Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации в январе-сентябре 2014 года
См. Платежный баланс, международную инвестиционную позицию и внешний долг Российской Федерации в 2014 г.
Аналитический комментарий
В январе-сентябре 2014 года платежный баланс формировался на фоне ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и усиления геополитических рисков. Некоторое укрепление торгового баланса и рост положительного сальдо текущего счета не были достаточными для компенсации резкого сужения внешней ресурсной базы экономики и продолжившегося наращивания внешних активов частным сектором. Возникший дисбаланс валютных потоков был компенсирован за счет использования валютных резервов Банка России.
Профицит счета текущих операций в январе-сентябре 2014 года составил 46,1 млрд долларов США (26,1 млрд долларов США в сопоставимом периоде 2013 года). Его увеличение стало итогом роста положительного сальдо торгового баланса и сокращения дефицита первичных доходов.
Оборот внешней торговли товарами снизился по отношению к базисному периоду на 2,8%, до 614,4 млрд долларов США.
Сальдо торгового баланса в январе-сентябре 2014 года выросло до 148,2 млрд долларов США. Рост профицита по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 9,6% обусловлен опережающим уменьшением импорта товаров по сравнению с экспортом.
Экспорт товаров в январе-сентябре 2014 года сократился до 381,3 млрд долларов США, или на 0,6%.
Внешняя ценовая конъюнктура ухудшилась в среднем на 2,3%. Индекс цен на основные энергетические товары снизился лишь на 0,6% за счет удешевления природного газа на 4,8% при стабильных ценах на нефть и нефтепродукты. Падение цен на прочие товары составило 5,7%.
Физические объемы вывоза в целом выросли на 1,8%. Сокращение поставок основных топливно-энергетических товаров на 0,6% (из-за уменьшения в натуральном выражении вывоза сырой нефти на 5,1% и природного газа на 4,3%) было скомпенсировано увеличением экспортного потока прочих товаров на 6,6%.
Стоимостной показатель экспорта топливно-энергетических товаров уменьшился до 271,0 млрд долларов США в январе-сентябре 2014 года с 274,1 млрд долларов США в сопоставимом периоде 2013 года. Доля товарной группы не изменилась и составила 71,0%.
Экспорт черных и цветных металлов, включая изделия из них, сократился до 30,5 млрд долларов США, или на 0,4%, удельный вес группы почти не изменился (8,0%). Поставки продукции химической промышленности снизились до 21,6 млрд долларов США (5,7% совокупного экспорта). Экспорт продукции машиностроения по сравнению с январем-сентябрем 2013 года уменьшился на 7,3%, до 17,8 млрд долларов США, доля группы в совокупном экспорте сократилась до 4,6% (5,0% в сопоставимом периоде 2013 года). Вывоз продовольственных товаров и сырья для их производства, напротив, вырос почти на четверть, до 13,8 млрд долларов США, что повысило удельный вес товарной группы до 3,6% против 2,9% в сопоставимом периоде 2013 года.
В географической структуре экспорта доля стран ЕС незначительно снизилась и составила 53,3%. Государства Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), напротив, нарастили свой удельный вес до 20,7% (18,6%). Суммарная доля партнеров России по Таможенному союзу - Республики Беларусь и Республики Казахстан уменьшилась до 6,8% (7,2%). Наибольшие объемы поставок приходились на Нидерланды (14,0%), Китай (7,5%), Италию (7,4%) и Германию (7,2%).
Импорт товаров составил 233,1 млрд долларов США (248,4 млрд долларов США в январе-сентябре 2013 года). Уменьшение его стоимости на 6,1% связано со снижением физических объемов поставок на 7,0% при незначительном росте ввозных контрактных цен (на 0,9%). Отрицательная динамика спроса на импорт стала следствием отсутствия потребности в инвестиционных товарах, а также сокращения располагаемых доходов населения из-за падения курса рубля.
Ввоз машин, оборудования и транспортных средств снизился в январе-сентябре 2014 года на 7,1%, до 103,2 млрд долларов США, в значительной мере из-за сокращения импорта средств наземного транспорта. Удельный вес продукции машиностроения в общем импорте уменьшился с 48,3 до 47,5%.
Импорт продукции химической и связанных с ней отраслей снизился на 4,3%, до 35,1 млрд долларов США, доля товарной группы в совокупном импорте незначительно выросла и составила 16,2%. Существенное сокращение было зафиксировано по крупной позиции этой товарной группы - фармацевтической продукции.
Продовольственных товаров импортировано на 29,9 млрд долларов США, что лишь на 1,2% меньше показателя сопоставимого периода 2013 года, удельный вес группы повысился до 13,7% (13,1%).
