацию по доверенности, то необходимо обновить эти данные в разделе "Администрирование" (см. пункты 2.4 и 2.5).
2.4. Подключение к "Личному кабинету налогоплательщика юридического лица" новых пользователей
К "Личному кабинету налогоплательщика юридического лица" могут быть подключены дополнительные пользователи. Количество таких пользователей не ограничено. Условием подключения является наличие у пользователя КСКПЭП, в поле ИНН должен содержаться ИНН организации.
Для предоставления доступа новому пользователю необходимо перейти по ссылке "Администрирование", расположенной в шапке страницы. Доступ к сервису администрирования, предназначенному для формирования списка пользователей и управления их полномочиями, первоначально предоставляется лицу, зарегистрировавшему Личный кабинет.
Нужно кликнуть кнопку "Добавить".
На экране отобразится форма добавления нового пользователя "Личного кабинета налогоплательщика юридического лица".
Нужно указать Серийный номер КСКПЭП добавляемого пользователя, ФИО, должность и e-mail сотрудника. Поле "КПП филиала, представительства или иного обособленного подразделения" для сотрудника головной организации заполнять не нужно! После этого нажать кнопку "Сохранить".
После проведения данной процедуры, вновь добавленному пользователю направляется сообщение по адресу электронной почты, указанному в форме. Для активации учетной записи пользователю нужно перейти по ссылке, указанной в этом сообщении.
В случае неполучения вновь подключенным пользователем электронного письма со ссылкой активации на e-mail, авторизованному пользователю необходимо выбрать запись о пользователе, которому нужно направить ссылку для активации повторно и нажать "Направить сообщение для активации повторно".
Запись о новом пользователе добавляется в перечень подключенных к сервису "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" пользователей.
При добавлении нового пользователя, а также при изменении электронного адреса, на указанный для пользователя email направляется письмо со ссылкой для подтверждения. Пользователь должен перейти по ссылке, указанной в письме, после чего, его электронный адрес считается подтвержденным. Сформированный список сотрудников юридического лица используется для авторизации пользователя при его обращении к подсистеме "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица". Каждый пользователь входит в "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" со своим КСКПЭП.
2.5. Предоставление доступа для филиала, представительства или иного обособленного подразделения
Предоставление доступа для филиала, представительства или иного обособленного подразделения доступа осуществляется аналогично п.2.4. При заполнении формы предоставления доступа необходимо заполнить поле "КПП филиала, представительства или иного обособленного подразделения".
Право доступа для следующих функций "Личного кабинета налогоплательщика юридического лица" автоматически устанавливается в состояние "запрещено":
- предоставлять и получать документы по государственной регистрации юридических лиц, выписку из ЕГРЮЛ;
По остальным функциям устанавливается ограничение на просмотр информации при работе пользователя в "Личном кабинете налогоплательщика юридического лица" обособленного подразделения. Осуществляется предоставление информации о постановке на учет, о расчетах с бюджетом, о направленных и полученных документах по конкретному обособленному подразделению с кодом причины постановки на учет, заданного для авторизованного в "Личном кабинете налогоплательщика юридического лица" пользователя.
При подаче документов по постановке/снятию с учета организации необходимо включать в пакет документов информационное сообщение о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах в электронном виде.
Также есть возможность настроить доступ одного обособленного подразделения к данным другого обособленного подразделения (данные будут доступны только на чтение).
Для осуществления такого доступа необходимо выбрать обособленное подразделение, для которого будет осуществляться настройка, и нажать на кнопку "Настроить доступ". В открывшемся окне нужно нажать кнопку "Добавить" и выбрать КПП другого обособленного подразделения, к данным которого настраивается доступ (либо внести данные вручную) и нажать кнопку "Сохранить" (рис.10 Настройка доступа обособленного подразделения).
2.6. Информирование о проблемах
2.6.1. Обращение в службу технической поддержки
По проблемам, возникшим при подключении налогоплательщика к "Личному кабинету налогоплательщика юридического лица", а также по вопросам о функционировании сервисов "Личного кабинета налогоплательщика юридического лица" налогоплательщик обращается в службу технической поддержки.
