Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО "МегаФон" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее - Конкурсной комиссии) при проведении Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи абонентам Министерству обороны Российской Федерации (с предоставлением услуги по передаче данных) 2000 абонентам - глобальная зона покрытия (далее - Лот N 1), предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи абонентам Министерству обороны Российской Федерации 1659 абонентам - глобальная зона покрытия (далее - Лот N 2) (номер извещения 0173100004514000743) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 04.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта по Лоту N 1 - 14 900 000 рублей;
3) начальная (максимальная) цена контракта по Лоту N 2 - 6 900 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе по Лоту N 1 подана 1 заявка от участника закупки;
5) на участие в Конкурсе по Лоту N 2 подана 1 заявка от участника закупки
6) к участию в Конкурсе по Лоту N 1, Лоту N 2 единственный участник закупки не допущен;
7) Конкурс признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Конкурсе от 25.12.2014 N 59/ОК/РЕЗ Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе по Лоту N 1 по следующему основанию: "В соответствии с пунктом 2) раздела 1.1 конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную Заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки. В Приложении N 3 к конкурсной документации (Наименование и описание объекта закупки) установлены требования к описанию объекта закупки (оказанию услуг). В предложениях участника открытого конкурса в отношении объекта закупки отсутствуют предложения, соответствующие вышеуказанным требованиям".
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Конкурсе от 25.12.2014 N 59/ОК/РЕЗ Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе по Лоту N 2 по следующему основанию: "В соответствии с пунктом 2) раздела 1.1 конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную Заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки. В заявке участника открытого конкурса предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки отсутствуют".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что причиной отказа в допуске к участию в Конкурсе Заявителю явилось отсутствие описания объекта закупки в заявке на участие в Конкурсе в соответствии с Приложением N 3 к Конкурсной документации.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе представляется по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
При этом в пункте 2 раздела 1.1 Конкурсной документации и Приложении к заявке на участие в Конкурсе, входящего в состав Конкурсной документации, отсутствует требование об обязательном указании в "Предложении в отношении объекта закупки" описания объекта услуги и его характеристики в соответствии с Приложением N 3 к Конкурсной документации. Кроме того, согласно Приложению к заявке на участие в Конкурсе Конкурсной документации установлено, что "Предложения в отношении объекта закупки заполняются в произвольной форме".
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в отказе в допуске Заявителю на участие в Конкурсе по основаниям, не предусмотренным Конкурсной документацией, нарушают часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Вместе с тем, согласно пункту 8.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации по Лоту N 1, Лоту N 2 "В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки".
Пунктом 8.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации по Лоту N 1, Лоту N 2 установлено " В случае оказания Услуг (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт оказания Услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг".
Пунктом 8.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации по Лоту N 1, Лоту N 2 установлено "В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг) сроков доведения Услуг до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 6.11. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 6.11. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 6.11. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки".
Пунктом 8.6 проекта государственного контракта Конкурсной документации по Лоту N 1, Лоту N 2 установлено "8.6. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по авансированию (окончательному расчету за оказанные Услуги), предусмотренные Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера просроченного авансового платежа (размера окончательного расчета за оказанные Услуги) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за оказанные Услуги, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Исполнителем своевременно не исполнены обязательства по оказанию Услуг и (или) предоставлению документов на оплату".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "МегаФон" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 15.01.2015 N К-15/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 января 2015 г. N К-15/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был