В географическом распределении импорта в январе-сентябре 2014 года доля государств ЕС незначительно снизилась - до 41,3% (с 42,1% в январе-сентябре 2013 года), позиции стран АТЭС укрепились до 36,3% (34,8%). Удельный вес стран Таможенного союза вырос до 6,9% (6,5%). Важнейшими партнерами являлись: Китай, доля которого выросла до 17,5%, Германия (11,5%) и США (6,6%).
Дефицит баланса внешней торговли услугами в январе-сентябре 2014 года незначительно вырос - до 44,2 млрд долларов США при сокращении стоимости как предоставленных, так и полученных услуг.
Экспорт услуг снизился до 50,2 млрд долларов США (51,5 млрд долларов США в январе-сентябре 2013 года). В его структуре традиционно доминировали транспортные услуги, демонстрировавшие положительную динамику за счет сегмента грузовых перевозок и вспомогательных услуг. Удельный вес услуг транспорта незначительно увеличился и составил 31,8% против 29,9% в аналогичном периоде 2013 года. На 7,4% уменьшился объем предоставленных прочих услуг: наиболее весомо, на 20,9%, снизилось потребление нерезидентами услуг в строительстве, испытывавшем негативное влияние снижения деловой активности как российских компаний за рубежом, так и иностранных предприятий в России. Экспорт услуг по статье "Поездки" изменился несущественно за счет компенсирующего влияния падения расходов нерезидентов в ходе деловых поездок и увеличения сумм, расходуемых во время личных визитов. Удельный вес прочих услуг и поездок составил 49,6 и 18,7% соответственно.
Импорт услуг по итогам января-сентября 2014 года снизился до 94,4 млрд долларов США (95,4 млрд долларов США в сопоставимом периоде 2013 года). Снижение располагаемых доходов и ослабление рубля оказали влияние на сокращение общего количества выездов за рубеж, однако за счет структурных сдвигов и устойчивости средней суммы расходов на одну поездку стоимостной объем статьи "Поездки", составившей 41,8 млрд долларов США, почти не изменился по отношению к предшествующему году. Наиболее динамично, на 8,1%, до 11,8 млрд долларов США, сокращался импорт транспортных услуг, причем как в грузовом, так и пассажирском сегменте. Прочие услуги потреблялись резидентами почти в том же объеме, что и годом ранее, - 40,8 млрд долларов США. Удельный вес поездок, прочих и транспортных услуг составил 44,3; 43,2 и 12,5% соответственно.
Баланс первичных доходов по итогам января-сентября 2014 года сведен с дефицитом в 51,3 млрд долларов США (58,9 млрд долларов США в сопоставимом периоде 2013 года).
Отрицательное сальдо оплаты труда по итогам 9 месяцев 2014 года сократилось почти на четверть относительно уровня соответствующего периода предыдущего года и составило 7,2 млрд долларов США. Выплаты работающим в России менее одного года иностранным гражданам уменьшились до 10,3 млрд долларов США (12,4 млрд долларов США в январе-сентябре 2013 года) как за счет сокращения численности впервые прибывших в страну трудовых мигрантов, так и за счет падения их средней заработной платы в долларовом исчислении. Сумма, начисленная к получению работающим за рубежом российским гражданам, сохранилась на уровне базисного периода - 3,1 млрд долларов США.
Дефицит баланса инвестиционных доходов уменьшился до 44,2 млрд долларов США (49,7 млрд долларов США в январе-сентябре 2013 года) за счет более существенного роста доходов к получению по сравнению с выплатами. Наиболее весомо сократилось отрицательное сальдо доходов прочих секторов - до 39,9 млрд долларов США (43,4 млрд долларов США в январе-сентябре 2013 года). Сокращение дефицита инвестиционных доходов банков до 3,9 млрд долларов США обусловлено главным образом ростом поступлений из-за рубежа, связанных как с участием в капитале, так и с приобретением долговых инструментов. Отрицательное сальдо инвестиционных доходов органов государственного управления и Банка России сохранилось на уровне базисного периода - 0,4 млрд долларов США.
Дефицит баланса вторичных доходов вырос до 6,5 млрд долларов США (6,1 млрд долларов США годом ранее). Сумма, выплаченная в пользу нерезидентов, возросла с 19,3 до 19,5 млрд долларов США в отчетном периоде. Уменьшение вторичных доходов к получению с 13,2 до 13,0 млрд долларов США обусловлено в том числе сокращением таможенных платежей, перераспределенных в пользу Российской Федерации странами - партнерами по ЕАЭС.