Ссылка на функцию обращения в службу технической поддержки расположена в центре подвала страниц "Личного кабинета налогоплательщика юридического лица". Также можно пройти по ссылке http://lk3.nalog.ru/support.php.
После перехода по указанной ссылке появится форма для заполнения сведений обращения.
Обращение содержит следующие реквизиты:
Наименование организации;
ИНН организации;
ОГРН;
Должность;
ФИО;
Контактный телефон;
e-mail;
Содержание обращения.
К обращению может быть прикреплен файл со скриншотами, поясняющими возникшую проблему. Перед отправкой налогоплательщик вводит цифры с картинки. Ответ на обращение направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении, в течение 2 рабочих дней.
2.6.2. Обратная связь
По вопросам, относящимся к данным, отображаемым в "Личном кабинете налогоплательщика юридического лица", налогоплательщик обращается в соответствующую Инспекцию ФНС России:
Для направления обращения в ИФНС России с целью получения разъяснений в случае отображения в подсистеме "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" недостоверных или вызывающих вопросы данных об образовании юридического лица, о постановке на учет организации, о расчетах с бюджетом, налогоплательщик переходит по ссылке "Обратная связь", расположенной в шапке страницы.
Также к составлению обращения в ИФНС России можно перейти по ссылке, которая появляется после клика по иконке расположенной рядом с кодом ИФНС на любой странице портала.
После перехода по указанной ссылке для составления обращения в НО появится форма для заполнения сведений обращения.
Обращение содержит следующие реквизиты:
- Налоговый орган:
Наименование налогового органа;
Код налогового органа по СОУН;
- Сведения ЮЛ:
Наименование;
ОГРН;
- Сведения отправителя:
Должность;
ФИО;
Контактный телефон;
- Способ отправки ответа:
В электронном виде на e-mail;
По почте;
- Адрес:
Субъект РФ;
Адрес;
Город;
Индекс;
- В какие органы обращались;
- Текст обращения.
Поля "Наименование организации", "ОГРН организации", "ИНН организации", "Должность", "ФИО" заполняются автоматически.
"Налоговый орган" можно выбрать из выпадающего списка налоговых органов, в которых налогоплательщик состоит на учете, или ввести код налогового органа вручную.
К обращению должен быть прикреплен файл со скриншотами страницы, на которой налогоплательщик выявил недостоверные или вызывающие вопросы данные. Если необходимо приложить несколько файлов, то следует их предварительно запаковать в zip-архив. Перед отправкой налогоплательщик подписывает обращение электронной подписью.
Приложение N 1
к Рекомендациям
Соглашение
об открытии доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"
ФНС России и_______________________________________________________,
Полное наименование ЮЛ
именуемое в дальнейшем "Налогоплательщик", в дальнейшем совместно или раздельно именуемые "Стороны", заключили настоящее Соглашение об открытии доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (далее - Соглашение).
1. Термины и определения
В Соглашении нижеперечисленные термины имеют следующие значения:
1.1. Сервис "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (далее - Сервис) - компонент автоматизированной информационной системы ФНС России - Интернет-портал, обеспечивающий информационное взаимодействие в электронном виде между ФНС России и налогоплательщиками.
1.2. Электронный документ (ЭД) - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
1.3. Электронная подпись (ЭП) - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
1.4. Квалифицированная электронная подпись (КЭП) - электронная подпись, соответствующая требованиям статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
1.5. Ключ квалифицированной электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания квалифицированной электронной подписи.
1.6. Ключ проверки квалифицированной электронной подписи - уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом квалифицированной электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности квалифицированной электронной подписи.
1.7. Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП) - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки квалифицированной электронной подписи владельцу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.
1.8. Владелец квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи - для целей Соглашения, физическое лицо, которому выдан квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица - Налогоплательщика, и действующее от его имени на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
1.9. Шифрование - способ преобразования открытой информации в закрытую и обратно. Применяется для хранения важной информации в ненадежных источниках или передачи её по незащищённым каналам связи. Шифрование включает в себя процессы зашифровывания и расшифровывания.
