Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной миграционной службы
от 13 марта 2015 г. N 151
Методические рекомендации
по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,*(1) разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам и организациям, принимающим участие в разработке и подготовке к внесению в Правительство Российской Федерации проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом*(2), разрабатываемой в соответствии с Типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. 2570-р*(3), а также для обеспечения применения единых правил к оформлению и содержанию Программы.
2. Под Программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с подпунктом "д" пункта 6 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637*(4), понимается государственная программа субъекта Российской Федерации либо подпрограмма государственной программы субъекта Российской Федерации, направленная на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей и осуществляемая при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы.
3. Состав исполнителен Программы и направления ее реализации могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки Программы с учетом необходимости реализации тех или иных планируемых мероприятий для достижения целей Программы.
4. Разработка Программы осуществляется на основе принципов:
формирования Программы исходя из долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и показателей (индикаторов) их достижения;
установления для Программы измеримых результатов ее реализации (конечных и промежуточных результатов);
интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных и кредитных) мер для достижения целей Программы;
определения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, ответственного за разработку и реализацию Программы*(5);
наличия у уполномоченного органа и соисполнителей Программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей Программы;
взаимодействия уполномоченного органа и соисполнителей Программы с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
финансовой обеспеченности мероприятий, предусмотренных Программой, сочетания безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы;
обеспечения баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предпринимателей;
адресности государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленности их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъекта Российской Федерации, разрабатывающего Программу;
доступности информации о социально-экономических характеристиках территорий вселения;
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации Программы, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки вклада Программы в решение вопросов социально-экономического развития территорий вселения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации Программы.
II. Структура и паспорт Программы
5. Структуру Программы рекомендуется формировать из следующих разделов:
5.1. Паспорт Программы;
5.2. Общая характеристика сферы реализации Программы
5.3. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы
5.4. Основные мероприятия по реализации Программы
5.5. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы
5.6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы;
5.7. Приложения к Программе:
5.7.1. Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы
5.7.2. Перечень основных мероприятий Программы
5.7.3. Перечень нормативных правовых актов, принимаемых субъектом Российской Федерации в целях реализации Программы;
5.7.4. Объемы финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий Программы;
5.7.5. Описание территории вселения (проектов переселения), включая регламент приема участников Государственной программы и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения субъекта Российской Федерации.
6. В случае если структура Программы отличается от рекомендуемой, Программа должна содержать перечень указаний на разделы, в которых содержится информация, соответствующая рекомендуемым разделам.
7. Паспорт Программы следует оформлять согласно приложению N 1 к Методическим рекомендациям.
8. В паспорте Программы могут быть указаны: основные разработчики Программы, государственные заказчики Программы, государственный заказчик-координатор Программы, руководитель Программы, иные позиции, предусмотренные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о порядке разработки и утверждения Программы.
Паспорт Программы может содержать информацию о наименовании, дате и номере правового акта субъекта Российской Федерации о разработке Программы; о координаторе Программы.
III. Общая характеристика сферы реализации Программы
9. Для оценки готовности территорий вселения к приему участников Государственной программы и членов их семей рекомендуется провести анализ проблем в сфере социально-экономического развития в субъекте Российской Федерации и на территориях вселения, указанных в разделе II Типовой программы, за три года, предшествующие разработке Программы, согласно приложению N 2 к Методическим рекомендациям.
В этой связи рекомендуется привести показатели, характеризующие демографическую ситуацию и состояние занятости населения. При этом основное внимание рекомендуется уделить характеристике уровня и качества жизни населения, анализу динамики средней заработанной платы, в том числе по видам экономической деятельности за вышеуказанный период.
Также рекомендуется проведение анализа обеспеченности населения жильем, сведений о его стоимости, указать меры социальной поддержки населения. Необходимо учитывать реализуемые в субъекте Российской Федерации и планируемые государственные программы, проекты (национальные проекты), федеральные целевые программы.
10. Рекомендуется указывать обоснование необходимости и возможности привлечения на территорию субъекта Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом; оценку миграционной привлекательности субъекта Российской Федерации (возможность жилищного обустройства соотечественников, их трудоустройства, предоставление финансовой поддержки в первоначальный после переезда период).
11. При необходимости возможно дополнительное информирование в Программе об экономико-географическом положении субъекта Российской Федерации.
12. В случае отсутствия у субъекта Российской Федерации возможности по приему и обустройству участников Государственной программы, а также при наличии рисков реализации Программы, указанных в разделе II Типовой программы, субъект Российской Федерации вправе обратиться в установленном порядке в Правительство Российской Федерации о предоставлении отсрочки разработки этим субъектом Российской Федерации проекта Программы.
