Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства экономического развития Ставропольского края (далее - Уполномоченный орган), Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Ставропольский клинический перинатальный центр" для государственных нужд Ставропольского края (номер извещения 0121200000314001774) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 15.4 проекта контракта указано: "Все уведомления сторон, связанные с исполнением контракта, направляются в письменной форме по почте заказным письмом по фактическому адресу стороны, указанному в разделе 15 контракта. Однако в разделе 15 проекта контракта отсутствуют сведения о фактическом адресе сторон, нет ни одного пункта, который бы указывал на фактический адрес".
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 15.7 установлено "неотъемлемой частью контракта является приложение 1 к контракту - График выполнения подрядных работ". Из этого следует, что график выполнения работ является единственными приложениями к контракту. Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган в нарушение Закона о контрактной системе не включили информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком Аукционе в проект контракта.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в инструкции по заполнению заявки установил требования? не соответствующие Закону о контрактной системе.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 87 "Олифа натуральная" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе, установлено: "Йодное число, г J2/100. Однако химический элемент йод (I - Iodum; I2 - галоген), никак не может иметь обозначение J или J2. Йодное число - масса йода (в г), присоединяющегося к 100 г органического вещества", что не соответствует требованиям ГОСТ.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 86 "Рукава металлические" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Рукава металлические типа РЗ-Ц-Х/А." Согласно инструкции по заполнению заявки: Перечисление значений одного показателя через: "/", "-", "либо", "или" означают, выбор для участника закупки. (Например, показатели: "отношение R2/R28", "БНК-45/190", "нефрас С4-155/200", единицы измерения: не являются выбором). Таким образом, показатель РЗ-Ц-Х/А, согласно инструкции, не является выбором. Однако не существует рукавов металлических типа РЗ-Ц-Х/А, есть только тип РЗ-Ц-Х или РЗ-Ц-А, что вводит участников закупки в заблуждение.
6. Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 32 "Плинтуса" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе, установлено: "Лицевая часть плинтуса должна сочетаться по цвету с напольным покрытием или с цветом стен". При этом, не установлен цвет напольного покрытия или цвет стен, что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
7. Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 35 "Кабель" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Кабели должны быть стойкими к воздействию пониженной температуры окружающей среды не менее, чем до минус 50°С". Подобное указание вводит участников закупки в заблуждение, т.к. одновременно с максимальным показателем "до", Заказчик устанавливает минимальный показатель "не менее", что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
8. Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 38 "Ацетилен" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Массовая концентрация водяных паров при температуре 20°С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), г/м3, не более 0,6, что соответствует температуре насыщения, °С, не выше минус 22 или не нормируется, что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
9. Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 48 "Краска" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Краски не должны быть подвержены биологическому поражению, их срок при правильном хранении должен быть практически не ограничен", что не соответствует Закону о контрактной системе.
10. Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 67 "Плиты минераловатные" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Плиты должны иметь комбинированную структуру и должны состоять из жесткого верхнего (наружного) и более легкого нижнего (внутреннего) слоев", что не позволяет определить соответствие закупаемого товара.
11. Заказчиком, Уполномоченным органом в позициях N 95 "Сталь полосовая" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Точность прокатки должна быть одной из следующих: по толщине: БТ1 или БТ2 или БТЗ или ВТ1 или ВТ2 или ВТЗ: по ширине: БШ1 или БШ2 или БШЗ или ВШ1". Заказчик предоставляет выбор из несуществующих точностей прокатки по толщине (БТЗ, ВТЗ) и ширине БШЗ. В ГОСТ 103-2006, на который ссылается Заказчик, таких точностей прокатки нет. Аналогичные нарушения присутствуют также в позиции N 107 "Доски подоконные", где Заказчик требует несуществующую группу по воспламеняемости ВЗ, в позиции N 140 "Эмаль", в отношении степени изменений покрытий при определении выветривания: ВЗ.
12. Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 111 "Гвозди" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Односторонний равномерный прогиб стержня в средней части гвоздя не должен превышать 0,8" без указания единиц измерения, что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
13. Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 128 "Трубы" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Тощина труб не должна быть более 2,8 мм". ГОСТ 3262-75 не регламентирует тощину труб, что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
14. Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 139 "Провода силовые" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлено требования к характеристикам, которые отсутствуют в ГОСТ 31947-2012, а также сопряженных данному ГОСТ (Радиус изгиба при монтаже должен быть: не менее 5 диаметров провода. Максимальный наружный диаметр проводов, мм, должен быть 18,2. Строительная длина проводов должна быть не менее 100 м.) "Диаметр проволок жилы не должен быть более 0,51мм (для каждого отдельного сечения этот показатель различный для сечения 4 мм2; 6 мм2 составляет 0,31; для 10 мм2 и 25 мм2 0,41 мм, а для сечения 95 мм2 0,51 мм). Но далее Заказчик требует: "Все проволоки жилы должны иметь один и тот же номинальный диаметр", что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 05.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 597 691 987 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 06.02.2015.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 15.4 проекта контракта указано: "Все уведомления сторон, связанные с исполнением контракта, направляются в письменной форме по почте заказным письмом по фактическому адресу стороны, указанному в разделе 15 контракта. Однако в разделе 15 проекта контракта отсутствуют сведения о фактическом адресе сторон, нет ни одного пункта, который бы указывал на фактический адрес".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что адреса сторон указываются при заполнении контракта в разделе "Адреса, банковские реквизиты и подписи сторон".
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 15.7 установлено "неотъемлемой частью контракта является приложение 1 к контракту - График выполнения подрядных работ". Из этого следует, что график выполнения работ является единственными приложениями к контракту. Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушении Закона о контрактной системе не включил информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком Аукционе в проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе о результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что по результатам Аукциона с победителем Аукциона будет заключен контракт в полном соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе и содержать всю необходимую информацию, предусмотренную Законом о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено: "Ответственность за достоверность сведений о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара, указанного в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки", что не соответствует Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что инструкцией не установлены требования об обязательном указании участником закупки сведений о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара. Также в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе "Первая часть заявки должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 3.5 настоящей документации".
Согласно пункту 3.5 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать в том числе: "наименование страны происхождения товара".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в инструкции по заполнению заявки установлено требования, не соответствующие Закону о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 87 "Олифа натуральная", установлено: "Йодное число, г J2/100. Однако химический элемент йод (I - Iodum; I2 - галоген), никак не может иметь обозначение J или J2. Йодное число - масса йода (в г), присоединяющегося к 100 г органического вещества", что не соответствует требованиям документации об Аукционе и требованиям ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с пунктом 1.3 ГОСТ 7931-76: "Для изготовления натуральной олифы применяют: масло льняное по ГОСТ 5791-81", в ГОСТ 5791-81 указано "Йодное число J2/100 не менее" означающее массу йода в (г), присоединяющегося к 100 г органического вещества.