Во исполнение пункта 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Одобрить проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета "Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза" (прилагается) и внести его для рассмотрения Советом Евразийской экономической комиссии.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии |
В. Христенко |
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СОВЕТ | |||||
РЕШЕНИЕ
| |||||
" |
" |
20 |
г. |
N |
г. |
О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета
"Об Основных направлениях экономического развития
Евразийского экономического союза"
Во исполнение пункта 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Одобрить проект решения Высшего Евразийского экономического совета "Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза" (прилагается) и внести его для рассмотрения Высшим Евразийским экономическим советом.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения
В. Габриелян
От Республики Беларусь
В. Матюшевский
От Республики Казахстан
Б. Сагинатев
От Российской Федерации
И. Шувалов
ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ | |||||
РЕШЕНИЕ
| |||||
" |
" |
20 |
г. |
N |
г. |
Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза
Высший Евразийский экономический совет решил:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления экономического развития Евразийского экономического союза (далее - Основные направления).
2. Рекомендовать правительствам, национальным (центральным) банкам государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) учитывать Основные направления при проведении макроэкономической политики.
3. Евразийской экономической комиссии совместно с правительствами государств-членов на основании Основных направлений:
определить перечень сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом, для дальнейшего согласования мер, направленных на использование интеграционного потенциала Евразийского экономического союза и конкурентных преимуществ государств-членов;
проработать вопросы, связанные с механизмами реализации Основных направлений;
проводить мониторинг показателей и уровня развития экономик государств-членов, показателей степени их интеграции, а также реализации государствами-членами интеграционных и национальных мер исходя из цели и задач экономического развития Союза.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Российской Федерации
Основные направления
экономического развития Евразийского экономического союза
(утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от г. N )
I. Общие положения
Настоящий документ носит рекомендательный характер и определяет перспективные направления социально-экономического развития, к реализации которых стремятся государства - члены Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) за счет использования интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ государств-членов в целях получения каждым государством-членом дополнительного экономического эффекта.
Настоящий документ обеспечивает взаимосвязь отраслевых (секторальных) программных документов, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе).
Настоящий документ предусматривает реализацию основных направлений экономического развития Союза (далее - основные направления) в период до 2030 года с учетом возможности изменения состава Союза и, соответственно, потенциальных интеграционных эффектов от сотрудничества государств-членов.
II. Определения
Для целей настоящего документа используемые понятия означают следующее:
"дополнительный экономический эффект" - улучшение и (или) стабильность значений показателей, характеризующих состояние экономики государства-члена, ее развитие и устойчивость, достигаемые за счет реализации интеграционных мер и действий;
"интеграционные действия" - действия, направленные на реализацию интеграционных мер;
"интеграционные меры" - совместная (скоординированная, согласованная) деятельность заинтересованных субъектов;
"интеграционный потенциал Союза" - совокупность возможностей, которые возникают в результате интеграционных процессов и использование которых способствует получению государствами-членами дополнительных экономических эффектов;
"конкурентные преимущества государства-члена" - совокупность условий и факторов, настоящих или будущих, которые обеспечивают опережающее развитие экономики государства-члена и использование которых возможно в интересах государств-членов и Союза в целом;
"конкурентные преимущества Союза" - совокупность конкурентных преимуществ государств-членов, которые могут быть использованы для достижения цели экономического развития Союза;
"направления экономического развития" - направления, которые характеризуют конкурентоспособность экономик государств-членов и Союза в целом и интеграционное сотрудничество в которых экономически целесообразно;
"сферы экономик, обладающие интеграционным потенциалом" -отрасли, виды деятельности, сектора экономики (в том числе определяемые в документах, разработка которых предусмотрена Договором о Союзе), интеграционные меры и действия в которых будут способствовать реализации и (или) увеличению их экономического потенциала и (или) создадут значительные положительные мультипликативные эффекты для других сфер экономик государств-членов.
Иные понятия, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, определенных Договором о Союзе.
III. Вызовы и риски экономического развития государств-членов и Союза в целом
Союз начал функционировать в период, когда в мире происходят существенные изменения экономических процессов, влияющие на перераспределение факторов экономического развития между странами и континентами, возникновение новых центров экономического развития, в частности в Азии и Южной Америке. В этих условиях меняется технология принятия глобальных решений.
Одновременно государства-члены сталкиваются и будут сталкиваться в перспективе со следующими глобальными вызовами:
усиление глобальной конкуренции, сокращение товарных и географических рынков для эффективного позиционирования государств-членов в мировой экономике, неблагоприятная внешняя конъюнктура;
взаимное усиление нескольких негативных трендов, связанных с развитием социально-демографических процессов, в том числе с изменением возрастной структуры и численности населения, баланса рабочей силы;
высокая значимость технологического развития как источника рисков и как фактора появления возможностей для развития экономик;
постепенное исчерпание существующих конкурентных преимуществ государств-членов (прежде всего связанных с сырьевой ориентацией экономик) и необходимость формирования новых преимуществ.
Кроме того, сохраняются традиционные факторы негативного влияния на экономики государств-членов, и по-прежнему сильны риски распространения кризисных явлений, что может ставить под угрозу устойчивое экономическое развитие государств-членов.
