Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Токранова Ю.А. (далее - Заявитель) на действия Администрации губернатора Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на информирование населения о деятельности Заказчика, событиях и социально-экономическом развитии в соответствии с техническим заданием (номер извещения 0156200003714000203) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно объединены в один объект (лот) закупки услуги, оказываемые посредством различных по видам средств массовой информации, а так же оказание услуг по размещению материалов Заказчика не менее чем в девяти средствах массовой информации, что ведет к увеличению начальной максимальной цены контракта и увеличению размера обеспечения заявки на участие в Конкурсе, что ограничивает количество участников закупки.
2. Требования Технического задания Конкурсной документации об обязанности исполнителя размещать информационный материал Заказчика на Интернет - сайте печатного средства массовой информации не соответствуют предмету закупки по лоту N 1 "Информирование населения о деятельности Заказчика, событиях и социально-экономическом развитии в печатных средствах массовой информации путем размещения информационных материалов".
3. В Конкурсной документации по лотам N 4 и N 6 установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям, не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 137 011 391 рубль;
3) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки (по каждому лоту - 1 участник);
4) к участию в Конкурсе допущено 6 участников закупки (по каждому лоту - 1 участник);
5) дата рассмотрения и оценки заявок - 12.02.2015;
6) победителями Конкурса признаны:
по лоту N 1: ООО "Медиа Менеджмент";
по лоту N 2: ЗАО "Коммерсантъ" в Перми;
по лоту N 3: ООО "Центр деловой информации";
по лоту N 4: Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания";
по лоту N 5: ООО "Экспресс Медиа";
по лоту N 6: ООО Пермская телерадиокомпания "Урал-Информ ТВ".
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один объект (лот) закупки услуги, оказываемые посредством различных по видам средств массовой информации, что ведет к увеличению начальной максимальной цены контракта и увеличению размера обеспечения заявки на участие в Конкурсе, что ограничивает количество участников закупки.
Согласно доводу Заявителя, Конкурсная документация в отношении лотов N 1 и N 2 содержит требование к участникам закупки размещать информационные материалы в конкретных изданиях средств массовой информации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Техническое задание Конкурсной документации по лотам N 1 и N 2, содержит перечни тематики и (или) специализации средств массовой информации, в которых исполнителю необходимо размещать материалы Заказчика. Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что документация в отношении лотов N 1 и N 2 содержит требование к участникам закупки размещать информационные материалы в конкретных изданиях средств массовой информации.
Следовательно, довод Заявителя о том, что Конкурсная документация содержит требование к участникам закупки размещать информационные материалы в конкретных изданиях средств массовой информации, не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки услуги оказываемые двумя различными телеканалами по лоту N 5, что ограничивает число участников закупки.
В Конкурсной документации установлено, в том числе: "Информационные материалы размещаются на двух телевизионных каналах, имеющих утренние и вечерние выпуски новостей", а именно: "телевизионный канал с эфирным вещанием" и "телевизионный канал с эфирным вещанием, также, обеспечивающий размещение на кабельном канале оригинальных выходов видеоматериалов".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требование о размещении материала Заказчика на указанных телеканалах установлено в соответствии с потребностью Заказчика в привлечении целевой аудитории. Вместе с тем, представитель Заказчика сообщил, что дополнительные требования к телевизионным каналам в Техническом задании не установлены, что не приводит к ограничению количества участников закупки.
При этом, Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком по лоту N 3 неправомерно объединены в один предмет закупки оказание услуг по размещению материалов Заказчика не менее чем в девяти средствах массовой информации, что ограничивает число участников закупки.
