Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методика
определения нормативов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы на базе сводных расчетов рассеивания
Методика предназначена для определения нормативов выбросов ЗВ в атмосферу в соответствии с действующей нормативно-методической документацией, а также для использования при разработке, экспертизе и согласовании проектных решений по нормированию выбросов действующих, вновь проектируемых, расширяемых, реконструируемых промышленных предприятий и при составлении сводных томов "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) для города (населенного пункта)".
Основой для определения нормативов выбросов являются результаты сводного расчета рассеивания выбросов.
Методика позволяет определять для ИЗА:
- нормативный выброс г/сек, обеспечивающий концентрацию не выше ПДК с учетом совокупного влияния источников, эффекта суммации отдельных ЗВ (эффекта потенцирования) в заданных контрольных точках на границе СЗЗ и селитебных территориях;
- нормативный выброс т/год для разных типов источников с учетом объемов производства на планируемый год.
I. Основные термины и определения
Для целей настоящего документа применяются следующие термины:
Источники с постоянной нагрузкой - источники выбросов (ИЗА), мощность выбросов которых (г/сек) остается величиной постоянной независимо от времени работы.
Источники с переменной нагрузкой - ИЗА, мощность выбросов которых (г/сек) может изменяться в зависимости от технологического процесса.
Топливные источники - ИЗА, массы выбросов (г/сек, т/год) которых рассчитываются в зависимости от количества сожженного топлива по утвержденным методикам.
Контрольные точки - совокупность точек, максимальные расчетные концентрации загрязняющих веществ (ЗВ) в которых служат основой для определения нормативов выбросов.
Квота вклада источника - допустимая доля вклада ИЗА в концентрацию в контрольной точке, обеспечивающая нормативное значение концентраций.
Равное квотирование - принцип определения нормативных выбросов, при котором вклады ИЗА в контрольной точке не превышают установленной квоты; квота принимается равной для всех ИЗА.
Порог значимости вклада - наибольшее значение вклада ИЗА, ниже которого нормирование выброса источника по результатам расчета рассеивания в данной точке нецелесообразно.
II. Исходные данные определения нормативов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы
а) Информация с параметрах ИЗА по результатам инвентаризации - проектная база данных.
Проектная база данных ИЗА и планы мероприятий по снижению выбросов являются основой для нормирования выбросов. Обязательным является наличие точки привязки заводской системы координат к городской системе и угол поворота заводской системы координат.
Корректировка проектной базы данных ИЗА возможна в случае наступления следующих изменений:
- ликвидация источника,
- введения нового источника,
- изменение технологии производства,
- выполнения природоохранных мероприятий.
При временном снижении нагрузки на оборудование, временной остановке оборудования, изменения времени работы источников проектная база параметров ИЗА может не корректироваться.
б) Информация о параметрах ИЗА на год с учетом плановых объемов производства - плановая база данных.
Плановая база данных ИЗА позволяет прогнозировать расчетный уровень загрязнения на год для решения задач контроля и мониторинга, а плановые выбросы г/сек, т/год используются для получения нормативных выбросов т/год с учетом плановых объемов производства.
Информацию об ИЗА рекомендуется пополнять и корректировать временно для всех предприятий с заданной периодичностью на сновании "Карточек корректировки выбросов".
в) База данных контрольных точек. Формируется из точек, равномерно распределенных по периметру СЗЗ предприятий и расположенных в ближайшей жилищной застройке.
III. Порядок определения нормативов выбросов
Определение допустимых выбросов "г/сек" выполняется на основе анализа рассчитанных приземных концентраций в контрольных точках.
Число учитываемых вкладов ИЗА в контрольных точках определяется возможностью используемой унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА).
Алгоритм нормирования:
а) Нормирование для веществ, не входящих в группы суммации:
Равное квотирование.
Рекомендуемые значения г/с выбросов рассчитываются исходя из принципа равного квотирования вкладов ИЗА, обеспечивающих концентрацию в точке в пределах ПДК. Квота вклада (Q) определяется для каждой точки с учетом числа ИЗА, дающих вклады в общую концентрацию в этой точке.
Перед расчетом из процесса нормирования исключаются ИЗА, дающие незначительный вклад в общую концентрацию в точке (меньше ).
Квота вклада (Q) источника определяется поэтапно и рассчитывается по следующему алгоритму:
этап 1 - начальное значение квоты принимается равным
(1)
где
- общее число вкладов в точке;
- целевая концентрация в точке равная 1 ПДК, для зон санитарной охраны курортов, домов отдыха, зон отдыха городов и других территорий с повышенными требованиями к охране атмосферного воздуха - 0.8 ПДК.
этап 2 - определяется Число нормируемых вкладов при квоте т.е. число вкладов больше расчетной квоты:
(2)
где: - число нормируемых вкладов ;
- число ненормируемых вкладов ).
этап 3 - определяется новое значение Расчетной квоты :
(3)
где - сумма вкладов в долях ПДК, не превышающих текущего значения .
