Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Русский вариант 4" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по выполнению отдельных функций по определению поставщика подрядчика исполнителя для нужд Федерального агентства по делам молодежи в году (номер извещения 0173100003515000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерное требование к исполнителю об осуществлении приема от участников закупки денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупках, а также возврата указанных денежных средств участникам закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 16.01.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 500 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
4) дата рассмотрения и оценки заявок участников закупки - 11.02.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии со статьей 40 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), возлагаемых заказчиком на специализированную организацию, при этом полномочия специализированной организации по организации приема и возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе Законом о контрактной системе не установлены.
Кроме того, из положений части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе следует, что денежные средства, перечисляемые участниками закупки в качестве обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе, должны поступать на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В соответствии с пунктом II Технического задания Конкурсной документации Заказчиком установлены требования к оказываемым услугам "осуществлять прием от участников закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, их возврат в установленном законодательством порядке".
Вместе с тем, согласно доводу жалобы Заявителя "счета, на которых в соответствии с положениями бюджетного законодательства и нормами 44-ФЗ учитываются денежные средства, поступаемые во временное распоряжение заказчика, не могут быть открыты организациям, не являющимся участниками бюджетного процесса".
На заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя и сообщил, что указанный пункт Технического задания Конкурсной документации является технической ошибкой Заказчика и не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего неправомерное требование к исполнителю об осуществлении приема от участников закупки денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупках, а также возврата указанных денежных средств участникам закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1.1 проекта контракта Конкурсной документации срок оказания услуг установлен с момента заключения контракта до 31.12.2015 (включительно).
При этом пунктом 6.2.7 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что "в случае продления срока выполнения работ или увеличения объемов работ по настоящему Контракту Исполнитель обязуется переоформить (соответствующую безотзывную банковскую гарантию) или (передать Государственному заказчику дополнительные денежные средства в обеспечение исполнения настоящего Контракта)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в проекте контракта возможность продления срока выполнения работ, а также увеличения обеспечения исполнения контракта в период исполнения контракта, нарушают часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество услуг":
"Оценивается представленное участником закупки предложение о качестве оказываемых услуг (по форме 3 "ПРЕДЛОЖЕНИЕ О КАЧЕСТВЕННЫХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" части V "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ"), включающее описание качества оказываемых услуг, методики оказания услуг, внутренней системы контроля качества услуг.
Максимальное количество баллов - 100.
предложения отсутствуют - 0 баллов;
предложения, соответствующие целям заказчика, в зависимости от проработанности и детализации оцениваются от 0 до 100 баллов".
Также, в Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
По критерию оценки "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема":
"Сведения о квалификации участника закупки, не подтвержденные документами, указанными в форме 4 "КВАЛИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКА КОНКУРСА" части V "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ", оценивается в 0 баллов.
В целях оценки заявок заказчиком установлена шкала оценки:
- 500 и более - 100 баллов
- от 300 до 499 - 80 баллов
- от 150 до 299 - 50 баллов
- от 1 до 149 - 20 баллов
- 0 - 0 баллов".
Также по критерию оценки "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами":
"Оценивается обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, а именно количество сотрудников в штате Исполнителя со стажем работы в области закупок для государственных и (или) муниципальных нужд не менее 2 лет, подтвержденные копиями документов о квалификации персонала (дипломы, свидетельства о повышении квалификации). Непредставление таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
В целях оценки заявок заказчиком установлена шкала оценки:
- 15 и более - 100 баллов
- от 9 до 14 - 80 баллов
- от 5 до 8 - 50 баллов
- от 1 до 4 - 10 баллов
- 0 - 0 баллов".
По критерию оценки "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Деловая репутация участника закупки":
"Оценивается деловая репутация участника закупки, а именно количество копий дипломов, отзывов, благодарственных писем за период с 01.01.2012 г. до даты окончания подачи заявок в настоящем открытом конкурсе. Непредставление таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
В целях оценки заявок заказчиком установлена шкала оценки:
- 15 и более - 100 баллов
- от 9 до 14 - 80 баллов
- от 5 до 8 - 50 баллов
- от 1 до 4 - 10 баллов
- 0 - 0 баллов".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок по нестоимостным критериям оценки не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанным показателям.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Русский вариант 4" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 09.02.2015 N К-112/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 февраля 2015 г. N К-112/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был