IV. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы
13. Цели реализации Программы на социально-экономическом направлении рекомендуется формулировать исходя из приоритетов развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу в сочетании с прогнозом демографической ситуации, а также исходя из целей, указанных в Государственной программе и в Типовой программе.
14. Задачи реализации Программы рекомендуется формулировать как основные направления достижения целей Программы.
15. При постановке целей и задач Программы необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо сформировать целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей или решение задач.
Используемые целевые показатели Программы должны соответствовать следующим рекомендациям:
точности (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации Программы);
объективности (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел);
достоверности (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе мониторинга Программы);
сопоставимости (выбор показателей следует, осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды);
своевременности и регулярности (отчетные данные должны поступать с определенной периодичностью);
экономичности (получение отчетных данных должно в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации).
16. На основе последовательного решения задач Программы при необходимости могут быть определены этапы ее реализации. В этом случае для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации Программы.
17. Значение целевых показателей (индикаторов) Программы может быть выражено как в абсолютных величинах (количество участников Государственной программы), так и в относительных (доля трудоустроенных участников Государственной программы от общего числа переселившихся участников Государственной программы либо доля участников Государственной программы, работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, от числа прибывших участников Государственных программы, на окончание срока реализации Программы).
18. В качестве целевых показателей (индикаторов) рекомендуется указывать:
численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в субъект Российской Федерации и поставленных на учет в территориальном органе ФМС России данного субъекта Российской Федерации, с разбивкой по годам реализации Программы;
количество презентаций Программы субъекта Российской Федерации в государствах постоянного проживания соотечественников, проведенных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи, с разбивкой по годам реализации Программы;
долю рассмотренных уполномоченным органом заявлений об участии в Государственной программе, с разбивкой по годам реализации Программы;
долю участников Государственной программы, которым выделены жилые помещения для временного размещения на срок не менее 6 месяцев либо которым компенсирован наем жилого помещения на указанный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местных бюджетов с разбивкой по годам реализации Программы;
долю участников Государственной программы, постоянно жилищно обустроенных в субъекте Российской Федерации, с разбивкой по годам реализации Программы;
долю занятых участников Государственной программы и членов их семей, в том числе работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств (с разбивкой по указанным категориям) в субъекте Российской Федерации, с разбивкой по годам реализации Программы;
долю участников Государственной программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в субъекте Российской Федерации в период адаптации, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей данного субъекта Российской Федерации, с разбивкой по годам реализации Программы;
долю участников Государственной программы и членов их семей, получающих среднее профессиональное, высшее образование, дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях от числа участников Государственной программы и членов их семей в возрастной категории до 25 лет;
долю расходов бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участников Государственной программы и членов их семей, в том числе с предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию указанных мероприятий.
19. Также рекомендуется указать целевые показатели (индикаторы), учитывающие особенности Программы, в том числе параметры и характеристики компактного переселения соотечественников, привлечение студентов и оказание помощи самозанятым.
V. Основные мероприятия по реализации Программы
20. Основные мероприятия по реализации Программы рекомендуется указывать в соответствии с требованиями части IV Типовой программы.
21. Набор основных мероприятий Программы должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач Программы с учетом реализации предусмотренных в рамках Программы мер государственного и правового регулирования.
22. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения Программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.
23. Основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи Программы. На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий.
VI. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы
24. Рекомендуется в настоящий раздел Программы включать финансово-экономическое обоснование мероприятий Программы с указанием источников финансирования (бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты внебюджетных фондов, местные бюджеты) по видам расходов, годам и непосредственным получателям средств.
25. К финансовому обеспечению мероприятий в рамках Программы в форме государственно-частного партнерства могут привлекаться юридические и физические лица.
26. Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Программы должен осуществляться на основании соглашения между Федеральной миграционной службой и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы, включенной в Государственную программу.
VII. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы
27. Планируемую эффективность реализации Программы по направлениям рекомендуется определять на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
En - планируемая эффективность хода реализации отдельного направления Программы (процентов), характеризуемого n-м индикатором (показателем);
- фактическое значение n-го индикатора (показателя), характеризующего реализацию Программы;
- плановое значение n-го индикатора (показателя);
n - номер индикатора (показателя) Программы.
28. Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
Е - эффективность реализации Программы (процентов);
N - количество индикаторов Программы.
