Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ВСЕ КРАСКИ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведении Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку лакокрасочных материалов для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015 г. (номер извещения 0173100004514000705) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.11.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 34 999 856 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 23.01.2014;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участников Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "РосТендер" с минимальным предложением о цене контракта 33 949 860,32 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.01.2015 N 0173100004514000705-1 (далее - Протокол рассмотрения первых частей) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе, по следующему основанию: "В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с требованиями документации об электронном аукционе показатели значений массовая доля нелетучих веществ, условная вязкость, степени перетира, массовой доли воды, ароматических углеводородов и общей серы; укрывистости высушенной пленки, времени высыхания, эластичности пленки при изгибе, твердости пленки, прочности пленки при ударе (стойкости к удару), блеска, адгезии, стойкости пленки (покрытия) к статическому воздействию, срока годности (жизнеспособности) эмалей после смешивания с отвердителем, числа коагуляции, коэффициента излучения, кислотного числа, плотности, температуры начала перегонки, процентов перегоняемого фракционного состава и остатка в колбе, температуры вспышки, анилиновой точки, степени разбавления являются неконкретными, изменяемыми, при этом возможно изменение только числового значения показателя товара.
В приложение N 2 к документации об электронном аукционе установлено: по позиции N 14 "Растворитель марки 646", в том числе: Массовая доля воды по Фишеру не более 2%. Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,06. Число коагуляции, %, не менее - 35.
В своей заявке участник электронного аукциона указал: по позиции N 14 "Растворитель марки 646", в том числе: Массовая доля воды по Фишеру 2%. Кислотное число 0,06 мг КОН/г. Число коагуляции 35%.
Таким образом, участник электронного аукциона представил в заявке информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе.".
В документации об Аукционе установлено следующее требование к лакокрасочным материалам, а именно к растворителю марки 646: "ГОСТ 18188-72. Растворитель марки 646 предназначен для разбавления нитроэмалей, нитролаков и нитрошпатлевок общего назначения. Растворитель марки 646 представляет собой бесцветную или слегка желтоватую однородную прозрачную жидкость без мути, расслаивания и взвешенных частиц. Массовая доля воды по Фишеру не более 2%. Летучесть по этиловому эфиру 8 - 15. Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,06. Число коагуляции, %, не менее - 35. Пригодность к разбавлению нитроэмалей - после высыхания не должно наблюдаться побеления пленки, которая должна иметь гладкую поверхность без белесоватых или матовых пятен. Гарантийный срок хранения не менее 12 месяцев".
Пунктом 1.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе установлено: "_Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Показатели значений не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать следующих слов (с учетом всех форм): "не более", "не менее", "или", "либо", "превышает", "не превышает" (за исключением случаев, установленных настоящей документацией), "может", "должен", "должен быть" и т.п., то есть должны быть конкретными. Под неконкретными показателями понимаются показатели значений, которые указываются с теми же словами и знаками, сопровождающими числовые значения, а также значения, имеющие варианты выбора, которые установлены в описании объекта закупки.
Показатели значений массовая доля нелетучих веществ, условная вязкость, степени перетира, массовой доли воды, ароматических углеводородов и общей серы; укрывистости высушенной пленки, времени высыхания, эластичности пленки при изгибе, твердости пленки, прочности пленки при ударе (стойкости к удару), блеска, адгезии, стойкости пленки (покрытия) к статическому воздействию, срока годности (жизнеспособности) эмалей после смешивания с отвердителем, числа коагуляции, коэффициента излучения, кислотного числа, плотности, температуры начала перегонки, процентов перегоняемого фракционного состава и остатка в колбе, температуры вспышки, анилиновой точки, степени разбавления являются неконкретными, изменяемыми, при этом возможно изменение только числового значения показателя товара".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит конкретные показатели значений массовой доли воды, кислотного числа, числа коагуляции, что не соответствует требованиям пункта 1.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Вместе с тем, согласно пункту 10.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере не мене одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на стоимость фактически поставленного Товара, что подтверждается подписанным Грузополучателем Актом приема-передачи Товара, за каждый факт просрочки".
Пунктом 10.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "В случае поставки Товара (до подписания Акта приема-передачи Товара), несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара, Поставщик уплачивает штраф в размере ___% за каждый факт поставки Товара, несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара".
Пунктом 10.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Поставщик уплачивает штраф в размере ___% за каждый факт нарушения гарантийного обязательства".
В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона на закупку лакокрасочных материалов для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015 г. срок поставки товара - с 20 января 2015 г. до 14 марта 2015 г.; с 15 марта 2015 г. до 1 мая 2015 г.
Вместе с тем, пунктом 14.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2015 г.".
В этой связи, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущено разночтение извещения о проведении Аукциона на закупку лакокрасочных материалов для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015 г. с пунктом 14.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что данное несоответствие в отношении срока поставки товара не повлияло на результаты Аукциона в части указания срока начала поставки товара.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ВСЕ КРАСКИ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 02.02.2015 N К-79/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2015 г. N К-79/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был