Несмотря на существующие мировые вызовы и тенденции, а также внутренние ограничения для экономического прогресса, государства-члены проводят активную политику по формированию и усилению своего экономического потенциала и реализуют национальные долгосрочные стратегии дальнейшего развития.
Членство в Союзе выступает фактором обеспечения дополнительной устойчивости и развития экономик государств-членов и одновременно является ответом на указанные вызовы благодаря интеграционным мерам и действиям.
IV. Цель и задачи экономического развития Союза
Цель экономического развития Союза в долгосрочном периоде заключается в содействии достижению и поддержанию качественного и устойчивого экономического роста государств-членов и Союза в целом за счет реализации их конкурентных преимуществ.
Реалистичность достижения указанной цели в Союзе определяется следующими предпосылками.
Во-первых, общие долгосрочные ориентиры экономической политики государств-членов (поддержание макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности экономик государств-членов) определяют возможность реализации широкого комплекса интеграционных мер и действий (в том числе структурных) по всем направлениям развития. Их реализация позволит приблизиться к достижению национальных целевых ориентиров в тех случаях, когда эти ориентиры не противоречат интересам других государств-членов, выполнять стоящие перед государствами-членами задачи с большей эффективностью и обеспечить новые источники роста и развития экономик. Различия в национальных приоритетах развития создают основу для взаимодополняемости экономик государств-членов.
Во-вторых, интеграционные процессы способствуют формированию общего (единого) рынка посредством дополняющих друг друга механизмов: обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (в том числе путем сокращения изъятий, ограничений и барьеров), проведения скоординированной (согласованной, единой) политики, не противоречащей положениям Договора о Союзе.
В-третьих, большим интеграционным потенциалом обладают сферы экономик, обеспечивающие мультипликативный эффект, а также новые направления и сферы, которые будут развиваться с учетом вызовов нового технологического уклада. Также дополнительное развитие получат практически все сферы экономик государств-членов, для которых имеет значение масштаб рынка.
В-четвертых, участие государств-членов в интеграционных процессах осуществляется в том числе в целях либерализации условий доступа продукции государств-членов на мировой рынок и улучшения предпринимательского климата для привлечения инвестиций. Существующие конкурентные преимущества Союза (размер территории, масштабы рынка, природные ресурсы, транзитный потенциал, социально-культурный фактор) смогут обеспечить высокую привлекательность экономик государств-членов для иностранных и национальных инвесторов с учетом потенциальных интеграционных проектов.
Достижение указанной цели в условиях существующих вызовов и возможностей обеспечит совместное решение следующих задач:
содействие достижению национальных долгосрочных и среднесрочных целей по повышению устойчивости и конкурентоспособности экономик государств-членов;
формирование дополнительных источников экономического развития на основе реализации конкурентных преимуществ государств-членов и Союза;
повышение взаимной открытости и значимости экономик государств-членов посредством сокращения изъятий, ограничений и барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
содействие усилению позиций государств-членов на рынке третьих стран и в международных организациях.
Достижение указанной цели и решение поставленных задач будет обеспечено за счет реализации интеграционных мер и действий по основным направлениям, указанным в разделе V настоящего документа, в предусмотренных разделом VI настоящего документа сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом.
V. Основные направления экономического развития
1. Обеспечение макроэкономической устойчивости
Обеспечение макроэкономической устойчивости является задачей как краткосрочного, так и долгосрочного периода. Меры, инструменты и механизмы решения этой задачи должны быть адаптивными к меняющимся условиям. С другой стороны, они должны стать условием долгосрочного развития, не противоречить другим стратегическим задачам.
Достижение макроэкономической устойчивости обеспечит стабильность макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов, предсказуемость проводимой экономической политики, даст представление о наличии у государств-членов достаточных ресурсов и инструментов для своевременного реагирования на возникающие дисбалансы.
Реализация указанного направления посредством соблюдения макроэкономических показателей, предусмотренных Договором о Союзе, предупреждения макроэкономических дисбалансов, совершенствования аппарата макроэкономического анализа и прогнозирования, оценки эффектов взаимного влияния может дополняться разработкой согласованных антициклических и стимулирующих мер.
Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления должно способствовать, в частности, развитию и повышению технологического уровня и диверсификации национального производства и экспорта, поддержанию устойчивого состояния платежных балансов и достаточного уровня сбережений в экономике государств-членов, снижению и поддержанию на стабильно низком уровне внешней задолженности государств-членов.
2. Создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности
Современные тенденции мировой экономики, характеризующиеся сохранением рисков и неопределенностей глобального развития, высокой волатильностью важнейших товарных рынков, дальнейшим усилением международной конкуренции и ограничений доступа на рынки, актуализируют для государств-членов задачу стимулирования внутренней деловой активности и спроса на продукцию государств-членов.