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 86 "Рукава металлические" установлено: "Рукава металлические типа РЗ-Ц-Х/А." Согласно инструкции по заполнению заявки: Перечисление значений одного показателя через: "/", "-", "либо", "или" означают, выбор для участника закупки. (Например, показатели: "отношение R2/R28", "БНК-45/190", "нефрас С4-155/200", единицы измерения: не являются выбором). Таким образом, показатель РЗ-Ц-Х/А, согласно инструкции, не является выбором. Однако не существует рукавов металлических типа РЗ-Ц-Х/А, есть только тип РЗ-Ц-Х или РЗ-Ц-А, что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что согласно инструкции по заполнению заявки перечисление значений одного показателя через: "/" означает выбор, за исключением показателей: "отношение R2/R28", "БНК-45/190", "нефрас С4-155/200", единицы измерения, которые не являются выбором. В данном случае знак "/" в наименовании типа рукава означает выбор: типа РЗ-Ц-Х или РЗ-Ц-А. Также в позиции N 86 указано: "Рукава металлические гибкие негерметичные типа РЗ должны быть изготовлены из стальной оцинкованной ленты с уплотнением хлопчато-бумажной или асбестовой нитью", что указывает на выбор и не вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 32 "Плинтуса", установлено: "Лицевая часть плинтуса должна сочетаться по цвету с напольным покрытием или с цветом стен". При этом, не установлен цвет напольного покрытия или цвет стен, что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что цвет плинтуса должен сочетаться по цвету с напольным покрытием или с цветом стен, что не ограничивает участников закупки. Участники закупки могут выбрать любые цвета сочетающиеся между собой.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции
N 35 "Кабель" установлено: "Кабели должны быть стойкими к воздействию пониженной температуры окружающей среды не менее, чем до минус 50°С". Подобное указание вводит участников закупки в заблуждение, т.к. одновременно с максимальным показателем "до", Заказчик устанавливает минимальный показатель "не менее", что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе: "Не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное значение, например: температурный режим, фракционный состав". В данном случае показатель "до минус 50°С" является конкретным. Заказчику необходимо, чтобы кабели выдерживали температуру до минус 50°С.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 38 "Ацетилен" установлено: "Массовая концентрация водяных паров при температуре 20°С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), г/м3, не более 0,6, что соответствует температуре насыщения, °С, не выш еминус 22 или не нормируется, что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
Согласно позиции N 38 "Ацителен" установлено "Массовая концентрация водяных паров при температуре 20 °С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), г/м3, не более 0,6, что соответствует температуре насыщения, °С, не выше минус 22 или не нормируется".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что все требования к позиции N 38 установлены в соответствие с ГОСТ 5457-75 (строка 5 таблицы 1) соответствие которому также указывается Заказчиком в Приложении N 3 документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 48 "Краска" Приложения N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Краски не должны быть подвержены биологическому поражению, их срок при правильном хранении должен быть практически не ограничен", что не соответствует Закону о контрактной системе.
В соответствие с часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции 48 "Краска" не установлен показатель, позволяющий определить требуемый срок хранения.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 67 "Плиты минераловатные" установлено: "Плиты должны иметь комбинированную структуру и должны состоять из жесткого верхнего (наружного) и более легкого нижнего (внутреннего) слоев". Подобное описание не позволяет определить соответствие закупаемого товара.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что из описания слоев плит в позиции N 67 "Плиты минераловатные" следует, что нижний (внутренний) слой должен быть более легкий по сравнению с жестким верхним (наружным) слоем.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
11. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позициях N 95 "Сталь полосовая" установлено: "Точность прокатки должна быть одной из следующих: по толщине: БТ1 или БТ2 или БТЗ или ВТ1 или ВТ2 или ВТЗ: по ширине: БШ1 или БШ2 или БШЗ или ВШ1". Заказчик предоставляет выбор из несуществующих точностей прокатки по толщине (БТЗ, ВТЗ) и ширине БШЗ. В ГОСТ 103-2006, на который ссылается Заказчик, таких точностей прокатки нет. Аналогичные нарушения присутствуют также в позиции N 107 "Доски подоконные", где Заказчик требует несуществующую группу по воспламеняемости ВЗ, в позиции N 140 "Эмаль", в отношении степени изменений покрытий при определении выветривания: ВЗ.