Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Прогресс" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 271+000 - км 286+000 (лево), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 271+000 - км 286+000 (право), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 309+000 - км 319+000 (лево), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 309+000 - км 319+000 (право), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 333+000 - км 340+660 (лево), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 333+000 - км 340+660 (право), Владимирская область (номер извещения 0348100006014000130) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным критериям не соответствует Закону о контрактной системе;
2. В проекте контракта Конкурсной документации надлежащим образом не установлен порядок оплаты работ;
3. Установленный Заказчиком в Конкурсной документации срок окончания действия банковской гарантии не соответствует Закону о контрактной системе;
4. В Конкурсной документации Заказчиком установлено требование к форме банковской гарантии в нарушение Закона о контрактной системе;
5. В Конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии производственных мощностей;
6. В Конкурсной документации Заказчиком надлежащим образом не установлен график выполнения работ в нарушение Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 981 733 734 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ЗАО "СМУ-Дондорстрой" с минимальным предложением о цене контракта 963 375 313 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, установленный порядок оценки по нестоимостным критериям Конкурсной документации не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной или иной объективной зависимости между качеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями в заявке участника Конкурса.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 35%.
3) Квалификация участников закупки - Значимость критерия: 5%.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены следующие показатели: "строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования; график движения рабочих кадров по объекту; график движения основных строительных машин по объекту; технологические карты на выполнение работ; расчет машин и механизмов с привязкой к Объекту; расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту; Пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту, а также иные сведения, предлагаемые участником открытого конкурса".
Количество баллов по каждому из показателей критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно:
0 баллов - не предоставление информации или не раскрытие темы;
5 баллов - не отображение полной и детальной информации;
10 баллов - предоставление полной и детальной информации, которая соответствует требованиям конкурсной документации и охватывает все аспекты данного показателя.
По критерию оценки "Квалификация участников закупки" установлены следующие показатели: "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ; Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Количество баллов по каждому из показателей критерия оценки "Квалификация участников закупки" выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно:
0 баллов - необеспеченность;
25 баллов - частичная обеспеченность;
50 баллов - достаточная обеспеченность.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также в связи с отсутствием предмета оценки по критерию "Квалификация участников закупки" (Заказчиком не установлено какое именно оборудование подлежит оценке).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно доводу жалобы Заявителя, установленный в Конкурсной документации дополнительный аванс ставит в неравное положение участников закупки, так как "Заказчик по собственному усмотрению осуществит выплату аванса в увеличенном размере".
Пунктом 4.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "Заказчик производит авансирование в размере 10% от стоимости Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год после предоставления Подрядчиком заявки на предоставление аванса, с указанием количества (объема) и цены единицы планируемых к закупке материалов и ГСМ (горюче-смазочных материалов).
Заказчик производит дополнительное авансирование в размере не более 20% от стоимости Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год, в порядке и на условиях, определяемых Дополнительным соглашением (типовая форма Дополнительного соглашения о выплате аванса представлена в Приложении N 11 к настоящему Контракту)".
Пунктом 4.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "В течение 45 (сорока пяти) суток со дня получения аванса Подрядчик представляет Заказчику отчет об использовании аванса с предоставлением необходимых для подтверждения документов, в том числе платежных поручений, а также справку, подтверждающую данные об остатке денежных средств от предоставленного аванса в случае использования аванса не в полном объеме. Подрядчик в течении 10 рабочих дней обязан вернуть неиспользованные денежные средства на лицевой счет Заказчика. Подрядчик обязан использовать аванс на приобретение материалов, необходимых для выполнения работ в соответствии с проектной документацией, и ГСМ (горюче-смазочных материалов)".
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что "данное условие предоставляет Заказчику право вмешательства в хозяйственную деятельность Подрядчика, путем контроля расходования денежных средств выплаченных в качестве аванса на строго определенные в проекте государственного контракта цели - закупку ГСМ и строительных материалов",
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации надлежащим образом не установлено условие о порядке оплаты работы, в связи с отсутствием конкретного размера аванса, а также в связи с установлением не предусмотренных Законом о контрактной системе требований к целям расходования аванса.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя установленный Заказчиком в Конкурсной документации срок окончания действия банковской гарантии не соответствует Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствие с пунктом 5.1 проекта государственного Конкурсной документации установлено: "Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к настоящему Контракту): начало: "13" апреля 2015 года; окончание: "30" сентября 2015 года".
Пунктом 19.11 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "Срок действия Государственного контракта:
Начало: "___" ___________ г. (с момента подписания настоящего Контракта). Окончание: "30" сентября 2023 г."
Пунктом 17.12 части 17 "Размер и условия обеспечения исполнения контракта. Антидемпинговые меры" Конкурсной документации установлено: "Срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также срок, на который перечисляются денежные средства в качестве обеспечения исполнения Контракта: до 31.03.2016 г.".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации срок окончания действия банковской гарантии, не соответствующий Закону о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий; 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи; 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 17.11 части 17 "Размер и условия обеспечения исполнения контракта. Антидемпинговые меры" Конкурсной документации установлено: "Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: 1) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в пункте 17.11. настоящего раздела; 2) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке".
Вместе с тем, согласно пункту 17.11 части 17 "Размер и условия обеспечения исполнения контракта. Антидемпинговые меры" в Приложении N 6 к Конкурсной документации установлена форма банковской гарантии из чего следует, что не соответствие указанной форме банковской гарантии является основанием для отказа в принятии Заказчиком ее.
Таким образом, действия Заказчика, установившего не предусмотренные Законом о контрактной системе основания для непринятия банковской гарантии, нарушают часть 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии, представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком, в Ведомости потребных ресурсов проектной документации установлены товарные знаки к строительной технике, оборудованию, материалам, такие как ABACUS, ЗИЛ 433110, без указания слов "или эквивалент".
Представители Заказчика пояснили, что требование о наличие определенных техники, оборудования, материалов у участников закупки в Конкурсной документации не установлено, указанная информация приведена в проектной документации для расчета стоимости работ.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии производственных мощностей, а также об отсутствии указаний в документации на слова "или эквивалент", не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации отсутствуют условия о промежуточных сроках выполнения отдельных этапов работ по государственному контракту.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 5.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к Контракту)_".
На заседании Комиссии установлено, что Календарный график является незаполненной формой, которая заполняется по итогам определения подрядчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в Конкурсной документации график выполнения работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктом 11.4.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "за нарушение общего срока окончания работ по Объекту - Подрядчику начисляется пеня в размере 1/300 действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком".
Пунктом 11.4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "за нарушение сроков выполнения отдельных видов работ (этапов) и связанного с ними ежемесячного не освоения бюджетных средств по Объекту, указанных в календарном графике, Подрядчику начисляется пеня в размере 1/300 действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заявителя нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Прогресс" обоснованной в части установления Заказчиком в Конкурсной документации не соответствующего Закону о контрактной системе порядка оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным критериям, ненадлежащего установления порядка оплаты работы в проекте контракта Конкурсной документации, установления Заказчиком в Конкурсной документации срока окончания действия банковской гарантии, не соответствующего Закону о контрактной системе, установления требования к форме банковской гарантии в нарушение Закона о контрактной системе, а также ненадлежащего установления графика выполнения работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 7, 13 статьи 34, части 6 статьи 45, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 96.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 28.01.2015 N К-67/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 января 2015 г. N К-67/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был