В Конкурсной документации указаны следующие требования к участникам закупки: "Исполнитель размещает информационные материалы Заказчика на не менее чем 9 информационно-новостных Интернет-сайтах, соответствующих требованиям:
- на не менее двух Интернет-сайтах, имеющих постоянно (не реже пяти раз в рабочий день) обновляемую ленту новостей о политических, экономических, социальных, культурных событиях Пермского края. Посещаемость каждого Интернет-сайта (среднесуточное количество посетителей каждого Интернет-сайта) должна быть не менее 10 тысяч посетителей,
- на не менее двух Интернет-сайтах, имеющих постоянно (не реже пяти раз в рабочий день) обновляемую ленту новостей о политических, экономических, социальных, культурных событиях города Перми и Пермского края. Посещаемость каждого Интернет-сайта (среднесуточное количество посетителей каждого Интернет-сайта) должна быть не менее 4 тысяч посетителей,
- на не менее двух федеральных ресурсах (Интернет-сайтах), имеющих вкладку и постоянно обновляемую (не реже трех раз в рабочий день) новостную ленту с информацией о событиях в городе Перми и Пермском крае, а также вкладки и новостные ленты (не менее пяти страниц (разделов) других регионов РФ). Посещаемость Интернет-сайта (среднесуточное количество посетителей Интернет-сайта) должна быть не менее 15 тысяч посетителей.
- на не менее одном федеральном Интернет-сайте, имеющем региональную страницу (раздел) - Пермский край, а также страницы (разделы) и новостные ленты (не менее тридцати страниц (разделов) других регионов РФ, а также страницы (разделы) и новостные ленты (не менее тридцати страниц (разделов) иностранных государств. Посещаемость ресурса (среднесуточное количество посетителей каждого Интернет-сайта) должна быть не менее 400 тысяч посетителей.
- на не менее двух федеральных Интернет-сайтах, имеющих не менее 4-х региональных версий в том числе Урал, а также отдельную страницу (раздел) и новостную ленту о событиях в мире. Посещаемость ресурса (среднесуточное количество посетителей каждого Интернет-сайта) должна быть не менее 100 тысяч посетителей".
Согласно представленному возражению Заказчика по жалобе Заявителя: "Техническое задание Конкурсной документации не содержит исключительного требования к исполнителю об обладании одним средством массовой информации одновременно девятью Интернет - сайтами для размещения информационных материалов Заказчика, а следовательно, исполнитель должен иметь минимум один Интернет - сайт средства массовой информации и организовать размещение информационных материалов Заказчика на Интернет - сайтах других средств массовой информации согласно Техническому заданию".
На основании статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных Законом о СМИ.
Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с Законом о СМИ. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
Вместе с тем, положения Конкурсной документации не устанавливают требование о необходимости размещать материалы Заказчика исключительно на Интернет - сайтах, зарегистрированных в качестве средств массовой информации.
Таким образом, положения Конкурсной документации в отношении требования к исполнителю размещать материалы Заказчика не менее чем в девяти средствах массовой информации не противоречат законодательству о контрактной системе.
Кроме того, представителем Заявителя не представлены доказательства подтверждающие, что указанное требование противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия не усматривает нарушение Закона о контрактной системе в части довода Заявителя об увеличении начальной максимальной цены контракта и увеличении размера обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
2. Согласно доводу Заявителя, Требования Технического задания Конкурсной документации об обязанности исполнителя размещать информационный материал Заказчика на Интернет - сайте печатного средства массовой информации не соответствуют предмету закупки по лоту N 1 "Информирование населения о деятельности Заказчика, событиях и социально-экономическом развитии в печатных средствах массовой информации путем размещения информационных материалов".
Предмет закупки по лоту N 1, согласно извещению о Конкурсной документации, определен как информирование населения о деятельности Заказчика, событиях и социально-экономическом развитии в печатных средствах массовой информации путем размещения информационных материалов.
Пункт 8 главы V по лоту N 1 Технического задания Конкурсной документации содержит следующее: "Исполнитель размещает каждый согласованный с Заказчиком информационный материал на Интернет-сайте печатного СМИ, в котором вышел информационный материал Заказчика в течение 1 (одних) суток с момента выхода материала в номере газеты".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что большинство печатных средств массовой информации имеют Интернет - сайты организаций и в рамках лота N 1 предполагается, что исполнитель, обеспечивая размещение информационных материалов Заказчика в печатном средстве массовой информации в течении определенного периода времени дублирует на Интернет - сайте печатного средства массовой информации информационные материалы Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя, о том что требования Технического задания противоречат предмету закупки, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, В Конкурсной документации по лотам N 4 и N 6 установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям, не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе, так как оценке подвергается наличие лицензий на телевещании либо их отсутствие в составе заявки участника закупки.