Отрицательное сальдо счета операций с капиталом в сумме 10,2 млрд долларов США (-0,3 млрд долларов США годом ранее) сформировано крупной операцией прощения долга по государственному кредиту, предоставленному бывшим СССР.
Совокупная величина сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом, характеризующая чистое кредитование остального мира, в январе-сентябре 2014 года сложилась в объеме 35,9 млрд долларов США (25,8 млрд долларов США в январе-сентябре 2013 года). Отношение показателя к ВВП страны возросло с 1,7% в январе-сентябре 2013 года до 2,4% по итогам 9 месяцев 2014 года.
Финансовый счет (без учета резервных активов) сведен с дефицитом в 85,8 млрд долларов США. Увеличение отрицательного сальдо более чем втрое по отношению к базисному периоду обусловлено сокращением внешнего финансирования.
Сокращение внешних обязательств резидентов в январе-сентябре 2014 года на 14,2 млрд долларов США (рост на 113,3 млрд долларов США годом ранее) обусловлено существенными ограничениями в доступе резидентов на международный рынок капитала.
Обязательства сектора органов государственного управления уменьшились на 8,8 млрд долларов США (рост на 9,9 млрд долларов США в сопоставимом периоде прошлого года). При незначительном снижении объема выплат, связанных с обслуживанием обращающихся долговых инструментов (с 4,2 до 3,9 млрд долларов США), ключевую роль в динамике показателя играли возросшие до 6,6 млрд долларов США продажи суверенных ценных бумаг иностранными инвесторами на вторичном рынке. Годом ранее наблюдалась обратная тенденция: покупка государственных ценных бумаг нерезидентами на вторичном рынке на сумму 5,5 млрд долларов США, а также приобретение ими суверенных инструментов при первичном размещении на сумму 6,5 млрд долларов США.
Чистое сокращение иностранных обязательств банков составило 18,7 млрд долларов США (прирост на 12,1 млрд долларов США в январе-сентябре 2013 года). Изъятие средств нерезидентами происходило преимущественно с текущих счетов и депозитов. На фоне ограничений, наложенных на привлечение капитала на международном рынке для ряда системно значимых российских банков со II полугодия, кредитные организации в отчетном периоде сократили эмиссию новых еврооблигационных займов до 9,1 млрд долларов США (в сопоставимом периоде 2013 года сумма новых выпусков составила 11,6 млрд долларов США). Прямые иностранные инвестиции в банковский сектор в сумме 3,9 млрд долларов США почти полностью были представлены реинвестированием доходов.
Чистое принятие обязательств прочими секторами в январе-сентябре 2014 года уменьшилось до 12,4 млрд долларов США (89,3 млрд долларов США в соответствующем периоде 2013 года). Прирост прямых инвестиций, составивших 19,7 млрд долларов США, был обеспечен преимущественно реинвестированием доходов нерезидентов в капиталы российских компаний. В результате заметно сократившегося размещения новых еврооблигационных займов связанными зарубежными структурами в интересах российских компаний объем кредитов от прямых инвесторов, включенных в состав статьи "Прямые инвестиции", снизился до 5,1 млрд долларов США (30,2 млрд долларов США в январе-сентябре 2013 года).
Возросшая волатильность российского финансового рынка и ослабление курса рубля способствовали интенсификации вывода средств иностранными инвесторами из корпоративных ценных бумаг: по итогам января-сентября 2014 года портфельные вложения нерезидентов сократились на 10,8 млрд долларов США (5,0 млрд долларов США). Основным объектом продажи выступали акции отечественных компаний.
Привлечение капитала в форме ссуд и займов на чистой основе замедлилось до 4,4 млрд долларов США.
Знак "-" означает чистое снижение иностранных обязательств резидентов.
Интенсивность наращивания финансовых активов (без учета резервных) в январе-сентябре 2014 года оставалась высокой - 71,6 млрд долларов США.
Знак "-" означает чистое снижение иностранных активов резидентов.
Чистое выбытие активов органов государственного управления составило 8,3 млрд долларов США. В основе динамики показателя лежало упомянутое прощение долга по государственному кредиту, предоставленному бывшим СССР (в сопоставимом периоде прошлого года активы выросли на 1,4 млрд долларов США).
Частный сектор в январе-сентябре 2014 года нарастил иностранные активы*(1) на 78,8 млрд долларов США (138,4 млрд долларов США в аналогичном периоде 2013 года).
Внешние активы банковского сектора увеличились незначительно - на 0,4 млрд долларов США (рост на 22,9 млрд долларов США в январе-сентябре 2013 года). Таким образом, основным источником фондирования погашения обязательств банков выступали перераспределенные в пользу кредитных организаций внешние активы прочих секторов, а также валютные резервы Банка России.
