Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2015 г. N 47-АПГ15-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Калининой Л.А.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Пака В.A.
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе администрации г. Оренбурга
на решение Оренбургского областного суда от 22 декабря 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Пака В.А. - Полещук Т.А., возражавшей против отмены судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Пак В.А. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: г. ..., ул. ..., общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ... в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет ... руб. и не соответствует его рыночной стоимости - ... руб., определённой в отчёте независимого оценщика. Данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере.
К участию в деле привлечены филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра по Оренбургской области), министерство природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области, правительство Оренбургской области, администрация г. Оренбурга.
Решением Оренбургского областного суда от 22 декабря 2014 г. заявление Пака В.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация г. Оренбурга просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В возражениях Пак В.А. просит оставить без изменения обжалуемое решение суда, как законное и обоснованное.
В отзыве ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области указывает на то, что привлечение филиала в качестве ответчика необоснованно, и полагает, что заявителем не доказана достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что имеются основания для отмены решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права и процессуального права, исходя из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Приведённые законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога.
Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержащей перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, таковыми являются, кроме указанных, и иные отнесённые федеральным законом к ведению суда дела.
Следовательно, обращение в суд с требованием об установлении рыночной стоимости земельного участка (независимо от его формы) является основанием для возбуждения гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, рассмотрение которого пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отнесено к подсудности верховного суда республики и равных ему судов и которое подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В силу статей 24.12, 24.14, 24.17 Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами выступают прежде всего исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учёт недвижимого имущества; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Из перечисленных полномочий, а также положений статей 24.13 и 24.15 Закона об оценочной деятельности следует вывод, что Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом оценки и отражению в государственном кадастре недвижимости утверждённых результатов кадастровой оценки.
Территориальные органы Росреестра определяют кадастровую стоимость в отношении объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
При этом на основании приказа Росреестра от 26 декабря 2011 г. N П/531 с 1 марта 2012 г. полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" и его территориальные органы вправе определять кадастровую стоимость в отношении указанных объектов недвижимости (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае земельный участок с кадастровым номером ... не вошёл в перечень объектов государственной кадастровой оценки, проводимой по состоянию на 1 января 2012 г., поскольку сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 12 марта 2012 г.
Расчёт кадастровой стоимости данного земельного участка осуществлен в соответствии с п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания), с применением удельного показателя для 9 группы видов разрешённого использования для кадастрового квартала 56:44:0102006, в соответствии с приложением N 3 к постановлению от 24 декабря 2012 г. N 1122-п, то есть в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно привлёк к участию в деле ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, оценил заключение эксперта ООО "Центр экономических и юридических экспертиз" Молоткова С.В. от 27 ноября 2014 г., полученное в рамках проведения судебной экспертизы, и пришёл к выводу о том, что отчёт об оценке от 22 сентября 2014 г. N 055/14, составленный оценщиком С. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а определённая в отчёте рыночная стоимость земельного участка в размере ... руб. является обоснованной.
Данный вывод суда является ошибочным.
Из статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом исходя из анализа положений упомянутой статьи следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющего на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешённого использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями.
Постановлением правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2012 г., в перечне которых земельный участок с кадастровым номером ... не значится.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 26 сентября 2014 г. N ... земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на кадастровый учёт 12 марта 2012 г.
Таким образом, принимая во внимание, что кадастровая стоимость принадлежащего Паку В.А. земельного участка определена на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, то датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, то есть 12 марта 2012 г.
Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчёт независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Вместе с тем по заданию Пака В.А. индивидуальным предпринимателем С. подготовлен отчёт от 22 сентября 2014 г. N 055/14, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2012 г.
При проведении судебной экспертизы перед экспертом были поставлены вопросы о соответствии данного отчёта требованиям законодательства об оценочной деятельности и обоснованности указанной в нём рыночной стоимости земельного участка также по состоянию на 1 января 2012 г.
Следовательно, названный отчёт и заключение судебной экспертизы не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, в нарушение требований статей 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Допущенные судом первой инстанции нарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 22 декабря 2014 г. отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Пака В.A. об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 5... общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: г. ..., ул. ..., равной его рыночной стоимости, в размере ... руб.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2015 г. N 47-АПГ15-10
Текст определения официально опубликован не был