Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.П. Соловых к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.П. Соловых, уволенный с военной службы по подпункту "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, оспаривает конституционность пункта 4 статьи 51.1 названного Федерального закона, согласно которому взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 указанного Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией); при этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 1 (часть 1), 2, 7 (часть 2), 15 (части 1 и 4), 17 (часть 1), 32 (части 1 и 4), 37 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не устанавливает определенно момент, с которого следует исчислять предусмотренные ею сроки применения взыскания, и тем самым позволяет увольнять военнослужащего без учета срока, прошедшего с момента совершения коррупционного правонарушения.
Оспариваемая норма применена в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.П. Соловых материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Установление в оспариваемой норме месячного срока применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений с закреплением требования о том, что в его продолжительность не включаются периоды, когда военнослужащий не имел возможности участвовать в рассмотрении вопроса о наличии в его действиях оснований для увольнения в связи с утратой доверия, призвано ограничить период неопределенности правового положения военнослужащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих военную службу. Тем же целям служит и закрепленный оспариваемой нормой шестимесячный срок, который по своему характеру является пресекательным. Указание в законе срока, достаточного для принятия обоснованного решения о применении к военнослужащему взыскания за коррупционное правонарушение, предполагает невозможность его применения за пределами этого срока - независимо от обстоятельств, послуживших причиной тому, что окончательное решение не было принято.
Таким образом, закрепление сроков применения взыскания в виде увольнения с военной службы за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с военной службы и, соответственно, пункт 4 статьи 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает его произвольного применения и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права лиц, проходящих военную службу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2014 года N 94-О).
Разрешение же вопросов о том, обоснованным ли было увольнение И.П. Соловых с военной службы и соблюдались ли при его увольнении сроки, закрепленные оспариваемой нормой, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Соловых Игоря Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся срока применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения.
Так, определенные взыскания применяются не позднее месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения.
Это месяц, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов соответствующей комиссией.
При этом взыскание должно быть применено не позднее 6 мес. со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку они не устанавливает определенно момент, с которого следует исчислять упомянутые сроки применения взыскания.
Тем самым нормы позволяют увольнять военнослужащего без учета срока, прошедшего с момента совершения коррупционного правонарушения.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
В нормах установлен месячный срок для применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений.
При этом определены периоды, которые не включаются в данный срок.
Подобное регулирование призвано ограничить период неопределенности правового положения военнослужащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия. Тем самым оно направлено на защиту прав и интересов лиц, проходящих военную службу.
Тем же целям служит и закрепленный в нормах срок 6 мес., который по своему характеру является пресекательным.
Указание в законе срока, достаточного для принятия обоснованного решения о применении к военнослужащему взыскания за коррупционное правонарушение, предполагает, что его невозможно применить за пределами такого периода.
Такое невозможно независимо от обстоятельств, послуживших причиной тому, что окончательное решение не было принято.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. N 503-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Соловых Игоря Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)