Наращивание внешних активов прочих секторов ускорилось до 78,4 млрд долларов США*(1) (60,4 млрд долларов США в январе-сентябре 2013 года*(2)).
Около половины приобретенных иностранных требований представлено прямыми инвестициями (43,6 млрд долларов США). Прирост нового участия в капиталах компаний-нерезидентов увеличился до 23,9 млрд долларов США (11,6 млрд долларов США в 2013 году*(2)). Объем реинвестированных доходов составил 12,6 млрд долларов США против 9,6 млрд долларов США годом ранее.
Иностранные инвестиции прочих секторов, осуществленные в иных формах, также выросли. В их составе доминировало наращивание резидентами валютных авуаров в наличной форме: прирост остатков наличной иностранной валюты у резидентов (кроме банков) в январе-сентябре достиг 15,7 млрд долларов США (снижение на 3,2 млрд долларов США годом ранее). Сумма предоставленных торговых кредитов и авансов составила 3,8 млрд долларов США (8,7 млрд долларов США), портфельные активы приросли на 3,5 млрд долларов США (0,8 млрд долларов США).
Объем сомнительных операций*(3) сократился почти втрое по сравнению с 2013 годом, его величина составила 8,2 млрд долларов США.
Чистый вывоз капитала частным сектором вырос с 44,1 млрд долларов США до 78,6 млрд долларов США.
Международные резервы Российской Федерации на 1 октября 2014 года составили 454,2 млрд долларов США. С начала года они сократились на 55,4 млрд долларов США, в том числе за счет операций, учтенных в платежном балансе, - на 43,4 млрд долларов США. Отрицательная переоценка в сумме 14,9 млрд долларов США сформирована преимущественно за счет укрепления позиций доллара США на международном рынке.
В январе-сентябре 2014 года объем интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке достиг 41,5 млрд долларов США, все продажи были совершены в январе-апреле. Другие значимые изменения резервов также имели отрицательный знак и были представлены: закрытием сделок СВОП с кредитными организациями - резидентами; платежами Минфина России по внешнему долгу и др.
Стоимость монетарного золота на 1 октября 2014 года выросла до 45,0 млрд долларов США. В отчетном периоде прирост стоимости золотого запаса на 5,0 млрд долларов США сформировался преимущественно вследствие приобретения металла Банком России на внутреннем рынке, положительная переоценка играла незначительную роль. С начала года доля золота в международных резервах выросла на 2,1 п.п., до 9,9%.
По состоянию на 1 октября 2014 года объем международных резервов был достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 12 месяцев (на 1 октября 2013 года - 13 месяцев).
Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) снизился с начала 2014 года на 49,4 млрд долларов США и на 1 октября 2014 года составил 679,4 млрд долларов США. В результате операций, отражаемых в платежном балансе, задолженность сократилась на 10,0 млрд долларов США*(4), за счет прочих изменений, включающих курсовую и стоимостную переоценки, уменьшилась еще на 39,4 млрд долларов США.
В отчетном периоде внешние обязательства сократились у всех секторов экономики. Органы государственного управления и центральный банк уменьшили долговое бремя на 12,7 млрд долларов США, до 65,0 млрд долларов США (9,6% совокупного внешнего долга), частный сектор сократил долг на 36,7 млрд долларов США, до 614,5 млрд долларов США (90,4% совокупного внешнего долга Российской Федерации).
Задолженность федеральных органов управления уменьшилась на 12,2 млрд долларов США, до 48,7 млрд долларов США. Обязательства, принятые Российской Федерацией в качестве правопреемницы бывшего СССР, снизились на 9,5% и составили 1,8 млрд долларов США. В составе нового российского долга снижение отмечено как в сегменте ценных бумаг в иностранной валюте (на 6,3 млрд долларов США), так и в сегменте рублевых долговых инструментов (на 5,3 млрд долларов США). За счет продаж нерезидентами валютных инструментов на вторичном рынке удельный вес облигаций, номинированных в иностранной валюте, в структуре суверенной задолженности снизился до 45,9%, а доля рублевых ценных бумаг соответственно выросла до 50,5%.
Внешние долговые обязательства субъектов Российской Федерации снизились на 0,1 млрд долларов США, до 0,6 млрд долларов США.