29. При оценке планируемой эффективности реализации Программы также учитываются риски и социально-экономические эффекты, оказывающие влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Для управления рисками возможно указание следующих мер, направленных на их снижение:
- информирование соотечественников, желающих переселиться в субъект Российской Федерации на условиях Государственной программы, об условиях найма и стоимости жилья, условиях ипотечного кредитования, ценовой политики субъекта Российской Федерации на строительство и приобретение постоянного жилья;
- проведение мониторинга реализации Программы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территориях вселения;
- организация разъяснительной работы о задачах Государственной программы в целях толерантного отношения к соотечественникам, а также о задачах миграционной политики Российской Федерации;
- проведение мероприятий по социальной и профессиональной адаптации участников Государственной программы и членов их семей;
- содействие к стимулированию к самостоятельному поиску работы и трудоустройству, занятию индивидуальной предпринимательской деятельностью посредством оказания организационно-консультационных услуг, проведение семинаров по организации самозанятости и разработке бизнес-проектов;
- оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, образованным гражданами из числа участников Государственной программы;
- реализация программ профессионального переобучения участников Государственной программы с целью их трудоустройства;
- увеличение объемов жилищного строительства, в том числе малоэтажного, индивидуального жилищного строительства.
30. Оценку эффективности реализации Программы рекомендуется осуществлять уполномоченным органом совместно с территориальным органом ФМС России данного субъекта Российской Федерации в срок до 20 января года, следующего за отчетным, путем соотнесения фактически достигнутых значениях показателей реализации мероприятий и значений запланированных индикаторов, установленных Программой.
VIII. Описание территорий вселения (проектов переселения)
31. При описании территорий вселения (проектов переселения) в Программе рекомендуется уделить внимание возможностям приема и обустройства участников Государственной программы и членов их семей на территориях вселения, а именно, их жилищному обеспечению, трудоустройству, обеспечению местами в дошкольных учреждениях, получению образования, а также возможностям осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей либо глав (членов) крестьянских (фермерских) хозяйств.
32. Рекомендуется дать общую характеристику рынка труда, реализуемых на территориях вселения инвестиционных проектов.
33. Если Программа предусматривает вселение участников Государственной программы в сельскую местность, то рекомендуется привести выдержки из нормативных правовых актов, регламентирующих земельные правоотношения в субъекте Российской Федерации (предоставление, приобретение, аренда земель сельскохозяйственного назначения в целях создания фермерских хозяйств либо для ведения личного подсобного хозяйства и т.п.).
34. Рекомендуется совместно с органами местного самоуправления подготовить базу данных по жилым помещениям, которые могут быть предоставлены переселенцам для временного размещения на срок не менее шести месяцев либо быть использованы ими для найма (поднайма), в том числе по свободным жилым помещениям в целях оформления договоров купли-продажи.
35. Сведения, содержащиеся в базе данных по жилью, а также сведения по имеющимся вакансиям на рынке труда рекомендуем оперативно размещать в автоматизированной информационной системе "Соотечественники"*(6).
36. При описании территорий вселения (проектов переселения) в Программе рекомендуется использовать ссылку на АИС "Соотечественники".
Ссылку на АИС "Соотечественники" желательно размещать также в печатных изданиях, на официальных сайтах, направленных на информирование соотечественников о реализации Государственной программы.
37. В целях снижения рисков реализации Программы рекомендуется разработать критерии (основания) несоответствия соотечественника требованиям Программы. Указанные критерии могут быть разработаны с учетом специфики конкретного проекта переселения и учитываться уполномоченным органом при согласовании заявлений об участии в Государственной программе, поданных соотечественниками.
Разработанные критерии (основания) несоответствия соотечественника требованиям Программы должны быть указаны в Программе.
38. Рекомендуется предусмотреть разработку регламента приема участников Государственной программы и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения субъекта Российской Федерации*(7).
Текст Регламента должен быть включен в описание проекта переселения.