Если число нормируемых вкладов по квоте меньше числа нормируемых вкладов по квоте , то повторяем этапы 2 и 3, приняв .
В противном случае принимаем нормативную квоту .
Нормативное значение вклада ИЗА в долях ПДК принимается равным нормативной квоте :
(4)
Мощность выброса 3B у источника в г/с снижается пропорционально требуемому снижению вклада в точке:
(5)
В качестве норматива мощности выброса у ИЗА в г/с принимается наименьшее значение из рассчитанных во всех точках, где данный источник дает вклад в общую концентрацию.
Пример 1.
Пусть в контрольной точке дают вклады ИЗА. Величины вкладов в долях ПДК распределены следующим образом:
Концентрация в точке ПДК.
Равное квотирование
Начальное значение квоты
С учетом вклады источников 4 и 5 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов .
Пересчитываем .
Все 3 нормируемых вклада > - нормируем по квоте .
Нормативные значения вкладов:
, % снижения
, % снижения
, % снижения
Концентрация в точке с учетом нормирования
.
б) Нормирование для веществ, входящих в группы суммации:
Расчет нормативного значения вклада в контрольной точке для группы суммации в целом определяется в соответствии с п. а).
Мощность выброса по каждому веществу, входящему в группу суммации снижается пропорционально требуемому снижению вклада по группе суммации в целом.
(6)
Пример 2.
В контрольной точке по группе суммации диоксид азота (0301) и сернистого ангидрида (0330) дают вклады источников. Величины вкладов в долях ПДК распределены следующим образом:
ПДК, из них:
по двуокиси азота ПДК
по сернистому ангидриду ПДК.
По группе суммации в целом нормативные значения вкладов источников определяются аналогично примеру 1.
Нормативные значения вкладов по веществам определяем пропорционально требуемому снижению по группе суммации в целом.
.
При расчете нормативных выбросов (г/сек) по результатам расчетов в текущей точке за основу берутся не исходные вклады ИЗА, полученные при расчете рассеивания в УПРЗА, а величины вкладов, уменьшенные пропорционально снижению выбросов, определенному при анализе результатов расчета рассеивания в ранее рассмотренных точках. Такой подход позволяет избежать лишних вычислений, а также может привести к сокращению числа нормируемых ИЗА.
При анализе результатов расчета в контрольных точках в данной методике принят вариант упорядочения точек по убыванию концентрации ЗВ в точке.
Пример 3.
Проведенный расчет рассеивания выявил четыре точки с концентрацией выше нормативной. В этих точках создают вклады пять И3А. Величины вкладов и суммарные концентрации приведены в табл. 1
Таблица 1
Вклады ИЗА в суммарные концентрации
Вклады ИЗА | ||||||
номера контрольных точек |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общая концентрация |
1 |
2.50 |
0.80 |
0.35 |
0.20 |
0.15 |
4.00 |
2 |
1.00 |
0.50 |
1.00 |
0.50 |
0.00 |
3.00 |
3 |
0.50 |
0.50 |
0.50 |
0.50 |
0.50 |
2.50 |
4 |
0.50 |
0.00 |
0.00 |
1.00 |
0.50 |
2.00 |
Проведем расчет нормативов, рассматривая точки в порядке убывания суммарной концентрации.
Точка 1. В точке 1 дают вклады 5 ИЗА (строка 1 табл. 1)
Порог значимости вкладов
Начальное значение квоты
С учетом вклады источников 4 и 5 не нормируются. Сумма нормируемых вкладов .
Рассчитываем .
Все 3 нормируемых вклада > - нормируем по квоте .
Нормативные значения вкладов:
, коэффициент снижения -
, коэффициент снижения -
, коэффициент снижения -
Точка 2. В точке 2 дают вклады 4 ИЗА (строка 2 табл. 1).
С учетом рассчитанного при анализе точки 1 снижения выбросов ИЗА вклады источников 1-3 составят:
ПДК > 1
Начальное значение квоты
С учетом вклады источников 1 и 2 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов .
Рассчитываем .
Все два нормируемых вклада > - нормируем по квоте .
Нормативные значения вкладов:
, коэффициент снижения -
, коэффициент снижения -
С учетом ранее проведенного снижения на источнике 3 коэффициент снижения выброса составит 0.62* 0.62=0.38. На источнике 4 ранее не было снижения выброса.
Точка 3. В точке 3 дают вклады 5 ИЗА (строка 3 табл. 1).
С учетом рассчитанного при анализе предыдущих точек снижения выбросов ИЗА вклады источников составят:
Концентрация в точке при этом
ПДК > 1
Начальное значение квоты
С учетов вклады источников 1-3 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов .
Рассчитываем .
Нормируемые вклады > - нормируем по квоте .
Нормативные значения вкладов:
, коэффициент снижения -
, коэффициент снижения -
С учетом ранее проведенного снижения выброса на источнике 4 коэффициент снижения выброса составит 0.76*0.76=0.57. На источнике ранее снижения выброса не проводилось.
Точка 4. В точке 4 дают вклады 3 ИЗА (строка 4 табл. 1).
