Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО "Сады Придонья" (далее - Заявитель) на действия Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "КВИТ" (далее - Специализированная организация) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку детского питания, сока витаминизированного через молочно-раздаточные пункты административных округов города Москвы в 2015 году (номер извещения 0173200001415000025) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Специализированной организацией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В Конкурсной документации установлено требование к упаковке товара, ограничивающее количество участников закупки;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом укрупнен объект закупки, что ограничивает количество участников закупки;
3. В Конкурсной документации установлено неправомерное дополнительное требование к участникам закупки;
4. В Конкурсной документации установлены требования к объему упаковки, ограничивающее количество участников закупки;
5. В порядке оценки заявок Конкурсной документации установлены требования к поставляемому товару, ограничивающие количество участников закупки и соответствующие продукции только одного производителя, а именно позиции 8 "Сок фруктовый, обогащенный витаминами и/или минеральными веществами (для выдачи беременным женщинам и кормящим матерям)" приложения 2 к Техническому заданию Конкурсной документации соответствует единственный товар, удовлетворяющий требования Технического задания, а именно: сок торговой марки "ФрутоНяня", производитель ОАО "ПРОГРЕСС".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 04.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 413 542 848,21 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В приложение N 2 Технического задания Конкурсной документации в пунктах 2 - 5 установлено требование к упаковке, фасовке детского питания "емкость из стекла".
По мнению Заявителя, установленное требование "влечет к необоснованному ограничению количества участников закупки", поскольку упаковка из комбинированного картона Тетра Пак обладает лучшими функциональными качествами по сравнению с упаковкой из стекла.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что требование к упаковке, фасовке установлено в соответствии с потребностями Заказчика и не приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку требованиям, установленным к упаковке из стекла, соответствует продукция нескольких производителей.
Также, представители Заказчика, Уполномоченного органа представили документы и сведения, подтверждающие, что товар с емкостью из стекла производится несколькими производителями.
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что установленное требование к упаковке ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Предметом закупки является "поставка детского питания, сока витаминизированного через молочно-раздаточные пункты административных округов города Москвы в 2015 году".
В приложение N 2 Технического задания Конкурсной документации установлено: "Соки для питания детей раннего возраста. Ассортимент 7 вкусов; Пюре фруктовое для питания детей раннего возраста. Ассортимент 6 вкусов; Пюре овощное для питания детей раннего возраста. Ассортимент 5 вкусов; Пюре мясное для питания детей раннего возраста. Ассортимент 4 вкуса; Пюре мясо растительное для питания детей раннего возраста. Ассортимент 2 вкуса; Каша молочная инстантная для питания детей раннего возраста. Ассортимент 5 вкусов; Каша безмолочная инстантная для питания детей раннего возраста. Ассортимент 3 вкуса; Сок фруктовый, обогащенный витаминами и/или минеральными веществами (для выдачи беременным женщинам и кормящим матерям). В ассортименте не менее 2-х вкусов".
По мнению Заявителя, "при формировании Конкурсной документации Заказчиком сформирован крупный лот как по номенклатуре, так и по количеству поставляемой продукции", что приводит к ограничению количества участников закупки, так как "многие поставщики детского питания не могут поставить весь требуемый ассортимент".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, сообщили, что предметом закупки является поставка детского питания, сока витаминизированного, а не производство продукции, при этом положения Конкурсной документации не ограничивают привлечение субподрядчиков, что не приводит к ограничению количества участников закупки.
На заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что сформированный заказчиком объект закупки ограничивает количество участников закупки, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
3. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 16.2 раздела II "Информация о проведении закупки" Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки: "Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора. Лот N 1 - Требуется. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, оборудованного транспорта для перевозки продуктов питания с соблюдением санитарно-гигиенических требований - не менее 11 единиц".
По мнению Заявителя, указанное требование ограничивает количество участников закупки, поскольку у поставщиков, как правило, заключены контракты с логистическими компаниями и не имеется в наличии собственного или арендованного транспорта.
Согласно пункту 6 приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаем отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закурки указанным дополнительным требованиям" к участникам закупки на оказание услуг общественного питания и (или) поставку пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей устанавливаются дополнительные требования, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс".
При этом, учитывая, что Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 не предусматривает возможности установления дополнительных требований к участникам закупки на поставку пищевых продуктов о наличии оборудования, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование к участникам закупки о наличии оборудования, не соответствуют частям 2, 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В приложение N 2 Технического задания Конкурсной документации установлено: "Соки для питания детей раннего возраста. Упаковка, фасовка - 200 мл; Пюре фруктовое для питания детей раннего возраста. Упаковка, фасовка - 100 г стекло; Пюре овощное для питания детей раннего возраста. Упаковка, фасовка - 80 г стекло; Пюре мясное для питания детей раннего возраста. Упаковка, фасовка - 80 г стекло; Пюре мясорастительное для питания детей раннего возраста. Упаковка, фасовка - 100 г стекло".