39. В Регламенте рекомендуется отразить механизм оказания содействия участникам Государственной программы и членам их семей в обустройстве и адаптации на территории вселения, включающий следующие направления (по каждому из которых желательно указывать ответственных исполнителей, а также контактные адреса и телефоны, маршруты проезда и виды транспорта со стоимостью проезда):
порядок информирования о последовательности действий участника Государственной программы и членов его семьи при въезде на территорию субъекта Российской Федерации, а также на территорию вселения;
порядок встречи и размещения в месте временного пребывания (в случае возникновения необходимости) прибывших в субъект Российской Федерации участников Государственной программы и членов их семей и направления их для проживания на территорию вселения;
условия включения участника Государственной программы в федеральные и региональные программы по улучшению жилищных условий;
порядок оформления документов, удостоверяющих правовой статус участника Государственной программы и членов его семьи как лиц, проживающих в Российской Федерации. При этом рекомендуется сделать ссылки на законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок регистрации по месту пребывания и по месту жительства для граждан Российской Федерации;
порядок предоставления услуг по трудоустройству членов семьи участника Государственной программы, а также организации обучения, переобучения, повышения квалификации и профессиональной адаптации участника Государственной программы и членов его семьи;
порядок предоставления медицинских и социальных услуг;
порядок и сроки осуществления выплат и компенсаций, предусмотренных Государственной программой.
В Регламенте рекомендуется указать перечень документов, которые должен иметь переселенец в целях оформления на работу, получения временного/постоянного жилья либо ипотечного кредита на покупку жилья, получения социальной или иной помощи.
40. Описание территории вселения и выдержки из Регламента рекомендуется использовать для формирования печатных изданий (официального информационного пакета, рекламных проспектов, памяток, буклетов), направленных на информирование соотечественников о реализации Государственной программы.
IX. Рекомендации по техническому оформлению документов
41. Наименования разделов Программы должны полностью соответствовать соответствующим наименованиям Типовой программы с указанием на утвержденное наименование соответствующего субъекта Российской Федерации.
42. Нумерация приложений Программы должна соответствовать нумерации приложений Типовой программы. В случае если вводятся дополнительные приложения, их нумерация начинается после обязательных приложений, определенных в Типовой программе.
43. Заголовки разделов и подразделов Программы должны отражать в краткой форме их содержательную часть. Заголовки оформляются полужирным шрифтом и выравниваются по левой границе текстового поля листа с учетом абзацного отступа. Точка в конце заголовка раздела (подраздела) не ставится.
44. В проект Программы не подлежат включению различного рода рекомендации, советы, цитаты из книг, фотоматериалы.
В целях исключения неоднозначного понимания положений в тексте проекта Программы не допускается употребление многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор и так далее.
45. Проект Программы рекомендуется оформлять на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм), в черно-белом цвете, за исключением карт и картосхем.
Проект Программы, изготавливаемый с использованием печатающих устройств вычислительной техники, рекомендуется печатать в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman N 14, через 1-1,5 интервала.
Табличные документы могут быть изготовлены также с использованием редактора Microsoft Excel и шрифта Arial. Размер шрифта разработчиком проекта Программы выбирается самостоятельно, но не может быть размером менее N 10.
Для выделения части текста документа, заголовка, примечания могут использоваться шрифты других типов и размеров, начертание, курсив, измененный (увеличенный или уменьшенный) интервал между строками, смещение относительно границ основного текста.
46. При оформлении текста проекта Программы устанавливаются поля в размере не менее: 20 мм - левое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее; 10 мм - правое.
Текст проекта Программы печатается от левой границы текстового поля документа и выравнивается по левой и правой границам текстового поля документа (выравнивается по ширине). Первая строка абзаца начинается с абзацного отступа на расстоянии 1,25-1,5 см от левой границы текстового поля документа.
47. Проект Программы и все входящие в его состав приложения должны иметь сквозную (сплошную) нумерацию листов. Номера страниц рекомендуется проставлять в верхнем колонтитуле листа посредине текстового поля документа. При этом на первом листе проекта Программы номер листа не ставится.
48. Приложение к проекту Программы может быть оформлено в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.
49. Если таблица печатается более чем на одном листе, заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторяется на каждой странице.
Допускается также сквозная нумерация всех граф таблицы арабскими цифрами.
50. Не рекомендуется брошюровать и сшивать проект Программы при направлении на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти и Правительство Российской Федерации.
51. Рекомендуемый объем проекта Программы - не более 200 страниц, включая приложения.
______________________________
*(1) Далее - "Методические рекомендации".
*(2) Далее - "Программа".
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 1, ст. 76; 2014, N 51, ст. 7495. Далее - "Типовая программа".
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2820; 2009, N 11, ст. 1278; N 27, ст. 3341; 2010, N 3, ст. 275; 2012, N 38, ст. 5074; 2013, N 28, ст. 3816; 2014, N 14, ст. 1615; N 27, ст. 3754; N 30, ст. 4288; N 51, ст. 7417. Далее - "Государственная программа".
*(5) Далее - "уполномоченный орган".
*(6) Далее - "АИС "Соотечественники".
*(7) Далее - "Регламент".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.