Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2015 г. N 20-АПГ15-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Дагестан о признании недействующим абзаца двадцать второго пункта 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утверждённого постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, по апелляционному представлению прокурора Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 13 ноября 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности решения суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, опубликованным 10 февраля 2011 г. в газете "Дагестанская правда", N 47-48, утверждён Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан (далее - Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан).
Абзацем двадцать вторым пункта 15 названного Порядка предусмотрено, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твёрдого топлива исходя из расчёта на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учётом расходов на его доставку, но не более фактически произведённых расходов.
Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с заявлением о признании приведённого правового предписания не действующим с момента его принятия, как противоречащего положениям части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 13 ноября 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном представлении прокурор Республики Дагестан просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционного представления Министерством труда и социального развития Республики Дагестан и Министерством юстиции Республики Дагестан поданы возражения о несостоятельности его доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Правительство Республики Дагестан, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство юстиции Республики Дагестан и Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан своих представителей не направили.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание нормативного правового акта субъекта Российской Федерации не противоречит положениям федерального законодательства.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Часть 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 г. N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и посёлках городского типа" педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Указанная компенсация осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты. При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твёрдого топлива исходя из расчёта на единицу площади жилых помещений с учётом расходов на его доставку, но не более фактически произведённых расходов (часть 1 статьи 4 этого Закона в редакции, действовавшей до 12 января 2015 г.).
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан утверждён постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, как это предписано в части 2 статьи 4 названного регионального Закона.
Анализ положений регионального законодательства, приведённых в судебном постановлении, свидетельствует о том, что компенсация расходов на приобретение твёрдого топлива педагогическим работникам образовательных учреждений производится по фактически произведённым расходам, но не более размера компенсации денежной выплаты, рассчитанной исходя из фактически занимаемых ими площадей жилых помещений в пределах нормативов потребления твёрдого топлива, утверждённых постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 декабря 2012 г. N 469.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции верно констатировал, что Правительство Республики Дагестан, определив порядок предоставления меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, осуществило правовое регулирование в рамках имеющейся у него компетенции.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда о том, что абзац двадцать второй пункта 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан не противоречит пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", поскольку данный региональный акт не является нормативным правовым актом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и не влияет на процесс ценообразования на твёрдое топливо, а установленные постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 сентября 2013 г. N 28 тарифы на твёрдое топливо, применяемые для расчёта размера компенсаций расходов на его приобретение для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, представляют собой предельные (максимально допустимые) уровни цен.
Доводы апелляционного представления не опровергают выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм права и не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 13 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2015 г. N 20-АПГ15-1
Текст определения официально опубликован не был