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что по позиции N 107"Доски подоконные" установлена группа горючести В3, которой обозначаются строительные материалы легковоспламеняемые, установленная в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". По позиции N 140 "Эмаль" установлено требование соответствия ГОСТ 926-82, который имеет отсылочные нормы к ГОСТ Р9.414-2012 которым в пункте 9.3.2 дается: "Обозначение оценки выветривания состоит из условного обозначения вида разрушения по таблице 3 и соответствующего балла по таблице 10. По позиции 95 "Сталь полосовая" установлены требования в соответствии с ГОСТ 103-2006 в пункте 2.1 которого указаны точности прокатки и подразделяются: по толщине - повышенной - БТ1, БТ2, БТ3; обычной - ВТ1, ВТ2, ВТ3; по ширине: повышенной - БШ1, БШ2, БШ3; обычной - ВШ1, ВШ2, ВШ3. Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены существующие показатели.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
12. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 111 "Гвозди" установлено: "Односторонний равномерный прогиб стержня в средней части гвоздя не должен превышать 0,8" без указания единиц измерения, что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
Согласно Приложению N 3 документации об Аукционе в позиции N 111 "Гвозди" установлено: "Односторонний равномерный прогиб стержня в средней части гвоздя не должен превышать 0,7".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено: "В случае отсутствия в технической части указания на единицы измерения показателей читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов". При этом в позиции N 111 "Гвозди" указан необходимый ГОСТ, а именно: ГОСТ 4028-63, согласно которому односторонний равномерный прогиб стержня в средней части гвоздя измеряется в миллиметрах.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
13. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 128 "Трубы" установлено: "Тощина труб не должна быть более 2,8 мм". При этом ГОСТ 3262-75 не регламентирует тощину труб, что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в слове "толщина" допущена опечатка, при это в позиции N 128 "Трубы" указан необходимый ГОСТ 3262-75, в котором четко расписан показатель "Толщина стенки труб", что не вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
14. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 139 "Провода силовые" установлены требования к характеристикам, которые отсутствуют в ГОСТ 31947-2012, а также сопряженных данному ГОСТ (Радиус изгиба при монтаже должен быть: не менее 5 диаметров провода. Максимальный наружный диаметр проводов, мм, должен быть 18,2. Строительная длина проводов должна быть не менее 100 м.) "Диаметр проволок жилы не должен быть более 0,51 мм (для каждого отдельного сечения этот показатель различный для сечения 4 мм2; 6 мм2 составляет 0,31; для 10 мм2 и 25 мм2 0,41 мм, а для сечения 95 мм2 0,51 мм). Но далее Заказчик требует: "Все проволоки жилы должны иметь один и тот же номинальный диаметр", что не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе. Также Заказчик требует провод с медной жилой из ПВХ пластиката повышенной гибкости (это провод ПВ3). В соответствии с ГОСТ 6323-79 максимальный наружный диаметр, мм, для сечения 95 мм2 составляет 19, но Заказчик установил максимальное значение 18,2 мм. Кроме того, в соответствии с данным ГОСТ, провод ПВ3 не может быть 5 класса, как того требует Заказчик. Также провод ПВ3 в соответствии с данными производителя изготавливают по ТУ BY 500017371.067-2012 или ГОСТ 6323-79, но Заказчик требует соответствие требованиям ГОСТ 31947-2012, который не регламентирует характеристики проводов ПВ3. Нарушение также имеется и в отношении срока годности провода, Заказчик требует не менее 15 лет. Однако, в соответствии с данными производителей, срок годности не может быть более 10 лет.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что к позиции N 139 "Провода силовые" установлено требования к характеристикам, которые соответствуют ГОСТ 31947-2012. Согласно подпункту 5.2.1.3 ГОСТ 31947-2012 для каждой марки провода или кабеля должны быть указаны следующие конструктивные размеры:
- число и номинальное сечение токопроводящих жил, мм;
- номинальная толщина изоляции жил, мм;
- номинальная толщина оболочки, мм;
- максимальные наружные размеры проводов и кабелей, мм;
- предельные отклонения от номинальных толщин изоляции оболочки, мм.
Допускается указывать другие конструктивные размеры в технических условиях на провода и кабели конкретных марок.
Согласно пункту 10.4 ГОСТ 31947-2012 "Значения радиуса изгиба при монтаже должны быть не менее значений, установленных в технических условиях на провода и кабели конкретных марок".
Согласно пункту 5.2.1.9 ГОСТ 31947-2012 "Строительную длину проводов и кабелей указывают в технических условиях на провода и кабели конкретных марок или устанавливают по согласованию с заказчиком".