1.10. Запрос - формируемый Налогоплательщиком электронный документ, составленный в форме запроса, уведомления, сообщения, заявления, подписанный электронной подписью Налогоплательщика с целью получения государственных услуг, а также получения информации о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, иной информации, содержащейся в информационных ресурсах ФНС России, в электронном виде.
1.11. Обращение - формируемый Налогоплательщиком в свободной форме электронный документ (может содержать предложение, заявление, жалобу и т.д. в ФНС России), в том числе подписанный квалифицированной электронной подписью Налогоплательщика, в целях совершенствования налогового законодательства, деятельности ФНС России, информирования о нарушениях законодательства и прав Налогоплательщика, с целью получения разъяснений в случае отображения в Сервисе недостоверных или вызывающих вопросы данных об образовании юридического лица, о постановке на учет организации, о расчетах с бюджетом, а также в случае возникновения проблем по работе Сервиса в целом и направления предложений по его совершенствованию.
1.12. Ответ на запрос - формируемый ФНС России электронный документ, в том числе подписанный квалифицированной электронной подписью налогового органа, в ответ на соответствующий запрос Налогоплательщика.
2. Предмет Соглашения
2.1. ФНС России безвозмездно предоставляет Налогоплательщику доступ к Сервису в целях получения сведений, содержащихся в информационных ресурсах ФНС России, и обмена электронными документами, в том числе при предоставлении государственных услуг по:
- государственной регистрации юридического лица;
- учету юридического лица в налоговых органах;
- расчетам с бюджетом.
ФНС России вправе изменить перечень государственных услуг, оказываемых с использованием Сервиса, по мере развития автоматизированной информационной системы ФНС России, а также при вступлении в силу новых нормативных правовых актов, затрагивающих отношения ФНС России и Налогоплательщика.
2.2. Стороны признают, что полученные ими электронные документы, подписанные квалифицированными электронными подписями Сторон, юридически эквивалентны документам на бумажных носителях, заверенным соответствующими подписями и оттиском печатей Сторон.
2.3. Стороны признают, что использования в рамках Соглашения сертифицированных средств криптографической защиты информации, реализующих алгоритмы шифрования и формирования квалифицированной электронной подписи, достаточно для обеспечения конфиденциальности информации, включая защиту информации от ознакомления третьими лицами, в том числе для подтверждения того, что:
- электронный документ исходит от Стороны, его передавшей (подтверждение авторства документа);
- электронный документ не претерпел изменений при информационном взаимодействии сторон (подтверждение целостности и подлинности документа) при положительном результате проверки КЭП.
2.4. При работе с Сервисом Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами ФНС России.
3. Общие условия
3.1. При обмене электронными документами в качестве электронной подписи Стороны используют квалифицированную электронную подпись.
3.2. Налогоплательщик за свой счет приобретает, устанавливает и обеспечивает работоспособность программного обеспечения, средств криптографической защиты информации, услуги передачи данных и телематических служб, в том числе услуги всемирной сети Интернет, необходимые для подключения и использования Сервиса. Перечень средств криптографической защиты информации, которые могут быть использованы в рамках Соглашения, находится на официальном сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru/) в разделе "Электронные сервисы. Личный кабинет налогоплательщика юридического лица".
3.3. Создание КСКПЭП, ключей квалифицированных электронных подписей и ключей проверки квалифицированных электронных подписей для Налогоплательщика осуществляет за его счёт один из удостоверяющих центров, аккредитованных в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ, список которых предоставляется Налогоплательщику ФНС России посредством размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы (http://nalog.ru/files/docs/uc/udost_centr.xls).
4. Порядок обмена электронными документами
4.1. Стороны обмениваются следующими электронными документами, в том числе подписанными КЭП:
- электронный документ - запрос Налогоплательщика;
- электронный документ ФНС России, сформированный в ответ на запрос Налогоплательщика;
- электронный документ ФНС России, сформированный в результате отказа удовлетворения запроса Налогоплательщика;
- электронный документ - обращение Налогоплательщика,
а также другими электронными документами, в том числе подписанными КЭП, необходимыми для информирования Налогоплательщика.
