Определение Верховного Суда РФ от 30 марта 2015 г. N 303-ЭС14-7904
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
рассмотрев по материалам истребованного дела N А73-1127/2014 Арбитражного суда Хабаровского края кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.11.2014 по указанному делу
по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - предприятие) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (далее - Минфин Хабаровского края), Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о взыскании убытков, связанных с предоставлением в 2013 году отдельным категориям граждан льгот по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ): с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны - 60 127 444 рублей 12 копеек, с Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края за счет средств казны - 61 846 433 рублей79 копеек (с учетом уточнения размера иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", установил:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.06.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.11.2014, исковые требования удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны в пользу предприятия взыскано 60 127 444 рубля 12 копеек убытков, с Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края за счет средств казны взыскано 53 705 488 рублей 29 копеек убытков; в остальной части иска и в иске к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края отказано.
При рассмотрении спора суды исходили из следующего.
Во исполнение постановления губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" и на основании договора от 21.12.2012 предприятие осуществляет деятельность по перевозке отдельных категорий граждан в городском транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету (ЕСПБ).
В период с января по декабрь 2013 года предприятие понесло убытки, возникшие в связи с оказанием услуг по перевозке граждан по льготной цене, которые полностью не возмещены.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды руководствовались статьями 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Суды установили, что размер расходов получен предприятием расчетным методом, при котором последний учитывал данные о количестве реализованных в спорный период проездных билетов на основании сведений Минсоцзащиты Хабаровского края (письмо от 13.08.2013 N 13532-6.3, от 15.07.2013 N 11721-6.3), Центра социальной поддержки населения по городу Хабаровску (от 10.01.2014 N 12-14/36); о стоимости проезда на общественном транспорте в спорный период (постановление мэра города Хабаровска от 31.12.2010 N 4175); результатов натурных обследований, проведенных на основании постановления мэра города Хабаровска от 28.03.2013 N 1085; данных о доле проданных ЕСПБ по приказу Управления транспорта администрации города Хабаровска от 13.01.2012 N 2; данные о компенсации понесенных предприятием расходов.
Суды, руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09, проверили расчет предприятия в части не возмещенных расходов от перевозки льготных категорий граждан по ЕСПБ. Расчет признан судами обоснованным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами.
В кассационных жалобах заявителями ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Минфин России считает, что финансирование названных льгот относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Хабаровский край установил расходные обязательства по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Хабаровского края, приняв постановление губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края", которым установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по ЕСПБ для отдельных категорий граждан, а также предусмотрены порядок возмещения убытков транспортных организаций и источник финансирования - бюджет Хабаровского края.
По мнению Минфина России, расчет иска, учтенный судами, не доказывает реальный размер убытков. Натурные обследования пассажиропотока, представленные истцом для подтверждения расчета иска, не содержат сведений о фактическом количестве перевезенных льготников, а проводятся в целях заполнения форм федерального статистического наблюдения за деятельностью пассажирского транспорта и не используются для финансовых расчетов.
Минфин Хабаровского края ссылается на акт сверки по состоянию на 01.01.2014, подписанный обеими сторонами, в котором указано об отсутствии задолженности. То есть, по состоянию на 01.01.2014 никаких расходов по перевозке, не возмещенных в порядке, предусмотренном договором, у истца не было.
Истцом не доказан размер причиненных ему убытков. Размер требуемой истцом компенсации рассчитан произвольно исходя из стоимости билета (тарифа), а не понесенных фактически расходов по перевозке льготной категории граждан. Истец не доказал факт фактического провоза льготных категорий пассажиров, а расчет произведен из численности зарегистрированных граждан, обладающих льготами.
Минфин Хабаровского края полагает, что постановление администрации города Хабаровска от 28.03.2013 N 1085, установившее среднее количество поездок, совершенное по одному ЕСПБ, равное 51,3, не может являться допустимым доказательством по делу.
В данном деле от имени Хабаровского края должен выступать главный распорядитель бюджетных средств - Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, которому в ведомственной структуре расходов краевого бюджета предусматриваются средства для возмещения транспортным предприятиям расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статья 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявлений заслуживают внимания и вызывают сомнение в законности и обоснованности судебных актов, в связи с чем кассационные жалобы Минфина России и Минфина Хабаровского края с делом подлежат передаче для рассмотрения по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
передать кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 30 марта 2015 г. N 303-ЭС14-7904
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5306/15
21.09.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 365-ПЭК15
14.08.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1127/14
10.02.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7181/14
18.11.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4991/14
03.09.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3875/14
27.06.2014 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1127/14