Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 февраля 2015 г. N 03-08-13/9297
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом о доведении до сведения налоговых органов разъяснений по вопросу налогообложения доходов в виде премий за выполнение условий договора поставки товаров, выплачиваемых резидентам Украины и Республики Казахстан, сообщает следующее.
Аналогичный вопрос рассматривался Минфином России в рамках взаимосогласительной процедуры, которая была инициирована компетентным органом Республики Беларусь и при проведении которой учитывалось мнение экспертов Комитета по налоговым вопросам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В результате 29 марта 2011 г. Министерство финансов Российской Федерации и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь согласовали, что выплаты в виде бонусов (премий) по договорам поставки товаров должны учитываться при определении налогооблагаемой прибыли предприятия-резидента соответствующего договаривающегося государства, налогообложение которой осуществляется в соответствии с положениями статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение), поскольку упомянутые премии (бонусы) следует рассматривать не как отдельный вид доходов, а как компенсацию (уменьшение) расходов, произведенных в связи с закупкой товаров.
Согласно нормам пункта 1 статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения прибыль предприятия одного государства не должна облагаться налогом в другом государстве, за исключением случая, когда предприятие ведет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство.
Соответствующее информационное письмо размещено на интернет-сайте Минфина России в разделе "Международные налоговые отношения. Разъяснения положений международных соглашений".
Согласно положениям пункта 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Это означает, что в Российской Федерации налогообложение премий (бонусов) за выполнение условий договоров поставки товаров, выплачиваемых резидентам Украины, Республики Казахстан или любого другого иностранного государства, не должно отличаться от налогообложения аналогичных платежей, выплачиваемых резидентам Республики Беларусь.
С учётом изложенного налогообложение вышеназванных платежей, выплачиваемых резидентам Украины и Республики Казахстан, должно осуществляться не в рамках статьи 20 "Другие доходы" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее - Соглашение) или статьи 21 "Другие доходы" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об избежании двойного налогообложения об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция).
Данные платежи подлежат налогообложению в соответствии с положениями статей 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения и Конвенции, и в случаях, когда у резидентов Украины и Республики Казахстан отсутствует постоянное представительство на территории Российской Федерации, налогообложение этих платежей на территории Российской Федерации не осуществляется.
Аналогичный порядок налогообложения доходов в виде премий за выполнение условий договора применяется в отношении любого другого иностранного государства.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о налогообложении премии за выполнение условий договора поставки товаров, выплачиваемых резидентам Украины и Казахстана.
Минфин России и Министерство по налогам и сборам Белоруссии пришли к следующему выводу. Бонусы (премии) должны учитываться при определении прибыли предприятия-резидента соответствующего договаривающегося государства. Она облагается в порядке, установленном статьей 7 межправительственного Соглашения нашей страны и Республики об избежании двойного налогообложения ("Прибыль от предпринимательской деятельности").
Рассматриваемые суммы следует признавать не как отдельный вид доходов, а как компенсацию (уменьшение) расходов, произведенных в связи с закупкой товаров.
Исходя из указанной статьи прибыль предприятия одного государства не должна облагаться налогом в другом, за исключением случая, когда предприятие занимается деятельностью через постоянное представительство.
Также отмечено, что в России налогообложение премий (бонусов) за выполнение договоров поставки, выплачиваемых резидентам Украины, Республики Казахстан или любого другого государства, не может отличаться от обложения аналогичных сумм, предоставляемых резидентам Белоруссии.
Данные платежи не должны облагаться как "другие доходы", предусмотренные международными актами России и данных государств.
Применяются положения статей 7. И в случаях, когда у резидентов Украины и Казахстана отсутствует постоянное представительство в России, налогообложение этих платежей не производится.
Аналогичный порядок применяется в отношении любого другого иностранного государства.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 февраля 2015 г. N 03-08-13/9297
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 17 апреля 2015 г. N 14, в журнале "Документы и комментарии", апрель 2015 г., N 8, в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 16-22 июня 2015 г. N 23