4.2. Электронный документ, надлежащим образом оформленный и подписанный КЭП Налогоплательщика, в зашифрованном виде направляется в ФНС России с использованием Сервиса.
4.3. После проведения расшифровывания и всех необходимых проверок электронного документа (проверка КЭП, форматный контроль электронного документа и т.д.) ФНС России принимает Запрос Налогоплательщика.
ФНС России информирует Налогоплательщика о ходе и результатах рассмотрения запросов в интерфейсе Сервиса.
4.4. Обращения обрабатываются в соответствии с правилами делопроизводства ФНС России.
5. Права и обязанности Сторон
5.1. ФНС России принимает на себя следующие права и обязанности:
- обеспечить функционирование всего оборудования со стороны ФНС России, необходимого для обмена электронными документами с Налогоплательщиком;
- при изменении требований к электронным документам, используемым при обмене, ФНС России обязуется известить Налогоплательщика об этих изменениях посредством сообщений, размещаемых на официальном сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru/).
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ФНС России имеет право в одностороннем порядке изменять формы и перечень электронных документов, используемых при обмене.
5.2. Налогоплательщик принимает на себя следующие права и обязанности:
- обеспечить функционирование всего оборудования со стороны Налогоплательщика, необходимого для обмена электронными документами с ФНС России;
- заключить договор об оказании услуг по созданию средств КЭП для Налогоплательщика с одним из удостоверяющих центров, указанных в п. 3.3. Соглашения.
В целях обеспечения безопасности обработки и конфиденциальности информации Налогоплательщик принимает на себя следующие обязательства:
- соблюдать требования эксплуатационной документации на средства криптографической защиты информации;
- обеспечивать конфиденциальность ключей квалифицированных электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих ему ключей квалифицированных электронных подписей без его согласия;
- уведомлять удостоверяющий центр, выдавший КСКПЭП, и ФНС России о нарушении конфиденциальности ключа квалифицированной электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении;
- не использовать ключ квалифицированной электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена;
- использовать для создания и проверки квалифицированных электронных подписей специальные программные средства, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным законодательством (см. п.3.1 Соглашения).
5.3. В случае невозможности исполнения обязательств по Соглашению Стороны немедленно извещают друг друга о приостановлении обязательств, при этом извещение Налогоплательщика осуществляется ФНС России посредством направления электронного письма на адрес электронной почты, указанный Налогоплательщиком при регистрации на Сервисе.
6. Ответственность Сторон
6.1. Стороны несут ответственность за неправомерное использование информации ограниченного доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. ФНС России не несет ответственности за ущерб, причиненный Налогоплательщику при представлении им сведений в ФНС России по телекоммуникационным каналам связи, возникший вследствие несоблюдения Налогоплательщиком обязательств, указанных в Соглашении.
7. Срок действия Соглашения
7.1. Соглашение вступает в силу с момента получения ФНС России подписанного КЭП Налогоплательщика Соглашения и заключается на неопределенный срок. Подтверждение заключения Соглашения со стороны ФНС и срок открытия доступа к Сервису указываются в уведомлении, направляемом на адрес электронной почты Налогоплательщика после получения ФНС России от Налогоплательщика подписанного Соглашения.
7.2. В случае неиспользования сервиса Налогоплательщиком в течение 12 месяцев Соглашение прекращает свое действие автоматически, о чем ФНС России уведомляет Налогоплательщика за 14 дней до приостановления доступа к Сервису.
7.3. Получение нового КСКПЭП взамен предыдущего не является основанием для перезаключения Соглашения.