Формирование единого экономического пространства, привлекательного для инвестиций и развития бизнеса, может быть обеспечено в том числе путем реализации интеграционных мер и действий в целях формирования благоприятной среды для взаимодействия между хозяйствующими субъектами государств-членов, содействия участию хозяйствующих субъектов в инвестиционных форумах и ярмарках, выявления и сокращения избыточного регулирования предпринимательской деятельности, создающего дополнительные издержки хозяйствующих субъектов на организацию и ведение предпринимательской деятельности на территориях государств-членов, повышения эффективности и снижения издержек при реализации уполномоченными органами государств-членов государственных функций и предоставлении государственных услуг, повышения уровня информационного обеспечения хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов (в том числе из третьих стран) в части, касающейся национальных и совместных проектов.
Интеграционными инструментами являются обеспечение информационного взаимодействия в рамках национальных механизмов "единого окна" во внешнеэкономической деятельности государств-членов и проведение скоординированной политики развития этих механизмов, что будет способствовать совершенствованию государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Реализация указанного направления будет сопровождаться сокращением изъятий, ограничений и барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, развитием конкуренции на трансграничных рынках Союза, созданием иных необходимых правовых, институциональных и финансовых условий.
3. Инновационное развитие и модернизация экономики
В современных условиях экономический рост развитых стран обеспечивается уровнем научно-технического потенциала и достижениями наукоемких отраслей.
Изменение основных показателей инновационного развития государств-членов демонстрирует положительную динамику, однако темпы роста являются недостаточными для усиления в перспективе позиций Союза в мировой экономике. Государства-члены имеют низкий показатель доли высокотехнологичного экспорта в валовом внутреннем продукте и при этом обладают значительным конкурентным научным и производственным потенциалом в ряде отраслей.
Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления должно способствовать ускорению реализации национальных планов (программ, стратегий, концепций) в части формирования условий для инновационных структурных сдвигов (включая вопросы модернизации экономик государств-членов, коммерциализации научных разработок), росту объемов производства и экспорта инновационной продукции и технологий, опережающему увеличению производительности труда, повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов в инновационной продукции, в том числе произведенной в государствах-членах, увеличению инвестиций в высокотехнологические сектора экономики и масштабов отдачи от таких инвестиций.
При реализации направления посредством создания необходимых правовых, институциональных, финансовых условий для инновационного развития и модернизации экономик следует учитывать мировую практику, свидетельствующую о том, что меры согласованной экономической политики государств-членов могут способствовать активному участию государств-членов в становлении нового технологического уклада, экономически выгодной разработке и внедрению инноваций на совместной основе, трансферу технологий из развитых стран для совместного использования внутри интеграционного объединения с экономией бюджетных средств и использованием научно-технологического потенциала государств-членов на взаимовыгодной основе.
4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза
В долгосрочной перспективе в мировой финансовой системе будет происходить ужесточение регулирования деятельности финансовых организаций в целях минимизации системных рисков и обеспечения финансовой стабильности на основе международных стандартов и наилучших мировых практик. В этих условиях возникают риски сокращения числа участников финансового рынка и усложнения доступа к финансовым ресурсам для инвесторов.
Сотрудничество государств-членов в валютно-финансовой сфере, осуществляемое путем скоординированного регулирования в сфере финансовых рынков, проведения согласованной валютной политики, формирования интегрированного биржевого пространства, в том числе путем расширения взаимного допуска участников финансового рынка, совершенствования регулирования инфраструктуры рынка ценных бумаг (в том числе в части учета прав на ценные бумаги), проведения расчетов на финансовом рынке государств-членов и обеспечения прямого доступа инвесторов и профессиональных участников к финансовым рынкам государств-членов, имеет ключевое значение.
Указанное сотрудничество будет стимулировать свободу движения товаров, услуг и капитала, создание общего финансового рынка Союза на базе гармонизированного законодательства государств-членов с общими передовыми стандартами предоставления финансовых услуг, а также рост инвестиционной привлекательности экономик государств-членов за счет снижения системных рисков и расширения инвестиционных возможностей и прозрачности законодательства государств-членов в сфере финансов.
В целях проведения согласованной валютной политики государства-члены принимают меры по координации политики обменного курса национальных валют для обеспечения расширения использования национальных валют государств-членов во взаимных расчетах резидентов государств-членов, в том числе по проведению взаимных консультаций с целью выработки и координации мероприятий курсовой политики.
Доступность финансовых ресурсов, прежде всего кредитных, является необходимым условием развития реального сектора и сферы услуг и предполагает совершенствование работы и создание при необходимости новых совместных институтов и механизмов развития, развитие лизинговых механизмов и инструментов финансовой поддержки экспортеров совместно производимой продукции и услуг.
5. Инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала
Для формирования общего (единого) рынка Союза инфраструктура имеет ключевое значение. Свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы находится в зависимости от уровня развития инфраструктуры.
Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления усилит их стратегический транзитный потенциал посредством развития инфраструктуры железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта, выработки согласованной позиции па международных площадках в целях продвижения общих интересов по реализации транзитного потенциала Союза, гармонизации законодательства государств-членов в сфере транспорта с учетом принципов международного права, закрепленных в многосторонних соглашениях и конвенциях по транспорту и таможенным правоотношениям, в целях интеграции транспортных систем государств-членов в мировую транспортную систему и расширения участия государств-членов в крупных международных транспортных проектах.