Обязательства Банка России уменьшились на 0,4 млрд долларов США и составили 15,6 млрд долларов США. Рост задолженности по сделкам РЕПО сопровождался снижением обязательств в форме наличной национальной валюты и депозитов. В результате доля кредитов выросла с 11,4 до 22,5% (3,5 млрд долларов США), в то время как удельный вес наличной национальной валюты уменьшился с 33,8 до 23,5% (3,7 млрд долларов США). Сумма обязательств перед МВФ в части суммы задолженности по распределенным в пользу Российской Федерации СДР почти не изменилась, на нее приходилось 54,0% долга Банка России (8,4 млрд долларов США).
Внешние долговые обязательства банков с начала 2014 года уменьшились на 22,3 млрд долларов США, до 192,1 млрд долларов США, за счет однонаправленного влияния как операций, так и переоценок. Наиболее существенно снизилась задолженность по текущим счетам и депозитам - на 19,2 млрд долларов США, финансовая поддержка со стороны связанных зарубежных структур сократилась на 1,7 млрд долларов США. Доля обязательств банков в структуре внешнего долга российской экономики уменьшилась с 29,4 до 28,3%.
Внешняя задолженность прочих секторов сократилась на 14,4 млрд долларов США, до 422,4 млрд долларов США. Увеличение долга за счет операций, учитываемых в платежном балансе, на 10,7 млрд долларов США было полностью компенсировано отрицательной переоценкой и прочими изменениями, составившими в сумме 25,1 млрд долларов США. Существенно (на 12,7 млрд долларов США) уменьшилась задолженность по основному инструменту - кредитам, главным образом за счет обесценения их рублевой компоненты. Долг перед прямыми инвесторами на нетто-основе сократился на 2,4 млрд долларов США. Удельный вес задолженности прочих секторов в структуре внешних обязательств экономики составил 62,2%.
Опережающее сокращение краткосрочной задолженности, прежде всего в банковском секторе, обусловило незначительное смещение срочной структуры внешнего долга в пользу долгосрочного сегмента, доля которого выросла с 88,4 до 89,2% (605,7 млрд долларов США), удельный вес краткосрочных заимствований сократился до 10,8% (73,7 млрд долларов США). Удельный вес обязательств, номинированных в иностранной валюте, вырос с 74,3% на 1.01.2014 до 77,2% (524,7 млрд долларов США) на 1.10.2014 при соответствующем снижении рублевых обязательств до 22,8% (154,7 млрд долларов США).
По состоянию на начало октября 2014 года внешний долг Российской Федерации в расчете на душу населения составил 4,6 тыс. долларов США (5,0 тыс. долларов США - на начало октября 2013 года).
Снижение внешней задолженности не привело к существенному изменению индикаторов долговой устойчивости Российской Федерации - по состоянию на конец отчетного периода они оставались умеренными в соответствии с международными критериями: отношение внешнего долга к ВВП составило 33% (34% в сопоставимом периоде 2013 года).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банком России подготовлены данные о платежном балансе и внешнем долге Российской Федерации в январе-сентябре 2014 г.
В указанном периоде платежный баланс формировался на фоне ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и усиления геополитических рисков. Оборот внешней торговли товарами снизился по отношению к базисному периоду на 2,8%. Экспорт товаров сократился на 0,6% (за счет уменьшения поставок основных топливно-энергетических товаров). При этом вырос вывоз продовольственных товаров и сырья для их производства.
В географической структуре экспорта доля стран ЕС составила 53,3%, АТЭС - 20,7%, ТС - 6,8%. Наибольшие объемы поставок приходились на Нидерланды (14%), Китай (7,5%), Италию (7,4%) и Германию (7,2%).
Импорт товаров уменьшился на 6,1%. Это стало следствием отсутствия потребности в инвестиционных товарах, а также сокращения доходов населения из-за падения курса рубля. Наиболее существенно сократился ввоз наземного транспорта и фармацевтической продукции.
В географическом распределении импорта доля государств ЕС составила 41,3%, АТЭС - 36,3%, ТС - 6,9%. Важнейшими партнерами являлись Китай (17,5%), Германия (11,5%) и США (6,6%).
Чистый вывоз капитала частным сектором вырос до 78,6 млрд долл. США.
Международные резервы Российской Федерации на 1 октября 2014 г. составили 454,2 млрд долл. США. С начала года они сократились на 55,4 млрд долл. США.
Внешний долг России снизился с начала 2014 г. на 49,4 млрд долл. США и на 1 октября 2014 г. составил 679,4 млрд долл. США. Однако это не привело к существенному изменению индикаторов долговой устойчивости России - по состоянию на конец отчетного периода они оставались умеренными.
Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации в январе-сентябре 2014 года
Текст баланса опубликован в "Вестнике Банка России" от 9 апреля 2015 г. N 31-32