Приложение N 2
к Рекомендациям
Руководство
по установке и настройке программного обеспечения для работы с электронной подписью на портале "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"
1. Установка программного обеспечения
1.1. Сведения о технических и программных средствах, обеспечивающих работу
Для работы с электронной подписью (ЭП) в Личном кабинете налогоплательщика юридического лица необходимо на рабочее место пользователя установить следующее программное обеспечение (ПО):
- ОС Microsoft Windows XP или выше, либо Mac OS X 10.9 или выше);
- Браузер с поддержкой шифрования защищенных соединений по ГОСТ 34.10-2001, 28147-89;
- Криптопровайдер с поддержкой алгоритмов шифрования ГОСТ 34.10-2001 и ГОСТ 28147-89;
- Набор драйверов и дополнительных утилит для работы с электронными ключами eToken PKI Client 5.1 SP1;
- Программный компонент для работы с электронной подписью с использованием Web-браузера (Крипто ПРО ЭЦП browser plug-in).
Необходимо установить сертификаты:
- Сертификат "УЦ ФГУП ГНИВЦ ФНС России" в хранилище сертификатов "Доверенные корневые центры";
- В случае использования криптопровайдера Signal-COM CSP необходимо осуществить экспорт пользовательского сертификата в локальное хранилище.
В случае использования криптопровайдера КриптоПро CSP:
- Цепочку квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи (далее КСКПЭП), начиная от КСКПЭП УЦ, непосредственно выдавшего юридическому лицу его КСКПЭП, и до корневого КСКПЭП, последнего в цепочке сертификатов, в соответствующие хранилища:
o Самоподписанный (поле "Кому выдан" совпадает с полем "Кем выдан") КСКПЭП удостоверяющего центра - в хранилище сертификатов "Доверенные корневые центры";
o Остальные сертификаты цепочки - в хранилище сертификатов "Промежуточные центры сертификации";
- Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП), выданный юридическому лицу удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС России, в хранилище сертификатов "Личные".
Могут быть использованы КСКПЭП, выданные для представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
Кроме того, необходимо выполнить следующие настройки:
- Установить узлы http://lk3.nalog.ru и https://lk3.nalog.ru в зону надежных узлов;
- Порты 80, 443, 8443 должны быть открыты для отправки и приема данных из сети Интернет.
1.2. Установка Internet Explorer
Рекомендуется обновлять версию Internet Explorer до максимально возможной (зависит от установленной ОС пользователя), а так же регулярно проводить Windows-обновления и доставлять все необходимые патчи и компоненты безопасности для браузера Internet Explorer.
1.3. Установка eToken PKI Client 5.1 SP1
Скачать ПО можно по ссылке http://www.aladdin-rd.ru/support/downloads/26037/. Установите ПО с настройками по умолчанию.
1.4. Установка КриптоПро ЭЦП browser plug-in для Windows
Компонент для подписания документов с использованием Web-браузера доступен по ссылке http://www.cryptopro.ru/products/cades/plugin/downloads.
Загрузите КриптоПро ЭЦП browser plug-in для Windows (актуальную версию):
Запустите приложение:
Выполняется установка:
Нажмите "Выполнить" в окне завершения установки ЭЦП browser plug-in для Windows.
Завершите установку ЭЦП browser plug-in:
1.5. Установка сертификата "УЦ ФГУП ГНИВЦ ФНС России" в хранилище сертификатов "Доверенные корневые центры"
Для установки сертификата вам потребуется перейти с помощью браузера Internet Explorer на официальный сайт ФГУП ГНИВЦ ФНС РОССИИ по ссылке http://www.gnivc.ru/power_home/certification_center/uc/resurses/ks/ и выберите "Корневой сертификат от 2012 года", нажмите "Открыть".
Далее нажмите "Установить сертификат":
В открывшемся окне мастера импорта сертификатов нажмите "Далее".