Вопросы реализации транзитного потенциала не ограничиваются развитием транспортной инфраструктуры. Ключевую роль играют стимулирование создания единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг, повышение качества транспортных услуг, совершенствование таможенных, пограничных процедур и процедур транспортного контроля с учетом функциональных возможностей видов транспорта.
Целевым направлением является совершенствование таможенного и пограничного контроля, повышение его эффективности при одновременном сокращении времени на реализацию контрольных функций.
Формирование транспортных коридоров на потенциально востребованных маршрутах с возможным созданием и развитием в будущем транспортно-логистических центров повысит конкурентоспособность продукции государств-членов, в том числе за счет снижения транспортных издержек (финансовых и временных), применения согласованных перевозчиками государств-членов сквозных тарифных ставок на участках маршрутов, проходящих по территориям двух и более государств-членов и позволяющих привлекать новые, ранее не осуществлявшиеся перевозки. Результирующим эффектом станет также увеличение поступлений в доходную часть бюджетов государств-членов.
В целях упрощения осуществления таможенных операций с учетом выстраивания оптимальных логистических цепочек, исполнения контрактов на ввоз на территорию государства-члена и вывоз с такой территории товаров, сокращения финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности и с учетом стремления государств-членов к отмене принципа резидентства необходимо обеспечить возможность таможенного декларирования товаров в любом государстве-члене независимо от места регистрации юридических и физических лиц.
Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления также должно способствовать повышению доступности и развитию сети объектов инфраструктуры в широком смысле посредством создания новых инфраструктурных объектов в интересах государств-членов и развития совместно используемой государствами-членами инфраструктуры.
Одним из таких инструментов может стать создание интегрированного биржевого товарного рынка, призванного обеспечить равный и конкурентный доступ участников к товарным рынкам и соответствующим элементам логистической инфраструктуры государств-членов.
6. Развитие кадрового потенциала
Человеческий капитал является одним из основных факторов экономического роста в инновационной экономике, переход к которой закреплен как приоритет в стратегических документах всех государств-членов.
Актуальность реализации указанного направления в государствах-членах и в мире в целом связана с прогнозируемым дефицитом высококвалифицированных трудовых ресурсов, необходимостью формирования резерва человеческого капитала, развитием высокотехнологичных секторов, требующих использования междисциплинарного подхода и постоянного обновления знаний, а также с необходимостью создания условий для развития и комфортного проживания населения государств-членов и творческого потенциала людей. Указанные факторы являются важными составляющими для последовательного повышения производительности труда.
Реализация указанного направления будет обеспечена путем формирования необходимых правовых, институциональных, финансовых условий, в том числе координации политики по защите прав потребителей, взаимодействия в сфере учета трудящихся государств-членов и мониторинга движения рабочей силы, сотрудничества по вопросам обеспечения эффективного функционирования рынка труда, интеграции науки, образования и бизнеса, развития образования, координации деятельности в целях своевременного реагирования на изменяющиеся тенденции на мировом и внутреннем рынках труда, в структуре экономик государств-членов.
7. Ресурсосбережение и повышение энергоэффективности
Перспективным направлением повышения конкурентоспособности экономики становится не только повышение энергоэффективности, которая с учетом природно-климатических условий и структуры экономик имеет ограничение для энергоемких экономик государств-членов, но и ресурсосбережение, под которым понимается рациональное и экономное использование природных и материальных ресурсов.
Актуальность указанного направления определяется также тем, что в условиях жесткой конкуренции на внутреннем рынке и рынке третьих стран ужесточаются требования к продукции. Повышение информированности потребителя и развитие электронных торговых площадок приводят к увеличению конкуренции на трансграничных рынках. Это означает, что небольшие отличия в производимой продукции, востребованные потребителями, могут давать значительные конкурентные преимущества. Одним из факторов, обеспечивающих в этих условиях преимущественное положение на внутреннем рынке и рынке третьих стран, является сокращение издержек посредством ресурсосбережения и повышения энергоэффективности (снижения энергоемкости) в течение всего жизненного цикла продукции.
Кроме того, перед государствами-членами стоит задача удовлетворения потребностей их экономик и населения в энергоносителях за счет эффективного использования при снижении нагрузки на окружающую среду. Решение указанной задачи возможно в том числе путем развития возобновляемых источников энергии.
Реализация указанного направления предполагает в том числе разработку единых требований и стандартов по энергоэффективности и ресурсосбережению к ввозимой и выпускаемой в обращение на территориях государств-членов продукции, формирование совместной научной платформы для разработки и коммерциализации энергоэффективных технологий по увеличению глубины переработки энергоресурсов, для строительства объектов энергетической инфраструктуры с минимальными отрицательными последствиями для окружающей среды, производство (импорт из третьих стран) энергосберегающих производственных технологий, стимулирование применения энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе наилучших и доступных технологий, совершенствование системы переработки отходов и усиление использования вторичного сырья, а также развитие малоэнергоемких секторов экономики и развитие возобновляемых и альтернативных источников энергии, в том числе развитие атомной промышленности и расширение участия государств-членов в реализации проектов в сфере атомной энергетики.
Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления должно способствовать снижению энерго- и ресурсоемкости экономик государств-членов, росту конкурентоспособности производств, в том числе их экологической составляющей, сокращению вредных выбросов в атмосферу, развитию рынка работ и услуг в сфере энерго- и ресурсосбережения, переработки отходов.