Согласно пункту 5.2.1.2 ГОСТ 31947-2012 "Конструкции и конструктивные размеры проводов и кабелей должны быть указаны в технических условиях на провода и кабели конкретных марок".
Таким образом, согласно ГОСТ 31947-2012 показатели радиуса изгиба при монтаже, строительная длина проводов, наружный диаметр проводов устанавливает конкретный производитель. При установлении данных требований Заказчик, Уполномоченный орган руководствовался данными с сайтов в сети "Интернет" крупнейших производителей проводов. При этом, Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 139 "Провода силовые" не требуется соответствие ГОСТ 6323-79. Также согласно ГОСТ 31947-2012 провод с медной жилой из ПВХ пластиката повышенной гибкости маркируются как ПуГВ согласно пункту 4.1 "Провода и кабели подразделяют: а) по типу изделия: - провод установочный (Пу); - кабель установочный (Ку); б) по степени гибкости: - для условий монтажа и эксплуатации, не требующих повышенной гибкости (без обозначения); - для условий монтажа и эксплуатации, требующих повышенной гибкости (Г); в) по виду материала изоляции и оболочки: - поливинилхлоридные пластикаты, в том числе пониженной пожарной опасности и термостойкие (В)".Таким образом утверждение Заявителя о том, что указанный в позиции N 139 провод, это провод ПВ3 не имеет под собой оснований.
Также, согласно пункту 5.2.6 ГОСТ 31947-2012 "Срок службы проводов и кабелей - не менее 15 лет".
Согласно пункту 5.2.1.4 ГОСТ 31947-2012 жилы проводов и кабелей для условий монтажа и эксплуатации, не требующих повышенной гибкости, должны соответствовать классу 5 по ГОСТ 22483-2012. В пункте 6.1 ГОСТ 22483 указано: "Конструкция: Гибкие медные жилы (классы 3-6) должны быть из отожженной меди с металлическим покрытием или без него. Все проволоки каждой жилы должны иметь один и тот же номинальный диаметр". Провод марки ПуВГ имеет одну жилу. Жила должна быть многопроволочная (согласно требованиям Заказчика и ГОСТ 31947-2012). Все проволоки каждой жилы должны иметь один и тот же номинальный диаметр (согласно ГОСТ 22483-2012).
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
15. В пункте N 12 "Стволы пожарные" Приложения N 3 к техническому заданию, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование "Основные показатели и характеристики пожарных стволов должны быть следующие. Условный проход требуется 50мм.Рабочее давление, Мпа, 0,4-0,6. Расход сплошной струи, л/с, не менее 2,7. Дальность полета сплошной струи воды при расположении ствола на высоте 1 м с углом наклона к горизонту 30 градусов и при давлении у кромки 0,4 МПа, не менее 30м, распыленной, с факелом 60 градусов, не менее 12м. Диаметр факела защитной завесы, м, не менее 2,5.Литые детали стволов должны быть из алюминиевых сплавов. Требуется соответствие ГОСТ 9923-80, ГОСТ Р 53331-2009".
Вместе с тем, согласно пункту 5.2.1 ГОСТ Р 53331-2009 "параметр расхода сплошной струи измеряется л/с -1" (в минус первой степени).
Следовательно Заказчиком, Уполномоченным органом в позиции N 12 "Стволы пожарные" установлены требования к параметру "Расход сплошной струи, л/с" без указания минус первой степени, не соответствующие ГОСТ Р 53331-2009.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
16. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
В пункте 8.4. проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "В случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в размере 0,5% цены контракта и составляет _______ рублей в соответствии с Постановлением N 1063".
В пункте 8.3 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в размере 0,5% цены контракта и составляет __________ рублей в соответствии с Постановлением N 1063.".
При этом подпункты "а" - "г" пунктом 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, подлежат установлению в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Вместе с тем, в проекте контракта документации об Аукционе отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" обоснованной в части неустановления показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров потребностям Заказчика, Уполномоченного органа.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение частей 5, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 05.02.2014 по делу N К-97/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 февраля 2015 г. N К-97/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был