Решение Верховного Суда РФ от 24 февраля 2015 г. N АКПИ14-1505
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Паршине Н.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Таратухина A.Н. о признании недействующим подпункта 76 пункта 12 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013, установил:
Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 утверждено Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации (далее - Положение). Нормативный правовой акт опубликован 9 августа 2004 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.
Подпунктом 76 пункта 12 Положения установлено, что Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации назначение и пересмотр пенсий, надбавок к пенсиям, увеличение и повышение пенсий лицам, проходившим военную службу в органах государственной охраны, и членам их семей.
Таратухин А.Н., являющийся военнослужащим, уволенным из органов государственной охраны, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта 76 пункта 12 Положения, ссылаясь на то, что он противоречит Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), в соответствии с которым пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из органов государственной охраны, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации. По мнению заявителя, предусмотренный оспариваемым положением действующий порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим, уволенным из органов государственной охраны, существенно увеличивает сроки выплаты пенсии и получения пенсионного удостоверения.
Заявитель в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения которого извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Президент Российской Федерации поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе охраны Российской Федерации (далее - ФСО России) (распоряжение от 12 декабря 2014 г. N 393-рп).
Представители ФСО России Лысяков А.С., Павлов Г.Л., возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что акт в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы заявителя не нарушает, пенсионное обеспечение в отношении заявителя в настоящий момент осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Обсудив доводы заявителя, возражения представителей Президента Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 80, статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации, являясь главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает в установленном Конституцией Российской Федерации порядке согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" к органам государственной охраны относит федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа (далее - подразделения), и военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Подразделения могут являться юридическими лицами.
ФСО России является федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти, а также функции по информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов (пункт 1 Положения).
Таким образом, оспариваемое Положение издано Президентом Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему Конституцией Российской Федерации полномочиями.
В силу положений пункта "в" части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах государственной охраны, и их семей осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России).
На момент принятия данного закона органы государственной охраны находились в ведомственном подчинении Министерству безопасности Российской Федерации (в настоящее время - ФСБ России).
Статьей 50 поименованного закона организация работы по пенсионному обеспечению указанных выше лиц возложена на ФСБ России применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства работа по пенсионному обеспечению включает в себя организацию рассмотрения обращений за пенсией, исчисление, перерасчет, выплату и прекращение выплаты назначенных пенсий.
Во исполнение приведенных выше положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 ФСБ России разработан Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, который утвержден приказом от 1 мая 2003 г. N 302 (далее - Порядок).
Порядок предусматривает, что пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из Главного управления охраны Российской Федерации (Федеральной службы охраны Российской Федерации), осуществляется ФСБ России в зависимости от ведомственной принадлежности и последнего места военной службы этих лиц. Пенсии назначаются территориальными органами безопасности. Документы для назначения пенсий оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы уволенного лица. Кадровым подразделением по последнему месту службы военнослужащего проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с соответствующим пенсионным подразделением территориального органа безопасности и объявляется лицу, оформляемому на пенсию. При этом данному лицу разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением (пункты 1, 7 и 8).
До принятия Порядка с учетом специфики прохождения службы в ФСО России, льготного порядка исчисления периодов службы отдельных военнослужащих, режима секретности, связанного с характером выполняемых задач, ФСБ России, в целом осуществляя функции в соответствии с пунктом "в" части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, на основании Протокола ФСБ России и ФСО России о порядке и условиях пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в ФСО России, и их семей от 15 сентября 1998 г. частично передало свои полномочия ФСО России по вопросам назначения и перерасчета пенсий лицам, проходившим службу в ФСО России.
ФСО России направляет в пенсионные подразделения территориальных органов безопасности документальные материалы, утвержденные руководством ФСО России (заключения о назначении пенсий, таблицы перерасчета пенсий, удостоверения, свидетельства о праве на льготы, справки на льготы и иные документы), являющиеся основанием для выплаты пенсий, пособий, компенсации в соответствии с пенсионным законодательством и которыми пенсионные подразделения органов ФСБ России не располагают ввиду того, что лица, которым оформляются пенсии, проходили службу в органах ФСО России. Вместе с тем ФСБ России обеспечивает этим лицам выплату пенсий, пособий и компенсаций за счет средств федерального бюджета. Кроме того, Финансово-экономическое управление Департамента обеспечения деятельности ФСБ России осуществляет общее руководство и контроль за правильностью исчисления, перерасчета пенсий лицам, проходившим службу в ФСО России, и их семьям.
Из содержания оспариваемой нормы Положения не следует, что ФСО России осуществляет пенсионное обеспечение, она лишь указывает на то, что ФСО России фактически выполняет работу по обработке имеющихся данных, необходимых для исчисления, назначения и перерасчета пенсий в отношении указанных лиц, предшествующую выплате пенсий, осуществляемую ФСБ России в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Данное толкование подтверждается правоприменительной практикой. Согласно справке Управления кадров ФСО России от 15 декабря 2014 г. материалы для организации выплаты пенсии заявителю отделом пенсионного обеспечения и социальной защиты Управления кадров ФСО России были направлены в ФЭО УФСБ России по Ростовской области.
С учетом изложенного доводы заявителя о противоречии оспариваемой нормы Положения пункту "в" части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются несостоятельными.
Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает права и законные интересы заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Таратухина A.Н. о признании недействующим подпункта 76 пункта 12 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 февраля 2015 г. N АКПИ14-1505
Текст решения официально опубликован не был