8. Региональное развитие
(межрегиональное и приграничное сотрудничество)
Реализация основных направлений, в том числе в реальном секторе и сфере услуг, потребует поэтапного привлечения административно-территориальных образований (единиц) государств-членов, включая административно-территориальные образования (единицы), имеющие общую границу с административно-территориальными образованиями (единицами) других государств-членов, которые играют значительную роль в национальных экономиках и во многом определяют уровень интеграционного взаимодействия. На такие административно-территориальные образования (единицы) приходится значительная часть взаимной торговли, обмена услугами и существенная доля формируемого совокупного валового внутреннего продукта.
В настоящее время региональное сотрудничество между государствами-членами реализуется на двусторонней основе, что обеспечивает развитие взаимной торговли. В то же время взаимодействие в сфере промышленного сотрудничества и производственной кооперации может получить дополнительный стимул развития при поддержке региональных инициатив сотрудничества на многосторонней основе в рамках Союза, в том числе посредством создания условий для взаимодействия и обмена опытом, что будет способствовать росту взаимной значимости рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы государств-членов, формированию новых производственных связей, повышению эффективности рынка труда и созданию новых рабочих мест (в частности в малом и среднем бизнесе).
9. Реализация внешнеторгового потенциала
Экономическое развитие государств-членов в условиях глобализации предполагает осуществление ими модернизации экономик на постоянной основе, в том числе за счет интенсификации производства конкурентоспособных на внутреннем рынке и рынке третьих стран продукции и географической диверсификации товарных потоков, а также поддержку партнерских отношений с третьими странами и интеграционными объединениями, обеспечение благоприятных условий для привлечения в экономики инвестиций и сокращение транзакционных издержек, в том числе во внешней торговле.
Дисбалансы в экономике наряду с ограничениями внутреннего и внешнего спроса обусловили тенденцию замедления темпов роста внешней и взаимной торговли государств-членов.
В условиях сохранения потребности в модернизации экономик государств-членов ценовая конкурентоспособность продукции государств-членов не может рассматриваться как единственная составляющая гарантии ее сбыта. Усиливающаяся конкурентная борьба за мировые рынки сбыта делает обеспечение экспорта произведенной продукции отдельной задачей экономической политики государств-членов со специфическими подходами и инструментами ее решения.
Реализация внешнеторгового потенциала Союза предполагает в том числе поддержку развития отраслей экономики, развитие взаимовыгодного сотрудничества с третьими странами и их интеграционными объединениями, а также международными организациями. При этом важным направлением внешнеторговой политики Союза следует признать институциональное, организационное и информационно-аналитическое обеспечение продвижения товаров Союза.
Наиболее актуальными задачами по реализации внешнеторгового потенциала Союза являются освоение производителями государств-членов новых товарных и географических рынков, а также планомерное повышение доли продукции обрабатывающей промышленности (в том числе высокотехнологичных товаров) в экспорте.
В связи с этим большое значение также приобретает развитие международного сотрудничества Союза с третьими странами. Международное сотрудничество государств-членов и Союза с третьими странами и их интеграционными объединениями предполагается осуществлять в форме диалогового взаимодействия, а также заключения непреференциальных и преференциальных соглашений по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Сотрудничество государств-членов и Союза с международными организациями, формирующими правила международной торговли, должно иметь целью обеспечение интересов государств-членов, их предпринимательского сообщества и потребителей.
Необходимо также обеспечивать эффективную реализацию элементов торговой политики, предполагающих регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках компетенции Союза. Деятельность, направленная на реализацию внешнеторгового потенциала Союза, будет способствовать расширению рынка сбыта продукции государств-членов и увеличению его доли на мировом рынке, налаживанию кооперационных связей и увеличению объемов взаимной торговли с новыми перспективными партнерами, росту доверия к Союзу со стороны зарубежных торговых партнеров и потенциальных инвесторов, развитию научно-технического сотрудничества, разработке и использованию передовых технологий и ноу-хау, информационному обмену по ключевым вопросам межгосударственного взаимодействия, а также повышению конкурентоспособности продукции государств-членов за счет неценовых факторов.
VI. Реализация основных направлений
Реализация основных направлений обеспечивается следующими дополняющими друг друга механизмами:
обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в том числе путем сокращения ограничений и барьеров;
проведение скоординированной (согласованной, единой) политики в соответствии с Договором о Союзе, в том числе в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом.
Наличие единого экономического пространства будет способствовать созданию условий для стабильного развития экономик, росту и развитию производств, свободному перемещению и адаптации торговых потоков, выбору места расположения организаций (центров прибыли и инвестиций, трудовых ресурсов), а также развитию конкуренции на трансграничных рынках и использованию эффективных инструментов защиты конкуренции. Сокращение изъятий, ограничений и барьеров усилит конкуренцию юрисдикций государств-членов, что окажет в целом положительное влияние на инвестиционный и деловой климат каждого государства-члена и Союза в целом.
