Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТРИКС" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сервисному сопровождению Единой интегрированной информационной системы "Соцстрах" Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения 0273100000714000122) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлено неправомерное требование о наличии у участника закупки документов, подтверждающих добросовестность участника Конкурса, в случае подачи предложения о цене контракта ниже начальной максимальной цены контракта на двадцать пять и более процентов;
2. Форма 3 Конкурсной документации не содержит надлежащих требований к составу сведений, подлежащих представлению участникам закупки в качестве предложения в отношении объекта закупки;
3. В Конкурсной документации не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявок участников на участие в Конкурсе;
4. Установленный в Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 26.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 979 850 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 16.01.2015;
4) дата вскрытия конвертов с заявками - 16.01.2015;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки - 20.01.2015
1. Согласно доводу Заявителя, пункт 3.3.1.4 раздела 3 Конкурсной документации содержит неправомерное требование о наличии у участника закупки в составе заявки на участие в Конкурсе документов, подтверждающих добросовестность участника Конкурса, в случае подачи предложения о цене контракта ниже начальной максимальной цены контракта на двадцать пять и более процентов.
В подпункте 4 пункта 3.9 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что участник закупки должен предоставить в составе заявки на участие в Конкурсе "документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса в соответствии со статьей 37 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае, если участником конкурса предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта".
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
На основании части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчик не вправе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением документов и информации, предусмотренных частью 2 статьи 55 Закона о контрактной системе.
Требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе документов, подтверждающих добросовестность участника открытого конкурса не предусмотрено положениями части 1 статьи 37.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установив излишнее требование к заявкам участников Конкурса в Конкурсной документации, Заказчик нарушил положения части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Форма 3 Конкурсной документации не содержит надлежащих требований к составу сведений, подлежащих представлению участникам закупки в качестве предложения в отношении объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Согласно примечанию к Форме 3 Конкурсной документации: "В предложении по исполнению государственного контракта участника закупки должны быть отражены: подробное описание поставляемых товаров, выполнение работ, оказываемых услуг с указанием наименований, количественных и качественных характеристик, место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, в том числе срок поставки товаров, завершения работ, график оказания услуг и иные условия контракта в соответствии с настоящей документацией. Предложение должно позволять заказчику однозначно идентифицировать объем, качество, условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в соответствии с пунктом 1.3.3 Конкурсной документации заполняется участником закупки на основании Технического задания Конкурсной документации.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Конкурсная документация не содержит надлежащих требований к составу сведений, подлежащих представлению участникам закупки в качестве предложения в отношении объекта закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу заявителя, в Конкурсной документации не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявок участников на участие в Конкурсе.
На основании пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
На заседании Комиссии, представители Заказчика сообщили, что Информационная карта Конкурсной документации, а так же пункт 1.3.3 заполняется участником на основании Технического задания Конкурсной документации содержат исчерпывающий перечень требований к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе, а также инструкцию по заполнению заявки.
Вместе с тем, представителем Заявителя, не представлено доказательств, подтверждающих, что В Конкурсной документации не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявок участников на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, установленный в Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
"Оценка заявок по критерию квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Критерии и показатели оценки заявок |
Значимость критерия КЗ (%) |
Обозначение рейтинга по критерию |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
50 |
|
Показатель |
Баллы |
Обозначение рейтинга по показателю |
Оценка заявок по показателям |
Договора(ы) (действующие или завершенные не ранее 2013 года), включающие сервисное обслуживание объектов распределенной ИТ-инфраструктуры с наличием объектов обслуживания не менее, чем в 80 субъектах РФ |
30 |
Подтверждается копиями договора(ов) |
Количество баллов, присуждаемых по указанному критерию (показателю) определяется по формуле: = КЗ х 100 х (bi/ bmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,3; bi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; bmax - максимальное предложение из предложений по критерию (показателю) оценки, сделанных участниками закупки. |
Договора(ы) (действующие или завершенные не ранее 2013 года), включающие приобретение сертификатов или лицензий на техническую поддержку производителей, поддержку которых требуется обеспечить согласно пп. 3.1.1, 3.1.3, 3.2.2 Технического задания |
10 |
Подтверждается копиями договора(ов). |
Количество баллов, присуждаемых по указанному критерию (показателю) определяется по формуле: = КЗ х 100 х (bi/ bmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,1; bi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; bmax - максимальное предложение из предложений по критерию (показателю) оценки, сделанных участниками закупки. |
Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с оборудованием и программным обеспечением CISCO |
5 |
Подтверждается копиями сертификатов и выписками из трудовых книжек, заверенными уполномоченными лицами. |