Выберите "Поместить все сертификаты в следующее хранилище", после чего нажмите "Обзор...":
Укажите "Доверенные корневые центры сертификации", нажмите "ОК":
Нажмите "Далее":
Для завершения работы мастера импорта сертификатов нажмите "Готово":
Подтвердите установку сертификата, нажав кнопку "Да":
1.6. Установка узлов http://lk3.nalog.ru и https://lk3.nalog.ru в зону надежных узлов
Зайдите в меню "Сервис" и выберите пункт "Свойства обозревателя". В появившемся окне перейдите на вкладку "Безопасность", выберите "Надежные узлы" и нажмите кнопку "Узлы":
По очереди добавьте узлы http://lk3.nalog.ru и https://lk3.nalog.ru в список:
2. Установка и настройка КриптоПро CSP
2.1. Установка
Если на рабочее место пользователя установлен другой криптопровайдер (отличный от КриптоПро), то рекомендуется его удалить.
Внимание! Если на рабочее место пользователя установлено программное обеспечение КриптоПро версии 3.0, его необходимо удалить.
Загрузите дистрибутив КриптоПро CSP с официального сайта по ссылке http://www.cryptopro.ru/products/csp/overview.
При установке КриптоПро CSP следуйте инструкциям мастера установки:
В блоке "Требуемые библиотеки поддержки" необходимо выбрать все опции:
После завершения установки обязательно перезагрузите компьютер.
2.2. Выстраивание цепочки КСКПЭП
Установите КСКПЭП, выданный юридическому лицу удостоверяющим центром в хранилище сертификатов "Личные" (см. п. Ошибка! Источник ссылки не найден. Ошибка! Источник ссылки не найден.).
Далее необходимо выстроить цепочку доверия к установленному личному сертификату. Для этого нужно установить сертификаты устанавливающие доверие.
Чтобы найти сведения о следующем сертификате в цепочке, в меню "Пуск" выберите Программы -> Крипто-Про -> Сертификаты. Откройте папку "Сертификаты - текущий пользователь" -> Личные -> Реестр -> Сертификаты:
Выберите установленный сертификат, кликнув по нему два раза левой кнопкой мыши. Перейдите на вкладку "Состав":
Выберите в верхнем окне строку "Доступ к информации о центрах сертификации" и нижнем окне отобразится ссылка на сертификат. По данной ссылке можно скачать сертификат.
В случае отсутствия строки "Доступ к информации о центрах сертификации", можно посмотреть, кто издал искомый сертификат на вкладке "Состав", значение в поле "Издатель".
Перед установкой сертификата, откройте его (кликнув по нему два раза левой кнопкой мыши), чтобы узнать какой это сертификат: самоподписанный или нет. Перейдите на вкладку "Состав".
У самоподписанного сертификата поля "Издатель" и "Субъект" на вкладке "Состав" имеют одинаковые значения.
Вариант 1
Если сертификат самоподписанный, то его нужно устанавливать в доверенные корневые центры сертификации. Установка аналогична установке сертификата "УЦ ФГУП ГНИВЦ ФНС России" (см. п.1.5 Установка сертификата "УЦ ФГУП ГНИВЦ ФНС России" в хранилище сертификатов "Доверенные корневые центры").
После установки самоподписанного сертификата цепочка доверия к личному сертификату будет выстроена.
Вариант 2
Если у сертификата поля "Издатель" и "Субъект" на вкладке "Состав" имеют различные значения, то данный сертификат необходимо устанавливать в промежуточные центры сертификации.
Для этого загрузите сертификат по кнопке "Открыть".
На вкладке "Общие" окна с информацией о сертификате нажмите "Установить сертификат".
Выберите "Поместить все сертификаты в следующее хранилище", после чего нажмите "Обзор...":
Укажите "Промежуточные центры сертификации", нажмите "ОК":
Нажмите "Далее":
Для завершения работы мастера импорта сертификатов нажмите "Готово":
Если отобразится предупреждение системы безопасности, подтвердите установку сертификата, нажав кнопку "Да".
Далее смотрим сведения о следующем сертификате в цепочке, в меню "Пуск" выберите Программы -> Крипто-Про -> Сертификаты. Откройте папку "Сертификаты - текущий пользователь" -> Промежуточные центры сертификации -> Реестр -> Сертификаты:
Выберите установленный сертификат, кликнув по нему два раза левой кнопкой мыши. Перейдите на вкладку "Состав", где в строке "Доступ к информации о центрах сертификации" и нижнем окне отобразится ссылка на следующий сертификат в цепочке.