Координация экономической политики, решений и действий государств-членов в приоритетных областях экономического развития позволяет реализовывать комплексные меры, сокращать уровень зависимости от внешних негативных явлений, включая кризисные явления, и снижать риски устойчивого экономического роста государств-членов, что упрощает достижение долгосрочных национальных ориентиров, стимулирует экономическое сотрудничество, создание соответствующих производственных цепочек и др.
Координация действий государств-членов позволяет применять проектные подходы в работе, включая реализацию пилотных проектов, достигать интеграционного консенсуса по финансовым механизмам реализации комплексных мер, имеющих мультипликативный эффект. Реализация основных направлений не потребует финансирования, не направленного на решение стратегических национальных задач.
Практическое применение указанных механизмов будет осуществляться через комплекс мероприятий, реализуемых в краткосрочном и среднесрочном периодах. Договор о Союзе предусматривает разработку ряда документов, определяющих возможности и условия получения дополнительного экономического эффекта каждым государством-членом с учетом особенностей сфер экономики, в которых достигаются договоренности о сотрудничестве.
Интеграционные меры и действия, направленные на реализацию основных направлений, отражаются в основных ориентирах макроэкономической политики. В целях получения информации о ходе реализации основных направлений Евразийской экономической комиссией и государствами-членами осуществляется мониторинг.
В рамках мониторинга реализации основных направлений возможна подготовка долгосрочного прогноза экономического развития Союза до 2030 года на вариантной (сценарной) основе, в котором оцениваются макроэкономические результаты интеграционного сотрудничества.
Положительное изменение и (или) стабильность значений макроэкономических показателей, отражающие наличие у государств-членов достаточных ресурсов и инструментов для своевременного реагирования на возникающие экономические вызовы, будут обеспечены в рамках проведения государствами-членами согласованной макроэкономической политики. При этом интеграционные действия рекомендуется направить па выявление и предупреждение негативных экономических явлений, смягчение их последствий для экономик государств-членов.
Положительное изменение и (или) стабильность значений показателей экономического развития государств-членов будут обеспечены посредством сокращения изъятий, ограничений и барьеров и проведения скоординированной (согласованной, единой) политики по направлениям, определяющим конкурентоспособность экономик государств-членов и Союза в целом, а также в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом, в развитии которых заинтересованы государства-члены.
В целях выявления сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом, могут применяться критерии, которые отвечают целям и задачам экономического развития государств-членов.
Отдельные сферы экономики могут соответствовать сразу нескольким критериям, что характеризует высокий потенциал их интеграционного развития.
1. Сферы экономики, интеграция в которых обеспечивает мультипликативный эффект для экономик государств-членов и Союза в целом
Потенциал получения мультипликативного эффекта может являться одним из критериев определения соответствующей сферы экономики, в которой такой эффект может быть достигнут за счет реализации интеграционных мер и действий. Например, сотрудничество в таких сферах экономик государств-членов, как энергетика, финансовые, информационные, телекоммуникационные, транспортные услуги и др., обеспечит не только их собственное развитие, но и мультипликативный эффект для других сфер экономик государств-членов.
2. Сферы экономики с высокой актуальностью и (или) потенциалом импортозамещения за счет кооперации государств-членов
Опережающий рост развивающихся стран и либерализация мировой торговли могут привести к дополнительному предложению готовой и промежуточной продукции на общем (едином) рынке, что усилит конкуренцию со стороны импорта. В отдельных случаях это может угрожать экономической безопасности государств-членов. Соответственно, указанному критерию удовлетворяют сферы экономики с высокой долей импорта продукции из третьих стран. Потенциально конкурентоспособные отрасли экономик государств-членов, которые выпускают продукцию с высокой добавленной стоимостью и развитие которых сдерживается импортом из третьих стран, также могут получить новый импульс развития за счет реализации интеграционного потенциала.
3. Существующие и перспективные для наращивания экспорта в третьи страны сферы экономики
В части интеграционного взаимодействия возможна координация действий государств-членов по созданию благоприятных условий для развития соответствующих сфер экономики, включая кооперацию в части сбытовой и маркетинговой политики и поддержку внедрения современных технологий.
4. Сферы экономики, обладающие конкурентными преимуществами в Союзе и перспективами роста поставок товаров и услуг на внутренний рынок за счет специализации экономик государств-членов
В сферах экономики, где четко прослеживается специализация экономики одного из государств-членов (чистая специализация), необходима координация в целях максимально возможного использования конкурентных преимуществ этого государства-члена в интересах других государств-членов. Специализация экономики одного государства-члена не означает стремления к запрету производства сходной продукции в других государствах-членах, что в рыночных условиях невозможно. С другой стороны, в случае наличия очевидных конкурентных преимуществ одного государства-члена в определенной сфере экономики, поддержка развития этой сферы может быть усилена по сравнению с другими государствами-членами. В случае общей специализации экономик государств-членов постепенная переориентация на потребление более конкурентоспособной продукции из других государств-членов стимулирует более продуктивное использование высвобождающихся национальных ресурсов, рост производительности труда и снижение доли сходной импортируемой продукции из третьих стран. Замещение в результате роста импорта промежуточной продукции из одних государств-членов может привести к снижению выпуска аналогичной продукции в других государствах-членах, но мобильность факторов производства (через рынки труда и капитала) обуславливает перераспределение этих факторов в более эффективные компании, что в конечном счете приведет к повышению общей эффективности экономики.
