Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 марта 2015 г. N 4-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Забавина И.В. на решение Московского областного суда от 25 ноября 2014 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании частично недействующим решения Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 21 июня 1984 года N 829 "Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Забавина И.В. и его представителя адвоката Пищулина А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей правительства Московской области - Перьминовой А.М., Министерства экологии и природопользования Московской области - Очировой Н.А., Минприроды России - Пугачевой Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлёвой Н.М., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Забавин И.В. обратился в суд с заявлением о признании частично недействующим решения Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 21 июня 1984 года N 829 "Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника". В обоснование заявления указал на то, что приобрел под дачное строительство земельный участок, расположенный в охранной зоне заповедника. Решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 21 июня 1984 года N 829 утверждено Положение об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника. В силу раздела 3 указанного Положения на территории охранной зоны в соответствии со статьёй 40 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик запрещается: строительство коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения. В настоящее время Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик утратили силу. В оспариваемой части положение об охранной зоне заповедника вошло в противоречие положениям пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ, согласно которым в границах особо охраняемых зон запрещена лишь деятельность, которая оказывает негативное воздействие на природные комплексы. По утверждению заявителя, оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его право собственности на землю.
В уточненном заявлении заявитель просил признать недействующим оспариваемый нормативно-правовой акт в той части указанного раздела 3, которая запрещает изыскания и строительство дачных поселков на территории охранной зоны.
Решением Московского областного суда от 25 ноября 2014 года в удовлетворении требований Забавина И.В. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии противоречий оспариваемых норм требованиям федерального законодательства.
При этом суд правомерно исходил из того, что Положение принято в установленном законом порядке, содержащиеся в нем предписания согласуются с законодательством, имеющим большую юридическую силу, оно не нарушает прав заявителя, доводы которого основаны на неправильном толковании норм материального права.
Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник учрежден постановлением Совета народных комиссаров РСФСР N 375 от 19 июня 1945 года.
Заповедник включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России (распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 года N 2055-р).
Решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 21 июня 1984 года N 829 утверждено Положение об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника.
Согласно разделу 3 указанного Положения на территории охранной зоны в соответствии со статьёй 40 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик запрещается: строительство коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения.
В статье 40 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик указано, что землями заповедников признаются выделенные в установленном порядке участки земли, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных и т.п.). Всякая деятельность, нарушающая природные комплексы заповедников или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность, запрещается как на территории заповедников, так и в пределах устанавливаемых вокруг заповедников охранных зон.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются.
В настоящее время особенности режима особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются такие категории этих территорий как государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники.
Пунктом 10 этой же статьи предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30 декабря 2013 года (часть третья статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ).
На момент принятия оспариваемого правового акта порядок создания охранных зон государственных заповедников был установлен Положением о государственных заповедниках РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 05.06.1962 N 769.
В соответствии с пунктом 17 данного Положения вокруг государственных заповедников или на примыкающих к ним отдельных участках, в случае необходимости, по решениям Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов может быть выделена охранная зона.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 7 этой же статьи на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью.
Как следует из раздела 2 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, охранная зона создана в целях:
- улучшения условий обитания редких животных заповедника за счет создания дополнительных участков обитания для видов, охрана которых только на территории заповедника не может быть обеспечена должным образом;
- улучшения условий произрастания и сохранения ценных древесных пород, а также кустарниковых и травянистых видов растений, свойственных данному региону, но отсутствующих или слабо представленных в пределах заповедника, требующих особой охраны;
- проведения биотехнических мероприятий с целью отвлечения с территории заповедника животных, численность населения которых превышает допустимый уровень, регулирования их численности в заповеднике путем отстрела в охранной зоне.
При этом в соответствии с пунктом 2 Положения охранная зона представляет собой угодья, непосредственно прилегающие к территории заповедника и являющиеся её продолжением без юридического отчуждения или изъятия угодий, входящих в охранную зону, у основных землепользователей и охотопользователей.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Положение об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, устанавливающее границы охранной зоны, а также режим охраны и использования расположенных в ней земельных участков, не противоречит действующему законодательству, следует признать правильным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, основана на неверном толковании норм материального права, следовательно, не может повлечь отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 25 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Забавина И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 марта 2015 г. N 4-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был