Таким образом, необходимо установить все сертификаты, пока не дойдете до самоподписанного сертификата. После установки самоподписанного сертификата будет выстроена цепочка доверия к личному сертификату.
2.3. Установка КСКПЭП, выданного юридическому лицу удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС России, в хранилище сертификатов "Личные"
Подключите носитель КСКПЭП (дискету, e-token с сертификатом) к компьютеру.
В меню "Пуск" выберите Программы -> Крипто-Про -> КриптоПро CSP:
Вариант установки 1 (через кнопку "Посмотреть сертификаты в контейнере..."):
На вкладке "Сервис" нажмите "Посмотреть сертификаты в контейнере...":
Нажмите "Обзор." рядом с полем "Имя ключевого контейнера":
Выберите ключевой контейнер, соответствующий подключенному носителю электронной подписи:
Нажмите "ОК".
После того, как имя контейнера отобразится в поле "Имя ключевого контейнера", нажмите "Далее".
Внимание! Если при выборе ключевого контейнера появляется показанное ниже окно, это означает, что истек срок действия лицензии КриптоПро CSP. В этом случае необходимо обязательно обновить лицензию, иначе работа с Личным кабинетом не будет возможна.
Нажмите "Установить":
Нажмите "ОК":
Вариант установки 2 (через кнопку "Установить личный сертификат..."):
Для установки понадобится файл сертификата (файл с расширением .cer). Он может находится, например, на дискете или на жестком диске компьютера (если Вы делали копию сертификата или Вам присылали его по электронной почте). Также файл сертификата можно экспортировать из хранилища Личные.
На вкладке "Сервис" нажмите кнопку "Установить личный сертификат.":
В окне "Мастер установки личного сертификата" нажмите кнопку "Обзор" рядом с полем "Имя файла сертификата", чтобы выбрать файл сертификата:
Укажите путь к сертификату (файл с расширением .cer) и нажмите на кнопку "Открыть":
В поле "Имя файла сертификата" отобразится выбранный сертификат, нажмите "Далее".
В окне "Сертификат для установки" кликните по кнопке "Далее".
Выберите "Обзор", чтобы указать соответствующий контейнер закрытого ключа.
Выберите нужный ключевой контейнер. Нажмите "ОК".
После того, как имя контейнера отобразится в поле "Имя ключевого контейнера", нажмите "Далее".
В окне "Выбор хранилища сертификатов" кликните по кнопке "Обзор".
Выберите хранилище "Личное" и нажмите "ОК".
После выбора хранилища нажмите на кнопку "Далее".
Затем нажмите на кнопку "Готово".
После нажатия на кнопку "Готово" может появиться такое сообщение: "Этот сертификат уже присутствует в хранилище сертификатов. Заменить существующий сертификат новым, с проставленной ссылкой на закрытый ключ?". В таком случае необходимо выбрать "Да".
В сообщении об успешной установке нажмите "ОК". Если у Вас отобразилось сообщение "Этот сертификат уже присутствует в хранилище сертификатов. Заменить существующий сертификат новым, с проставленной ссылкой на закрытый ключ?", то сообщение "Сертификат был установлен в хранилище "Личные" текущего пользователя" может не появиться.
Внимание! Если при установке КСКПЭП в хранилище сертификатов "Личные" появляется сообщение "Закрытый ключ на указанном контейнере не соответствует открытому ключу в сертификате. Выберите другой ключевой контейнер", попробуйте сделать следующее:
1. Запустите редактор реестра (Пуск/ввести в поисковую строку "regedit"/ ввод).
2. Перейдите в следующую ветвь редактора реестра: HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Crypto Pro\Settings\USERS, найдите ветку с названием S-1-5-21-887842899-779666540-1964827887-17186 (где S-1-5-21-887842899-779666540-1964827887-17186- SID пользователя).
3. Зайдите в KeyDevices и удалите там passwords.
4. Удалите содержимое папки C:\Documents and Settings\имя пользователя \Application Data\Microsoft\SystemCertificates\My\Keys.
