Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение, поступившее из Минюста России по вопросу о пробелах в законодательстве Российской Федерации в области закупок и сообщает следующее.
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России благодарит Вас за искреннюю заинтересованность в выявлении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
В отношении ведения реестра недобросовестных поставщиком отмечаем.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается в том числе, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом действующим законодательством предусмотрено внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков об учредителях юридических лиц.
Вместе с тем отмечаем, что Законом N 44-ФЗ предусмотрены следующие нормы, направленные на снижение коррупции и иных злоупотреблений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:
1) возможность в судебном порядке признания недействительным контракт заключенного заказчиками, в случае установления личной заинтересованности.
В соответствии с частью 22 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчиков члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчиков контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта;
2) запрет на членство в комиссиях по осуществлению закупок лиц, которые могут быть заинтересованы в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с Законом N 44-ФЗ руководители заказчиков непосредственно принимают решения об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Указанные решения принимаются на комиссионной основе.
В связи с этим частью 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что члены комиссии по осуществлению закупок не могут быть физические лица, которые:
были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
лично заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки);
состоят в браке с руководителем участника закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии) (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки;
являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольного органа в сфере закупок.
В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими не заинтересованными в результатах осуществления процедур закупок лицами.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ устанавливает жесткие ограничения, обеспечивающие независимость членов комиссий;
3) организация общественного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии со статьей 102 Закона N 44-ФЗ граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее - общественный контроль).
При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствования контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных opгaнов в сфере закупок о выявленных нарушениях;
4) организация обязательного общественного обсуждения закупок.
В соответствии со статьей 102 Закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона N 44-ФЗ.
В настоящее время обязательное общественное обсуждение закупок осуществляется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. N 5 "Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. "Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей" следует читать как "578"
При этом законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 данной статьи Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.
Отмечаем, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения;
5) установление ограничений на заключение контрактов между государственными органами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами и руководящими работниками являются близкие родственники руководителей таких государственных органов.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок заказчик устанавливает в том числе требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.
При этом под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Кроме того, следует отметить, что статьями 7.29 - 7.32.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены меры административной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, нормами законодательства Российской Федерации предусмотрены меры, направленные на противодействие коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Дополнительно отмечаем, что Минэкономразвития России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанный законопроект предусматривает внесение изменений в положения Закона N 44-ФЗ в части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (электронные процедуры) обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с процедурами, предусматривающими подачу и рассмотрение заявок участников закупок в форме документов на бумажных носителях.
Так, электронные процедуры обеспечивают развитие конкуренции при осуществлении закупок за счет упрощения подачи заявок, в том числе хозяйствующими субъектами, находящимися на значительном удалении от заказчиков.
Проведение таких процедур позволяет повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и их рассмотрения заказчиками, что может способствовать снижению коррупционных рисков, а также рисков сговора между участниками закупок.
Внедрение электронных процедур создаст дополнительные стимулы для развития информатизации органов государственной власти и местного самоуправления.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 г. N Д28и-30 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был