С учетом рассчитанного снижения выбросов источниками вклады ИЗА составят:
Концентрация в точке при этом
ПДК < 1
С учетом рассчитанного снижения выброса концентрация в 4 точке не будет превышать нормативной величины.
Коэффициенты снижения выбросов
Ожидаемые величины вкладов с учетом рассчитанного снижения выбросов ЗВ приведены в табл. 2.
Таблица 2
Ожидаемые величины вкладов с учетом рассчитанного снижения выбросов ЗВ
Вклады ИЗА | ||||||
номера контрольных точек |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общая концентрация |
1 |
0.225 |
0.216 |
0.133 |
0.114 |
0.093 |
0.781 |
2 |
0.090 |
0.135 |
0.380 |
0.285 |
0.000 |
0.890 |
3 |
0.045 |
0.135 |
0.190 |
0.285 |
0.310 |
0.965 |
4 |
0.045 |
0.000 |
0.000 |
0.570 |
0.310 |
0.925 |
Цель нормирования достигнута. Количество значащих цифр при расчетах - 3. При более точном вычислении величин в точке 3 ожидаемая концентрация практически равна единице.
IV. Нормирование масс выбросов, т/год
Для источников с постоянной нагрузкой норматив ПДВ (т/год) рассчитывается, исходя из планового времени загрузки оборудования (час/год) и определенных в комплексном расчете масс допустимых выбросов ЗВ от источников, г/с
(7)
Для источников с переменной нагрузкой норматив ПДВ (т/год) определяется по формуле:
(8)
где - максимальная масса выброса i-го компонента (г/с), определенная инвентаризацией на проектную мощность источника;
- масса выброса (т/г) i-го компонента, рассчитанная на проектную мощность производства с учетом нестационарности работы оборудования.
Для топливных источников установление нормативного выброса т/год производится на основании расчетного нормативного расхода топлива в кг/час, обеспечивающего нормативный выброс г/сек при ведении контроля за расходом топлива в кг/час следующим образом:
рассчитывается нормативный расход топлива (Вн) г/сек, обеспечивающий норматив ПДВ г/сек по стандартным расчетным методикам
(9)
(10),
где
R - коэффициент, учитывающий характеристики используемого топлива и условия сжигания, определяется в соответствии с эксплуатационными характеристиками.
- фактический расход топлива, осредненный за период превышения Т, сравнивается с нормативным и определяется сверхнормативный расход
определяем сверхнормативный расход топлива за период в течение периода (месяц, год), учитывая время Т, в течение которого наблюдается сверхнормативный расход топлива.
определяем нормативный выброс за период (т/мес., т/год) в соответствии с методиками,
(11)
где (12)
(13)
в случае, если фактический расход топлива не превышает нормативного, нормативы выбросов (т/год) устанавливаются на уровне фактических.
В случае проведения контроля за выбросами, возможно определение нормативного выброса (т/год) путем суммирования нормативных выбросов помесячно по формуле:
(14)
де М k-m фактический выброс т/месяц,
k-n месяцы, в которых утвержденный норматив ПДВ (г/сек) меньше М (г/сек) факт.,
i-m - месяцы, в которых ПДВ (г/сек) больше М (г/сек) факт.
Непременным условием возможности расчета нормативных выбросов т/год является наличие данных о ежемесячных расходах топлива и максимально возможном времени, в течение которого наблюдается сверхнормативный расход топлива в течение месяца (по данным нескольких лет).
Нормативные выбросы (т/год) для ИЗА (кроме топливных) на планируемый год, в случае, если плановые показатели по выбросам отличаются от проектных, рассчитываются следующим образом:
(15)
где - нормативный выброс (т/год) на планируемый год с учетом плановых объемов производства;
- нормативный выброс по результатам сводного расчета рассеивания выбросов на основе проектной базы данных;
- планируемый выброс (т/год);
- планируемый выброс (г/сек).
Пример.
Массы выбросов по источнику по данным инвентаризации составили 10 г/сек, 100 т/год.
Сводный расчет рассеивания выбросов с учетом рассматриваемого ИЗА показал, что на границе СЗЗ имеет место нарушение норматива качества атмосферного воздуха. При этом нормативный выброс по источнику составит 5 г/сек, 50 т/год.
Согласно карточке корректировки плановый выброс на планируемый год (г/сек, т/год) меньше масс выбросов источника по данным инвентаризации, а выброс (г/сек) больше нормативного:
8 г/сек, 30 т/год.
При этом нормативный выброс на плановый год определяется:
5 г/сек х 30 т/год / 8 г/сек = 18.8 т/год
Нормативной выброс источника на планируемый год составит:
5 г/сек, 18.8 т/год
В случае, если плановые показатели по выбросам (г/сек, т/год) меньше установленных нормативных выбросов по источнику, согласно карточке корректировки, представленной предприятием (например, 4 г/сек, 15 т/год) и снижение выбросов связано с временным уменьшением нагрузки на оборудование и времени работы, то планируемый нормативный выброс для источника составит
5 г/сек, 15 т/год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.