Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии РФ
от 1 апреля 2015 г. N 277-1-6
Рекомендации
по организации избирательными комиссиями транспортного обеспечения проведения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для использования избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальными, окружными и участковыми избирательными комиссиями при организации закупок транспортных услуг для проведения на основании пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), частей 1 и 2 статьи 82 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 70 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", законов субъектов Российской Федерации досрочного голосования избирателей на одном или нескольких избирательных участках, а также групп избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - труднодоступные или отдаленные местности).
1.2. При проведении досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях избирательные комиссии могут использовать различные виды транспорта: наземный (автомобильный, железнодорожный, гужевой и др.); водный (катер, лодка, паром и др.); воздушный (самолет, вертолет).
1.3. Закупка транспортных услуг для проведения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации (далее - ИКСРФ) и избирательными комиссиями муниципальных образований (далее - ИКМО), являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации).
Федеральный закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с закупкой транспортных услуг участковыми избирательными комиссиями (далее - УИК), территориальными избирательными комиссиями (далее - ТИК), в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями (далее - ОИК), ИКМО, не являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, во исполнение их полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. В случае применения данных правоотношений должно соблюдаться законодательство Российской Федерации о защите конкуренции.
1.4. Договор на оказание транспортных услуг может быть возмездным или безвозмездным.
2. Планирование расходов на транспортные услуги
2.1. ИКСРФ (ИКМО) заблаговременно, до назначения соответствующих выборов, с целью определения объемов расходов на организацию транспортного обеспечения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях должна определить, а после назначения соответствующих выборов уточнить следующие сведения:
места нахождения избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях, включая наименования населенных пунктов либо объектов и их месторасположение;
планируемое количество избирателей, номера избирательных участков;
наличие регулярного транспортного сообщения или его отсутствие;
схемы специальных транспортных маршрутов, их количество и протяженность, с учетом имеющихся постоянных транспортных маршрутов;
планируемое время пребывания на маршруте (время в пути и время стоянки);
места дислокации (базирования) транспортных средств;
цены и (или) тарифы на перевозки, примерную стоимость одного часа эксплуатации транспортного средства;
фактические расходы на транспортные услуги в период проведения предыдущих выборов;
другие сведения.
2.2. Сведения, указанные в пункте 2.1 настоящих Рекомендаций, следует заблаговременно запросить от ТИК, глав администраций муниципальных образований, руководителей организаций, имеющих объекты, на которых работают избиратели, в труднодоступных или отдаленных местностях, руководителей транспортных организаций и др.
2.3. Соответствующая избирательная комиссия в обязательном порядке должна провести анализ поступивших сведений на предмет эффективности расходования бюджетных средств и изучить возможность:
оптимизации транспортных маршрутов, в том числе использования постоянных транспортных маршрутов;
проведения досрочного голосования избирателей в помещении комиссии в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ;
образования в труднодоступных или отдаленных местностях временных избирательных участков;
использования технических средств связи, в том числе для передачи данных протоколов об итогах голосования;
самостоятельного изготовления УИК избирательной документации в соответствии с пунктом 19 статьи 63 Федерального закона N 67-ФЗ;
использования на указанных маршрутах альтернативных (менее затратных) видов транспорта;
использования транспорта, представляемого иными организациями и учреждениями на безвозмездной основе;
совместного использования транспорта с иными заказчиками, проводящими полеты (поездки) в период, совпадающий с периодом проведения досрочного голосования;
организации досрочного голосования избирателей, работающих вахтовым методом, перед выездом (вылетом) на вахту (в случае совпадения периода);
проведения голосования избирателей, ведущих кочевой образ жизни, работающих вахтово-экспедиционным методом, в удобных и доступных для избирателей местах, определенных комиссией (с обеспечением обязательного предварительного оповещения избирателей о дате, месте и времени проведения голосования).
При необходимости соответствующая избирательная комиссия может изучить возможность осуществления иных мер, направленных на оптимизацию расходов на закупку транспортных услуг.
2.4. После проведения анализа, указанного в пункте 2.3, и с учетом сведений, указанных в пункте 2.1 настоящих Рекомендаций, соответствующая избирательная комиссия должна обобщить представленные сведения (определить специальные транспортные маршруты, используемые виды транспорта, планируемое расчетное время в пути до каждого пункта остановки по маршруту и время стоянки в этих пунктах, общее планируемое время по маршруту в целом, планируемые даты завоза (вывоза) избирательной документации и (или) проведения досрочного голосования и т.д.), при необходимости провести дополнительное уточнение маршрутов, определить объемы транспортных услуг и их примерную стоимость.
2.5. Распределение и расходование денежных средств на организацию транспортного обеспечения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях осуществляется в пределах средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов.
3. Комиссии, осуществляющие закупку транспортных услуг для обеспечения проведения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях
3.1. ИКСРФ (ИКМО) вправе принять решение о перечне комиссий, осуществляющих закупку транспортных услуг, либо осуществлять закупку транспортных услуг самостоятельно (приложение N 1).