5. Сферы экономики, встроенные в международные производственные цепочки и производственные цепочки в рамках Союза
Для оценки конкретных преимуществ межгосударственного сотрудничества и выявления проблем и потенциальных рисков, с которыми сталкиваются предприятия в конкретных сферах экономики государств-членов, необходимо изучение также практики построения производственных цепочек в рамках Союза с подготовкой системных предложений. Реализация интеграционного потенциала предполагает формирование таких условий ведения предпринимательской деятельности в Союзе, при которых создание кооперационных связей становится экономически целесообразным для хозяйствующих субъектов государств-членов.
Сотрудничество в сферах экономик государств-членов, интегрированных в международные производственные цепочки, позволяет разрабатывать интеграционные меры и действия, направленные на повышение роли государств-членов в создании мировой добавленной стоимости и формирование эффективных производственных цепочек в рамках жизненного цикла продукции на общем (едином) рынке, в том числе с участием компаний из третьих стран.
6. Отрасли будущего
Долгосрочные планы экономического развития Союза должны быть нацелены не только на увеличение доли компаний государств-членов (в том числе совместных) на рынках товаров (работ и услуг), но и на поиск и формирование новых рыночных ниш и сегментов, обладающих достаточной емкостью. Указанное направление включает сферы экономики, в которых возможны отказ от концепции догоняющего развития и концентрация интеграционных усилий на развитии человеческого потенциала, снижении зависимости от импорта современных технологий. В первую очередь это относится к технологиям и областям производства наукоемкой продукции в период становления нового технологического уклада. С учетом того, что речь идет, как правило, о новых дорогостоящих технологиях, требующих чрезвычайно высокой квалификации специалистов, тесное интеграционное сотрудничество существенно повышает вероятность достижения успеха. Перспективно сотрудничество в сферах, не представленных в структуре экономик государств-членов и обладающих перспективами долгосрочного роста доли на внутреннем рынке и рынке третьих стран. К отраслям будущего могут быть отнесены нанотехнологии, сферы информационных и коммуникационных технологий, 3D-принтинг, технологии фотоники, робототехники, автоматизации и роботизации производств, биотехнологии, обработка редкоземельных элементов, материаловедение и производство композиционных материалов, новое градостроительство, инжиниринг и промышленный дизайн, технологии энергоэффективности и энергосбережения и др. К этой группе также могут быть отнесены технологии управления как в государственном, так и в коммерческом секторе, которые соответствуют современным технологическим и социальным стандартам.
7. Сферы экономики, регулируемые государством, и сферы с высокой долей компаний с государственным участием
В регулируемых государством сферах экономики свобода осуществления предпринимательской деятельности ограничена (посредством прямого государственного управления и (или) установления обязательных требований и нормативов). С точки зрения интеграционного сотрудничества такие сферы обладают интеграционным потенциалом роста. Необходимо создать условия для их либерализации и развития, что обеспечит снижение издержек производителей государств-членов, повысит конкурентоспособность производимой продукции, сформирует свободный рынок соответствующей продукции. Критерий участия государства позволит определить сферы экономики, в которых возможно напрямую реализовать интеграционные меры и действия с учетом того, что государственный сектор занимает существенную долю в экономиках государств-членов, получить ощутимый экономический эффект. Такие сферы, как правило, достаточно велики (например, сферы естественных монополий), и их развитие создает значительный мультипликативный эффект.
VII. Потенциальный интеграционный эффект экономического развития Союза
Процессы регионализации в глобальной экономике формируют благоприятные условия для последовательного создания на едином экономическом пространстве собственного центра силы (сценарий "Собственный центр силы") - центра притяжения инноваций, инвестиций, высококвалифицированных кадров и производства конкурентоспособной на мировых рынках продукции, что предполагает создание условий для улучшения качества экономического роста государств-членов в долгосрочной перспективе. Использование интеграционных инструментов и механизмов обеспечит общесистемную реализацию направлений экономического развития, а также активизацию сотрудничества в несырьевых сферах экономики. Особую роль будет играть создание условий для формирования отраслей будущего, консолидация ресурсов на развитие человеческого капитала, модернизация производств, формирование благоприятной среды проживания населения государств-членов, обеспечение доступности финансовых ресурсов, необходимых для проведения технологических исследований, их коммерциализации.
Реализация указанного сценария позволит государствам-членам повысить свою долю в мировой экономике за счет производства и сбыта на внутреннем рынке и рынке третьих стран конкурентоспособной продукции, диверсифицировать экспорт и нарастить объемы ненефтегазового экспорта, снизить зависимость от импортируемых из третьих стран товаров и услуг, обеспечить эффект создания торговли, экономию от эффекта масштаба, технологического эффекта, повысить качество и уровень жизни населения.
Потенциальный эффект влияния интеграции на уровень экономического развития Союза, определяемый как разница между сценариями с текущим и максимальным уровнем интеграции ("Продленный статус-кво" и "Собственный центр силы"), оценивается в пределах 210 млрд. долларов США в текущих ценах, или в пределах 140 млрд. долларов США по паритету покупательной способности в ценах 2012 года.