По мнению Заявителя, установленные требования к объему упаковки, ограничивают количество участников закупки, поскольку не позволяют поставить товар большим объемом.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что про определении фасовки закупаемой продукции Заказчик руководствовался "целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых для обеспечения льготных категорий граждан, являющихся жителями города Москвы, а также соблюдение норм выдачи, определенных Приказом Департамента здравоохранения города Москвы N 546 от 11.06.2014 года "О бесплатном отпуске продуктов питания отдельным категориям детей и женщин, являющихся жителями города Москвы".
Кроме того, представителями Заявителя не представлены доказательства подтверждающие, что указанное требование противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия не усматривает нарушение Закона о контрактной системе в части довода Заявителя о том, что в Конкурсной документации Заказчиком установлены требования к объему упаковки в нарушение Закона о контрактной системе, что приводит к ограничению количества участников закупки.
5. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
По мнению Заявителя, установленные требования к соку фруктовому, обогащенному витаминами и/ или минеральными веществами в подпункте 2.2.1 части 2 "Порядок оценки заявок по критерию: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Конкурсной документации, а именно "Продукт обогащен одним витамином и/или одним микроэлементом - 0 баллов; Продукт обогащен от двух до пяти витаминами - 10 баллов; Продукт обогащен от шести до восьми витаминами - 15 баллов; Продукт обогащен более восьми витаминами - 25 баллов; Продукт обогащен от двух до пяти витаминами и одним и более микроэлементов - 15 баллов; Продукт обогащен от шести до восьми витаминами и одним и более микроэлементов - 38 баллов; Продукт обогащен более восьми витаминами и одним и более микроэлементов - 76 баллов" ограничивают количество участников закупки, так как только одна компания, ОАО "Прогресс", способна набрать максимальное количество баллов при оценке заявок.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что "в порядке оценке Заказчиком не установлено требование о количестве витаминов и микроэлементов, количество витаминов и микроэлементов в составе продукции оценивается при оценке заявок участников закупки". Кроме того, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представлены три товара различных производителей, "ФрутоНяня", "Спеленок", "Сандорик", которые, по мнению Заказчика, Уполномоченного органа, соответствуют установленным требованиям и подлежат оценке Конкурсной комиссией.
Вместе с тем, на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные требования соответствуют продукции только одного производителя.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации установлены требования к поставляемому товару, ограничивающие количество участников закупки, и соответствующие продукции только одного производителя, а именно в позиции 8 "Сок фруктовый, обогащенный витаминами и/или минеральными веществами (для выдачи беременным женщинам и кормящим матерям)" приложения 2 к Техническому заданию Конкурсной документации, данному товару соответствует единственный товар, удовлетворяющий требования Технического задания, а именно: сок торговой марки "ФрутоНяня", производитель ОАО "ПРОГРЕСС", не нашел своего подтверждения.
6. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 70%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок - Значимость критерия: 30%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен показатель: "Качество товаров", в соответствии с которым лучшим предложением признается предложение Участника закупки с наибольшим остаточным сроком годности товара на момент поставки, по сравнению с предложениями других участников закупки. Максимальное количество баллов: 24".
Согласно статье 473 Гражданского кодекса Российской Федерации срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Согласно пункту 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть: а) качество товаров (качество работ, качество услуг); б) функциональные, потребительские свойства товара; в) соответствие экологическим нормам.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по показателю "Качество товаров" установлен в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку остаточный срок годности товара, оцениваемый Конкурсной комиссией, не относим к качественным, функциональным и потребительским свойства товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В Конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к составу заявки на участие в Конкурсе согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства).
Вместе с тем, Постановление Правительства утратило силу, в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
При этом, частью 17.1 раздела III "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" установлены требования к составу заявки на участие в Конкурсе: "_12. Подтверждение квалификации участника; 13. Обоснование предлагаемой цены контракта".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком, Уполномоченным органом требования к составу заявки на участие в Конкурсе в Конкурсной документации нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Вместе с тем, согласно пункту 7.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации "Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Сумма штрафа определяется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. (применение штрафных санкций к Заказчику применимо в следующих случаях:
1. Неоднократный (от двух и более раз) отказ от приемки товаров Получателем".
Пунктом 7.5 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Контрактом. Пеня начисляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. (не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Поставщиком".
Пунктом 7.6 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом в порядке и размере, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Под ненадлежащим исполнением Поставщиком обязательств понимается поставка товара, не соответствующий требованиям, установленным Контрактом".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Сады Придонья" обоснованной в части установления в Конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом дополнительных требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31, частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 26.02.2014 N К-146/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы дела от 26.02.2015 N К-146/15 в профильное управление ФАС России для рассмотрения вопроса о соответствии действий Заказчика, Уполномоченного органа требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 февраля 2015 г. N К-146/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был