3.2. В решении о перечне комиссий, осуществляющих закупку транспортных услуг, указываются: наименование комиссии (номер); основные сведения о местах нахождения избирателей (отдельных групп избирателей) в труднодоступных или отдаленных местностях; используемые виды транспорта и другие сведения (приложение N 2).
3.3. В случае принятия ИКСРФ (ИКМО) решения об осуществлении закупки транспортных услуг территориальными (окружными, участковыми) избирательными комиссиями, соответствующая избирательная комиссия на основании указанного решения вправе принять собственное решение о закупке транспортных услуг и заключении, в случаях, предусмотренных законодательством, гражданско-правового договора, в котором указывает: наименование юридического лица или Ф.И.О. физического лица, с которым планируется заключение договора; цену договора (с обоснованием (расчетом) такой цены); срок исполнения; сведения о транспортных маршрутах и используемом виде транспорта; планируемое количество избирателей в каждой точке маршрута; сведения о должностном лице, осуществляющем контроль за выполнением договора, и др. (приложение N 3).
3.4. Договоры на оказание транспортных услуг могут заключаться как с физическими, так и с юридическими лицами.
3.5. При заключении договора на оказание транспортных услуг необходимо предусмотреть наличие соответствующих документов на право управления данным видом транспорта (водительское удостоверение), о его техническом состоянии, о страховании транспортного средства (если это предусмотрено законодательством), а также документа, подтверждающего право пользования конкретным транспортным средством, с приложением копий указанных документов.
3.6. При заключении договора на использование гужевого транспорта возможно предусмотреть услуги экипажа, в том числе в качестве проводника (приложение N 4).
4. Определение цены договора участковыми, территориальными, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации)
4.1. Цена договора на транспортные услуги определяется избирательной комиссией, заключающей соответствующий договор после изучения (анализа) рынка транспортных услуг.
При определении цены договора могут быть использованы следующие способы:
при закупке транспортных услуг воздушного транспорта - путем запроса стоимости цены одного летного часа у авиапредприятий на соответствующих маршрутах;
при закупке транспортных услуг наземного и водного транспорта - путем запроса стоимости транспортных услуг у организаций и (или) учета затрат на оплату труда водителя за один час; на топливо (с указанием его марки и цены); на другие расходуемые в процессе эксплуатации материалы и др.;
при закупке транспортных услуг гужевого транспорта (лошадей, оленьих и собачьих упряжек) - путем учета затрат на аренду гужевого транспорта на весь маршрут (на день, на час) и др.
4.2. К обоснованию (расчету) цены договора прилагаются необходимые подтверждающие документы (при их наличии).
5. Содержание договора на оказание транспортных услуг для обеспечения проведения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях
5.1. В договоре между избирательными комиссиями, осуществляющими закупку транспортных услуг (Заказчик), и исполнителем договора (Исполнитель) в зависимости от вида договора предусматриваются:
предмет договора;
конкретные сроки действия договора;
вид используемого транспорта;
права и обязанности сторон;
сроки оказания транспортных услуг;
номера и адреса избирательных участков, на которых проводится досрочное голосование избирателей или отдельных групп избирателей;
объем услуг (часы, километры и др.) по каждому маршруту и в целом по всем маршрутам;
указание на то, что тарифы за один час работы транспортного средства не подлежат пересмотру в течение всего срока действия контракта (договора) и включают все необходимые налоги, сборы и платежи;
описание объекта закупки (при описании объекта закупки рекомендуется предусмотреть (с учетом вида транспорта): описание подробного транспортного маршрута с указанием наименований населенных пунктов либо объектов (например, полярная станция, вахтовый поселок, стойбище, гидрометеорологическая станция и т.п.); протяженность в километрах, а в случае если на маршруте планируется несколько мест остановки для проведения досрочного голосования, то расстояние между ними с указанием начального, промежуточных и конечного пунктов маршрута в километрах; планируемое количество избирателей в каждом пункте маршрута; наименование и предельные максимальные габариты и вес багажа и груза; вид транспорта; требование о запрете размещения на транспортном средстве, используемом при досрочном голосовании избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях агитационных материалов кандидатов, избирательных объединений; вместимость транспортного средства (необходимое минимальное количество мест в транспортном средстве); требование по предоставлению документов, подтверждающих техническое состояние транспорта (кроме гужевого); требование по наличию средств безопасности (для членов комиссии и наблюдателей) (кроме гужевого); документы, подтверждающие квалификацию лиц, осуществляющих управление транспортным средством (в случае необходимости); наличие устойчивых средств связи и средств отслеживания маршрутов передвижения (навигационно-информационной системы) (если имеются соответствующие технические средства связи); возможность осуществления остановки на маршрутах передвижения; максимальное расстояние, которое должно преодолеть транспортное средство без дозаправки на данном маршруте (в случае необходимости); наличие лицензионных и разрешительных документов на определенные транспортные маршруты (в случае необходимости); указание на то, что перевозка (при использовании воздушного транспорта) должна выполняться в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом требований Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами и другими нормативными актами Российской Федерации, а также на то, что авиакомпания должна предоставлять для исполнения договора летный экипаж, имеющий необходимую специальную подготовку и допуски, технически исправное воздушное судно, соответствующее всем нормам летной годности и имеющее ресурс, обеспечивающий выполнение всего запланированного объема услуг по договору, в полной комплектации и оснащении необходимым оборудованием и документацией;