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что критерий оценки заявок участников закупки "Квалификация участника" не устанавливает пропорциональную значимость между количеством присваиваемых участникам Конкурса баллов и представляемыми участниками Конкурса сведениями о наличии (отсутствии) лицензий на телевещание, а именно: Заказчиком установлено, что при указании в заявки участника закупки сведений о наличии лицензий на телевещание, конкурсная комиссия Заказчика присваивает указанному участнику закупки 100 баллов, при этом, при не представлении лицензий в составе заявки участника закупки, конкурсная комиссия Заказчика присваивает такому участнику закупки 0 баллов.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по нестоимостным критериям по лоту N 4, в том числе: "Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта работ: копия лицензии на телевещание с приложениями, подтверждающими сведения о зоне охвата уверенным эфирным телевещанием зрительской аудитории на территории г. Перми и Пермского края (тыс. чел.)".
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по нестоимостным критериям по лоту N 6, в том числе: "Баллы присваиваются только при наличие: копия лицензии на теле вещание с приложениями, подтверждающими сведения количестве населенных пунктов - центров (столиц) муниципальных районов и городских округов Пермского края, в которых участник размещения заказа осуществляет эфирное телевизионное вещание".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что по лотам N 4 и N 6 показателем, который оценивается Конкурсной комиссией является не наличие или отсутствие указанных лицензий на телевещание, а сведения, указанные в лицензиях, которыми согласно Конкурсной документации, по лоту N 4 являются "сведения о зоне охвата уверенным эфирным телевещанием зрительской аудитории на территории г. Перми и Пермского края", по лоту N 6 - "сведения количестве населенных пунктов - центров (столиц) муниципальных районов и городских округов Пермского края, в которых участник размещения заказа осуществляет эфирное телевизионное вещание".
При этом, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что указанный порядок оценки заявок участников закупки противоречит нормам законодательства о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 Информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки представить "копию свидетельства о регистрации средства массовой информации (СМИ) (для лотов 3, 4, 6)".
Статья 2 Закона о СМИ закрепляет перечень средств массовой информации, а именно: "периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)", которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат регистрации в качестве средств массовой информации.
Статья 8 Закона о СМИ определяет положения в отношении регистрации средства массовой информации, которые закрепляют, что редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных Законом о СМИ. Вместе с тем, средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации после подачи заявления о регистрации средства массовой информации. На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Приказ Роскомнадзора от 21.11.2011 N 1035 "Об утверждении формы свидетельства о регистрации средства массовой" устанавливает форму свидетельства о регистрации средства массовой информации, в которой, в том числе, содержится указание на форму периодического распространения (вид - для периодического печатного издания).
Комиссия приходит к выводу, что из положений Конкурсной документации невозможно определить свидетельством о регистрации средства массовой информации с какой формой периодического распространения (вид - для периодического печатного издания) следует обладать участникам закупки для подтверждения их соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащим образом требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги являющихся объектом закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установление в Конкурсной документации вышеуказанного требования не явилось основанием для отклонения конкурсной комиссией заявок на участие в Конкурсе, поскольку по всем лотам закупки подано по одной заявке на участие в Конкурсе, содержащей в том числе, свидетельство о регистрации средства массовой информации. Следовательно, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Токранова Ю.А. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушение, указанное в пункте 4 настоящего решения, не повлияло на результаты определения поставщика (исполнителя, подрядчика), предписание об устранении указанного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела от 18.02.2015 N К-133/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе в адрес Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 февраля 2015 г. N К-133/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был