Эффект от участия в Союзе к 2030 году для государств-членов оценивается до 13 процентов дополнительного прироста валового внутреннего продукта, потенциальный дополнительный прирост объемов ненефтегазового экспорта в Союзе может достичь 12 процентов (более 70 млрд. долларов США).
Интеграционное сотрудничество государств-членов может иметь существенное влияние на уровень импортозамещения, в том числе в результате переориентации потребителей Союза на конкурентоспособную продукцию внутренних производителей. Как следствие, потенциальный интеграционный эффект роста взаимной торговли более существенен в первую очередь для товаров промежуточного потребления (прирост может составить до 80 процентов для Союза в целом).
Следует отметить, что интеграционный эффект в виде роста взаимной торговли за счет перераспределения торговых потоков (эффект замещения торговли) в рамках функционирования зоны свободной торговли и Таможенного союза во многом достиг значительных размеров. Соответственно, значительный рост взаимной торговли возможен при условии реализации синергетических эффектов (экономия на масштабе, технологический эффект, создание торговли), а также в случае успешного хода работы по устранению изъятий, ограничений и барьеров.
Создание общего (единого) рынка и реализация интеграционных проектов будут создавать новые возможности для привлечения прямых иностранных инвестиций из третьих стран, которые в период до 2030 года могут играть значительную роль в совокупном интеграционном эффекте. Дополнительный приток прямых иностранных инвестиций из третьих стран может достигнуть 90 млрд. долларов США к 2030 году. При этом доля взаимных инвестиций в валовом внутреннем продукте государств-членов будет постепенно увеличиваться, а доля инвестиций из третьих стран - снижаться.
Внутренние и внешние факторы могут влиять на скорость и глубину интеграционного сотрудничества по основным направлениям экономического развития в рамках функционирования Союза, а также интенсивность и характер интеграционных процессов в реальном секторе и сфере услуг. Указанные факторы могут приводить к реализации иных сценариев (например, сценарий "Транзитно-сырьевой мост" или сценарий "Продленный статус-кво").
Сценарий "Транзитно-сырьевой мост" предполагает максимально возможное использование географического положения Союза и имеющейся сырьевой базы (возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов). Стимулом к углублению интеграции служит взаимодействие региональных центров силы (например, Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона), в рамках которых евразийское пространство становится более привлекательным для транспортировки природных ресурсов и транзита продукции, а также развития перерабатывающих производств вблизи транспортных артерий.
Реализация указанного сценария предполагает существенную активизацию интеграционного сотрудничества по направлению развития транзитного потенциала, в том числе путем формирования транспортных коридоров, реализации совместных инфраструктурных проектов в целях транспортировки сырья и транзита продукции, а также стимулирования сферы соответствующих услуг.
Реализация иных направлений экономического развития Союза происходит преимущественно в сферах, имеющих значительный мультипликативный эффект: энергетика и добывающая промышленность, в том числе путем частичной либерализации доступа к освоению природных ресурсов, формирования единых сбытовых каналов, совместного развития и использования современных технологий по добыче и переработке ресурсов и энергетического машиностроения.
Указанный сценарий предполагает максимально оперативное устранение существующих изъятий, ограничений и барьеров, препятствующих созданию эффективных транзитных коридоров, а также создание системы управления соответствующими процессами.
Интеграционный эффект в этом случае может быть несколько ниже потенциального эффекта реализации сценария "Собственный центр силы". Основные интеграционные эффекты будут выражены в увеличении грузоперевозок через территории государств-членов за счет ускорения доставки грузов, максимального упрощения соответствующих процедур. Будет активно расти доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте государств-членов. Указанный сценарий обеспечивает также географическую диверсификацию экспорта сырьевых ресурсов, рост инвестиций в добывающие отрасли, а также сопряженные с ними перерабатывающие отрасли промышленности.
В рамках сценария "Продленный статус-кво" экономики государств-членов под влиянием внутренних и внешних факторов действуют преимущественно независимо. В этих условиях экономическое развитие государств-членов основывается на собственных традиционных источниках роста, обеспечивающих невысокие равновесные темпы экономического развития, сохраняются инфраструктурные ограничения.
Указанный сценарий предполагает реализацию достигнутых интеграционных договоренностей с учетом возникающих новых изъятий, ограничений и барьеров. При этом новые синергетические эффекты (экономии на масштабе, технологический эффект, создание торговли) не приобретают масштабного характера.
Как следствие, значимый совокупный интеграционный эффект для экономик государств-членов в рамках сценария "Продленный статус-кво" приходится преимущественно на период после 2025 года (после завершения выполнения всех переходных положений, предусмотренных Договором о Союзе).
Основные направления разработаны с учетом дальнейшего углубления экономической интеграции и необходимости повышения конкурентоспособности экономик государств-членов, в связи с чем перспективным является развитие государств-членов по сценарию "Собственный центр силы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 апреля 2015 г. N 25 "О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии "О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета "Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза"
Настоящее распоряжение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования
Текст распоряжения опубликован на сайте Евразийской экономической комиссии (http://eec.eaeunion.org) 7 апреля 2015 г.