сроки и порядок подачи заявок Исполнителю от имени Заказчика после заключения договора на транспортные услуги по конкретным маршрутам, в том числе перечень должностных лиц, имеющих право подавать заявки от имени Заказчика;
организация и порядок сдачи-приемки услуг;
сроки и порядок оформления актов оказанных услуг по конкретным маршрутам (в случае, если это предусмотрено условиями договора) и в целом по договору, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных подписывать и утверждать акты от имени Заказчика и Исполнителя;
цена договора, форма, сроки и порядок расчетов за оказанные услуги, в том числе порядок и условия расчетов за услуги в случае, если Исполнитель одновременно использовал данное транспортное средство для перевозки иных пассажиров или груза;
основания для расторжения договора (договор, в том числе, может быть расторгнут по соглашению сторон (Заказчика и Исполнителя), в котором указываются: информация о Заказчике и Исполнителе; дата заключения договора и его номер; дата, с которой договор считается расторгнутым; основания для его расторжения; срок вступления в силу Соглашения; указание на отсутствие у сторон претензий друг к другу. Соглашение составляется в двух экземплярах, на которых указываются юридические адреса и банковские реквизиты, ставятся подписи и печати сторон);
возможность внесения изменений (уточнений) в транспортные маршруты вследствие обстоятельств непреодолимой силы, неблагоприятных погодных условий, изменения мест нахождения избирателей, ведущих кочевой образ жизни, прекращения работы избирателей на объекте и т.п.;
порядок расчетов в случае невыполнения, либо изменения, либо отмены транспортного маршрута;
ответственность Заказчика и Исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и другие положения, предусмотренные законодательством;
действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор);
порядок разрешения споров;
другие (заключительные) условия.
5.2. К договору должны быть приложены в качестве приложений, являющихся его неотъемлемой частью:
описание объекта закупки (в случае если данное описание не содержится в тексте договора);
примерная форма акта оказанных услуг по договору.
В случае если в договоре предусматривалось проведение голосования (завоз или вывоз избирательной документации) по нескольким транспортным маршрутам, то к акту оказанных услуг в соответствии с условиями договора могут прилагаться заявки на оказание транспортных услуг по каждому транспортному маршруту и акты об их выполнении либо по договору в целом.
5.3. В заявке на оказание транспортных услуг по конкретному транспортному маршруту рекомендуется указать: наименование (номер) комиссии; номер и дату договора; конкретный маршрут следования, соответствующий указанному в договоре; срок исполнения заявки, время выезда (вылета), количество пассажиров и вес груза (избирательной документации, переносных ящиков для голосования). Заявка должна быть заверена подписью Заказчика (председателем комиссии) и печатью соответствующей комиссии. Выполнение заявки на оказание транспортных услуг по конкретному транспортному маршруту подтверждается актом о ее выполнении, который заверяется подписями Заказчика (председателя комиссии) и Исполнителя и скрепляется печатями (приложение N 5).
5.4. В акте оказанных услуг по договору должны содержаться сведения о протяженности выполненного маршрута; начальных, промежуточных, конечных пунктах и расстоянии между ними; времени в пути, времени на стоянку; сумма, подлежащая к оплате за оказанные услуги; указание на наличие (отсутствие) претензий у сторон по исполнению договора; подпись ответственного лица со стороны Заказчика и Исполнителя.
5.5. К акту о выполнении заявки по каждому маршруту может быть приложен список пассажиров с их подписями (с указанием их Ф.И.О., занимаемой должности в комиссии), число которых должно соответствовать количеству пассажиров, указанному в акте, и информация о массе багажа и груза (в случае необходимости). Сведения должны соответствовать сведениям, указанным в акте (в качестве багажа и груза может быть указана только избирательная документация (избирательные бюллетени, протоколы, информационные материалы, переносные ящики для голосования, а также средства, необходимые для проведения досрочного голосования на данном маршруте, например - лыжи, снегоход и т.п.).
6. Контроль за исполнением договоров на оказание транспортных услуг, заключенных участковыми, территориальными, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации)
6.1. В целях осуществления контроля за исполнением договоров ИКСРФ (ИКМО) может своим решением установить форму для контроля (лист контроля), представляемую каждой ТИК по выполнению соответствующих договоров, и порядок ее представления (приложение N 6).
6.2. В случае, если Заказчиком транспортных услуг с использованием авиатранспорта для проведения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях является нижестоящая избирательная комиссия, то ИКСРФ (ИКМО) при необходимости может организовать работу по проведению проверки документов, являющихся основанием для оплаты оказанных услуг по договору, перед осуществлением расчетов, в том числе с привлечением контрольно-ревизионной службы избирательной комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.