5. Установите заново сертификат.
Если выполнение описанных выше действий, не решило Вашу проблему, обратитесь в Удостоверяющий центр, выдавший КСКПЭП.
2.4. Проверка установки сертификатов
В меню "Пуск" выберите Программы -> Крипто-Про -> Сертификаты. Откройте папку "Сертификаты - текущий пользователь" -> Личные -> Реестр -> Сертификаты:
Выберите установленный сертификат, кликнув по нему два раза левой кнопкой мыши. Перейдите на вкладку "Путь сертификации":
На вкладке "Путь сертификации" должна отображаться цепочка сертификатов, с помощью которых устанавливается доверие. Верхний сертификат должен быть самоподписанным.
В поле "Состояние сертификата" должно отображаться сообщение о действительности сертификата.
Сертификат "УЦ ФГУП ГНИВЦ ФНС России" и самоподписанный КСКПЭП удостоверяющего центра, выдавшего КСКПЭП юридическому лицу, будут размещаться в хранилище сертификатов "Доверенные корневые центры сертификации":
Остальные сертификаты цепочки будут размещаться в хранилище сертификатов "Промежуточные центры сертификации":
2.5. PIN-код
При возникновении окна с просьбой ввести pin-код во время работы в системе, установки или копирования сертификата, необходимо указать pin-код пользователя сертификатом. Pin-код выдается удостоверяющим центром вместе с сертификатом.
Внимание! Если выданный pin-код пользователя был самостоятельно изменен пользователем, то в данном окне следует прописать новый pin-код. Информация о новом pin-коде хранится только у пользователя.
3. Установка и настройка Signal-COM CSP
3.1. Установка
Внимание! На рабочем месте может быть установлен только один криптопровайдер. Если у Вас уже установлен какой-либо криптопровайдер, установите криптопровайдер Signal-COM CSP на другое рабочее место.
- Запустите установочный файл Signal-COM CSP, в зависимости от разрядности системы выберете нужный файл
- В окне установщика нажмите кнопку "Далее"
- Ознакомьтесь с условиями Лицензионного соглашения, для принятия условий выберите "Я принимаю условия лицензионного соглашения" и нажмите кнопку "Далее"
- В окне сведений о пользователе введите пользователя, название организации и ключ продукта и нажмите кнопку "Далее"
- В окне выбора компонент выберете необходимые компоненты и нажмите кнопку "Далее"
- по умолчанию устанавливаются компоненты CSP и TLS
- Нажмите кнопку "Установить"
- Дождитесь, пока завершится процесс установки
- В окне выбора ключевого носителя для создания контейнера RNG Initialization Container выберете "Локальный компьютер" и нажмите кнопку "Ок"
- Для инициализации генератора случайных чисел нажимайте кнопки клавиатуры или перемещайте мышь до окончания процесса
- Нажмите кнопку "Готово"
- Для завершения процесса установки Signal-COM CSP и перезагрузки системы нажмите "Да"
Если после перезагрузки системы появится окно с просьбой выбора ключевого контейнера для инициализации генератора случайных чисел, то выполните действия описанные ниже. Если данное окно не появится, то перейдите к следующему пункту.
- В появившемся окне нажмите кнопку "Отмена"
- Для инициализации генератора случайных чисел нажимайте кнопки клавиатуры или перемещайте мышь до окончания процесса
- Создайте ключевой контейнер для инициализации генератора случайных чисел, нажав кнопку "Да"
- Выберете "Системный реестр" - "Текущий пользователь" и нажмите кнопку "ОК"
3.2. Экспорт сертификата
- Войдите в меню "Пуск" и откройте программу "Администратор"
- Нажмите на ключевом контейнере правой кнопкой мыши и выберете "Сертификат" - "Экспорт" - "В хранилище", как показано на рисунке.
- Нажмите кнопку "ОК"
Узнать используемую версию Signal-COM CSP можно через программу "Администратор" в меню "Справка" - "О программе".
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Приказ Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2015 г. N ММВ-7-6/86@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.