Количество баллов, присуждаемых по указанному критерию (показателю) определяется по формуле: = КЗ х 100 х (bi/ bmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,05; bi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; bmax - максимальное предложение из предложений по критерию (показателю) оценки, сделанных участниками закупки. |
Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с программным обеспечением Microsoft |
20 |
Подтверждается копиями сертификатов и выписками из трудовых книжек, заверенными уполномоченными лицами |
Количество баллов, присуждаемых по указанному критерию (показателю) определяется по формуле: = КЗ х 100 х (bi/ bmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,2; bi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; bmax - максимальное предложение из предложений по критерию (показателю) оценки, сделанных участниками закупки. |
Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с оборудованием и программным обеспечением Oracle |
20 |
Подтверждается копиями сертификатов и выписками из трудовых книжек, заверенными уполномоченными лицами |
Количество баллов, присуждаемых по указанному критерию (показателю) определяется по формуле: = КЗ х 100 х (bi/ bmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,2; bi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; bmax - максимальное предложение из предложений по критерию (показателю) оценки, сделанных участниками закупки. |
Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с программным обеспечением Symantec |
5 |
Подтверждается копиями сертификатов и выписками из трудовых книжек, заверенными уполномоченными лицами |
Количество баллов, присуждаемых по указанному критерию (показателю) определяется по формуле: = КЗ х 100 х (bi/ bmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,05; bi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; bmax - максимальное предложение из предложений по критерию (показателю) оценки, сделанных участниками закупки. |
Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с оборудованием и программным обеспечением Инфотекс Vipnet |
5 |
Подтверждается копиями сертификатов и выписками из трудовых книжек, заверенными уполномоченными лицами |
Количество баллов, присуждаемых по указанному критерию (показателю) определяется по формуле: = КЗ х 100 х (bi/ bmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,05; bi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; bmax - максимальное предложение из предложений по критерию (показателю) оценки, сделанных участниками закупки. |
Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с программным обеспечением VMWare |
5 |
Подтверждается копиями сертификатов и выписками из трудовых книжек, заверенными уполномоченными лицами |
Количество баллов, присуждаемых по указанному критерию (показателю) определяется по формуле: = КЗ х 100 х (bi/ bmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,05; bi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; bmax - максимальное предложение из предложений по критерию (показателю) оценки, сделанных участниками закупки. |
Итого баллов: |
100 |
|
|
где:
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по показателю "Договора(ы) (действующие или завершенные не ранее 2013 года), включающие сервисное обслуживание объектов распределенной ИТ-инфраструктуры с наличием объектов обслуживания не менее, чем в 80 субъектах РФ";
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по показателю "Договора(ы) (действующие или завершенные не ранее 2013 года), включающие приобретение сертификатов или лицензий на техническую поддержку производителей, поддержку которых требуется обеспечить согласно пп. 3.1.1, 3.1.3, 3.2.2 Технического задания";
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по показателю "Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с оборудованием и программным обеспечением CISCO";
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по показателю "Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с программным обеспечением Microsoft";
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по показателю "Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с оборудованием и программным обеспечением Oracle";
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по показателю "Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с программным обеспечением Symantec";
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по показателю "Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с оборудованием и программным обеспечением Инфотекс Vipnet";
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по показателю "Действующие сертификаты, удостоверяющие квалификацию сотрудников Исполнителя по работе с программным обеспечением VMWare".
Вместе с тем, в отношении оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки в Конкурсной документации содержится следующее:
Критерии и показатели оценки заявок |
Значимость критерия,КЗ (%) |
Обозначение рейтинга по критерию |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
20 |
|
Показатель |
Баллы |
Обозначение рейтинга по показателю |
Оценка заявок по показателям |
Сертификат соответствия услуги (работы) требованиям нормативных документов ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 (стандарт в целом) в части установки и сопровождения программного обеспечения |
100 |
|
Количество баллов, присуждаемых по указанному критерию (показателю) определяется по формуле: = КЗ х 100 х (сi/ сmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 1; сi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; сmax - максимальное предложение из предложений по критерию (показателю) оценки, сделанных участниками закупки. |
Количество баллов, присуждаемых по указанному критерию (показателю) определяется по формуле:
Расчет итогового рейтинга
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки:
где
- итоговый рейтинг, присуждаемый i-й заявке;
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию "цена контракта";
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Комиссия приходит к выводу, что установленный в Конкурсной документации порядок оценки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленный в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостным критериям не соответствует законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТРИКС" обоснованной в части установления неправомерного требования в Конкурсной документации о предоставлении участникам закупки в составе заявки на участие в Конкурсе документов, подтверждающих добросовестность участника Конкурса, в случае подачи предложения о цене контракта ниже начальной максимальной цены контракта на двадцать пять и более процентов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 19.01.2015 N К-26/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 января 2015 г. N К-26/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был