Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
В соответствии со статьями 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) должностное лицо налогового органа вправе истребовать у юридических и физических лиц (далее - налогоплательщики) документы (информацию).
Истребуемые документы (информация) могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (пункт 2 статья 93, пункт 5 статья 93.1 Кодекса). При этом Кодекс не наделяет налоговые органы правом на определение способа (в том числе в виде рекомендаций) представления налогоплательщиком истребуемых документов (информации).
Способ представления истребуемых документов (информации) определяется налогоплательщиком самостоятельно в рамках Кодекса.
Непредставление в установленный срок истребуемых документов (информации), отказ в их предоставлении, а равно иное уклонение от их предоставления либо их предоставление с заведомо недостоверными сведениями влечет налоговую ответственность, установленную статьями 126, 129.1 Кодекса, а также административную ответственность, установленную статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Форма требования о представлении документов (информации) (далее - требование) установлена приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (в ред. от 27.08.2013) с учетом указанных норм.
Проведенный ФНС России анализ выявил отдельные случаи направления налоговыми органами требований, не соответствующих названной форме. В частности, была искажена информационная часть требований в отношении:
ответственности за неисполнение требования - налоговый орган не в полном объеме информировал налогоплательщика об ответственности за неисполнение требования.
способов представления истребуемых документов (информации) - налоговый орган не в полном объеме информировал налогоплательщика о способах представления документов (информации) и определял за налогоплательщика конкретные способы их представления, в том числе исключая возможность представления документов в электронной форме.
Необходимо отметить, что развитие электронного документооборота с налогоплательщиками является одним из приоритетных направлений деятельности ФНС России.
В этой связи действия налоговых органов по ограничению возможности представления налогоплательщиками документов в электронной форме прямо противоречат принимаемым ФНС России мерам по развитию названного электронного документооборота.
Учитывая изложенное поручаю:
руководителям УФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам организовать работу по направлению требований в соответствии с установленной формой и рекомендациями ФНС России;
руководителям УФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам МИ ФНС России по федеральным округам в ходе проведения аудиторских проверок проверять вопрос соответствия направляемых в рамках налогового контроля документов, предусмотренных Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленным формам и рекомендациям ФНС России.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до нижестоящих территориальных налоговых органов.
При наличии предложений по изменению (дополнению) формы требования необходимо их представить в Контрольное управления ФНС России не позднее 15.12.2014.
Действительный |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 25 ноября 2014 г. N ЕД-4-2/24315 "Об отдельных вопросах заполнения требования о представлении документов (информации)"
Текст письма официально опубликован не был